Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого" (далее - Заказчик, Университет) (вх. N 3273/22 от 13.12.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "СКС" (далее - Общество, ООО "СКС", Подрядчик) (ИНН 7105512834; квартал Малые Гончары, д.6, пом.1, г. Тула, 300057) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 30.06.2022 N ДОЖиКБ/22/104 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N 5 ТГПУ им. Л.Н. Толстого (закупка N 0366100001122000010) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
представителей Заказчика по доверенности;
- генерального директора Общества;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "СКС" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N 5 ТГПУ им. Л.Н. Толстого (закупка N 0366100001122000010) (далее - Закупка, электронный аукцион).
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке с приложенными документами размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система, ЕИС) 07.06.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 940 670,00 рублей.
30.06.2022 по итогам Закупки между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 3 700 296,65 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту) на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N5 ТГПУ им. Л.Н. Толстого (далее - Работы), расположенного по адресу: г. Тула, ул. Н. Руднева, 69 (далее - Объект) своими силами и средствами и/или силами привлеченных субподрядных организаций, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить весь комплекс работ по капитальному ремонту (далее Работы), в соответствии с извещением о закупке, техническим заданием, сметной документацией (Приложением N2 к Контракту), Градостроительным кодексом РФ, техническими регламентами, строительными нормами и правилами.
В соответствии с пунктами 3.1-3.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить предусмотренные настоящим Контрактом работы в соответствии с установленными в Контракте сроками. Никакие задержки и нарушения в выполнении работ не могут служить основанием для требования Подрядчика о продлении сроков выполнения работ, как в целом, так и по отдельным элементам (системам) здания, включая сроки выполнения этапов работ по отдельным элементам (системам) здания.
Сроки выполнения работ:
начало работ - 10.08 2022.
окончание работ - 30.09.2022.
На основании пункта 4.1 раздела 4 "Права и обязанности Заказчика" Контракта Заказчик обязан, в том числе:
4.1.1.В сроки и в порядке, предусмотренные настоящим Контрактом, принять у Подрядчика выполненные работы по Акту сдачи - приемки выполненных работ (ПриложениеN 4 к Контракту), Акту КС-2 и Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.
4.1.2.Произвести оплату выполненных объёмов работ Подрядчику в соответствии с условиями настоящего Контракта.
4.1.3.Осуществлять строительный контроль за выполнением работ (объём, сроки, качество выполнения работ) в соответствии со сметной документацией, контроль надлежащего исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств в соответствии с настоящим Контрактом и требований нормативных документов в области капитального строительства.
4.1.4.Строительный контроль может производиться Заказчиком своими силами или к его проведению могут привлекаться сторонние организации.
4.1.5.По письменному сообщению Подрядчика являться в течение суток на освидетельствование скрытых работ и составление соответствующих актов.
4.1.6.Произвести экспертизу для проверки предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных настоящим Контрактом, в части их соответствия условиям настоящего Контракта. Экспертиза результатов работ, предусмотренных настоящим Контрактом, может производиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании Контрактов, заключенных в соответствии и в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
4.1.7.Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в других статьях настоящего Контракта.
Пунктом 4.2 раздела 4 "Права и обязанности Заказчика" Контракта к правам Заказчика, среди прочего отнесены:
4.2.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
4.2.2. Отказаться от оплаты выполненных Подрядчиком работ в случае неисполнения/ ненадлежащего исполнения последним принятых на себя в соответствии с условиями настоящего контракта обязательств, до момента устранения Подрядчиком соответствующих нарушений. Отказ от оплаты выполненных работ в соответствии с настоящим пунктом не является основанием для предъявления Подрядчиком требований о продлении сроков выполнения Работ.
4.2.3. Требовать от Подрядчика предоставления надлежащим образом оформленной Исполнительной документации при приемке работ каждого элемента (системы) здания, а также при приемке выполненных работ на Объекте. За неисполнение, ненадлежащее и/или несвоевременное исполнение требований Заказчика Подрядчик несет ответственность в соответствии с условиями настоящего контракта и действующего гражданского законодательства.
4.2.4. Запрашивать информацию о ходе и состоянии исполнения Подрядчиком принятых на себя обязательств.
4.2.5. Осуществлять контроль за порядком и сроками выполнения Работ. Количество проверок и сроки их проведения определяются представителем Заказчика единолично.
4.2.6. В любое время требовать от Подрядчика приостановки выполнения Работ полностью либо в части (в том числе отдельных видов работ, либо применения отдельных видов материалов, конструкций, оборудования, изделий). Требование о приостановке выполнения Работ по настоящему контракту должно быть предъявлено в письменной форме (путем составления Акта) с указанием причин приостановки и срока его удовлетворения Подрядчиком, а также занесением соответствующей записи в журнал производства работ.
4.2.7. Приостановка работ по причине некачественного выполнения отдельных видов работ, либо применения некачественных материалов, конструкций, оборудования, изделий, систем должна быть произведена Заказчиком немедленно после выявления вышеуказанных фактов.
4.2.8. Заказчик вправе отказаться от приемки (оплаты) результата работ, в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность использования конечного результата работ для указанной цели, если данные недостатки не могут быть устранены Подрядчиком, а также потребовать от Подрядчика возмещения причиненных убытков.
В соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 "Права и обязанности Подрядчика" Rонтракта Подрядчик обязан, в том числе:
5.1.2. Выполнить и сдать Работы по Объекту качественно, в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом.
5.1.4. Любые отклонения от условий настоящего контракта, проектной и сметной документации, требований Заказчика, в том числе не влияющие на технологию и качество работ, Подрядчик обязан согласовать с Заказчиком.
5.1.11. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные контрактом.
5.1.15. Приступать к выполнению последующих работ только после приёмки Заказчиком скрытых работ и составления актов их освидетельствования. Продолжение работ без согласования скрытых работ с Заказчиком не допускается.
5.1.16. Если продолжение работ выполнено без согласования с Заказчиком в случае, когда он не был информирован об этом или информирован с опозданием, Подрядчик обязан по требованию Заказчика за свой счёт произвести вскрытие отремонтированного объекта, составить акты освидетельствования совместно с Заказчиком, а затем восстановить объект за свой счёт.
5.1.19. Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний;
- иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих пригодности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность её завершения в срок.
5.1.20. В указанных случаях срок исполнения обязательств по контракту соответственно продлевается на срок, необходимый для выявления, устранения причин (обстоятельств), что подтверждается соответствующим двухсторонним актом.
5.1.29. Передать по окончании выполнения работ Заказчику исполнительную документацию о выполненных строительных и монтажных работах, сметную документацию, акты скрытых работ, журналы производства работ.
На основании пункта 5.2 раздела 5 "Права и обязанности Подрядчика" Rонтракта Подрядчик вправе:
5.2.1. Привлечь к исполнению обязательств, предусмотренных Контрактом, других лиц (субподрядчиков), при этом ответственность перед Заказчиком за действия (бездействие) данных лиц несет Подрядчик.
5.2.2. Требовать своевременной приемки и оплаты Заказчиком выполненных работ в соответствии с разделом 7 настоящего Контракта.
5.2.3. Запрашивать у Заказчика разъяснения и уточнения относительно проведения работ в рамках настоящего Контракта.
5.2.4. Получать от Заказчика содействие (по предоставлению необходимых документов) при выполнении работ в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Разделом 8 "Производство работ" Контракта определены условия выполнения работ по контракту.
В разделе 9 Контракта согласован порядок приемки выполненных работ.
Пунктом 14.1. Контракта установлен срок действия Контракта - с даты подписания его Сторонами до "31" декабря 2022 года. включительно, за исключением обязательств по оплате, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки (штрафы, пени). Если к указанному сроку какие-либо обязательства по Контракту окажутся неисполненными, то Контракт будет действовать до полного исполнения обязательств Сторонами.
Из представленной Заказчиком, Обществом в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.
10.08.2022 письмом N 143 Общество поставило в известность Университет о том, что в результате обследования кровли им установлено, что на плоской кровле размещены кабельные линии: в стальных коробах, открыто по кровле, в том числе открыто по боковым частям парапетов, а также на кровле располагается оборудование (металлический ящик) на металлическом основании, в связи с чем производить демонтаж невозможно. Общество просит отключить на время работ и демонтировать вышеперечисленное оборудование и кабельные линии. В связи с данным фактом Общество на основании статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) приостановило производство работ.
11.08.2022 Заказчик направил Обществу письмо, в котором сообщил о том, что действующее оборудование сотовых операторов связи будет перенесено для проведения Подрядчиком работ по Контракту, а также просил дать ответ на запросы ПАО "МТС" и ПАО "ВымпелКом".
В ответ на письмо Заказчика 11.08.2022 Общество уведомило его о том, что план производства работ указан в рабочей документации ООО "Первая коллегия архитекторов", в связи с чем просит предоставить такие документы ПАО "МТС" и ПАО "ВымпелКом", произвести демонтаж оборудования и уведомить Подрядчика о возможности производства работ.
12.08.2022 Заказчиком направлена Подрядчику претензия о нарушении сроков выполнения работ, в которой среди, прочего, указано, что Университет не согласен с позицией Общества и условия исполнения Контракта соответствуют условиям, предусмотренным извещением и документацией о Закупке; сообщил, что на основании договора аренды на кровле общежития N 5 размещено телекоммуникационное оборудование операторов сотовой связи ПАО "МТС", ПАО "ВымпелКом" и ООО "Т2 Мобайл". Для освобождения кровли Заказчик обратился к указанным операторам, которые пояснили, что демонтаж оборудования приведет к перебоям сотовой связи для жителей части центрального района города Тулы, в связи с чем операторами было предложено осуществлять постепенный перенос оборудования на кровле общежития по мере выполнения ремонтных работ.
Для согласования постепенного переноса телекоммуникационного оборудования в адрес ООО "СКС" было направлено письмо о проведении совместных переговоров с операторами.
В ответном письме N 146 от 11.08.2022 Подрядчик отказался от предложения по постепенному переносу оборудования, настаивая на его полном демонтаже с кровли, таким образом, затягивая процесс проведения ремонтных работ, что, в свою очередь, может привести к смещению сроков выполнения работ на более неблагоприятный погодный период.
Учитывая изложенное, Университет предложил Обществу приступить к выполнению работ в течение 2 (двух) рабочих дней с даты получения претензии, предварительно согласовав с операторами порядок переноса оборудования.
Письмом N 170 от 25.08.2022 Общество сообщило, что производство работ по Контракту не представляется возможным до освобождения кровли и внутренних фасадных частей парапетов от кабельных линий, коммуникационных блоков и стальных конструкций, находящихся непосредственно на кровле здания и повторно просило на время производства работ отключить кабельные линии и сдемонтировать с кровельного покрытия и парапетов оборудование. В связи с данным фактом Общество на основании статьи 716 ГК РФ приостановило производство работ.
09.09.2022 в письме N 191 Общество просило Заказчика назначить комиссию для определения возможности и порядка производства работ по данному Контракту.
В письме от 12.09.2022 Заказчик указал Обществу на то, что 16.08.2022 ему была направлена претензия, в которой было предложено начать выполнение работ в течение 2 (двух) рабочих дней после получения уведомления предварительно согласовав с операторами сотовой связи порядок переноса оборудования.
По состоянию на 09.09.2022 работы по капитальному ремонту кровли общежития N 5 не начаты, порядок и сроки переноса оборудования с операторами сотовой связи не согласованы в полной мере. Таким образом, идет процесс затягивания сроков выполнения работ. Однако ПАО "МТС" и ООО "Т2 Мобайл", не имея четкого представления и письменного подтверждения о порядке и сроках проведения работ, перенесли кабельные линии на парапет кровли согласно устным договоренностям.
В связи с вышеизложенным, Заказчик предлагает Обществу приступить к выполнению работ 12.09.2022 и предоставить план график проведения работ по капитальному ремонту кровли общежития N5 в срок до 13.09.2022 для согласования переноса кабельных линий с операторами сотовой связи.
12.09.2022 Подрядчик направил Заказчику график производства работ и указал на невозможность возобновления работ по Контракту до освобождения кровли и внутренних фасадных частей (парапетов) от кабельных линий (письмо N 196).
26.09.2022 Заказчик направил Обществу письмо N 2301, в котором указал, что 12.09.2022 Подрядчику было направлено письмо, содержащее информацию о том, что ПАО "МТС" и ООО "Т2 Мобайл" перенесли кабельные линии на парапет, тем самым подготовив большую часть кровли к работам по капитальному ремонту; 14.09.2022 ПАО "ВымпелКом" завершило перенос кабельных линий, подготовив оставшуюся часть кровли к работам.
В ответ на письмо Заказчика, Общество в письме N 212 от 27.09.2022 уведомило Заказчика о возобновлении производства работ по Контракту.
30.09.2022 Заказчик в письме N 2366 сообщил Обществу о несоблюдении им требований, установленных Федеральным законом N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а именно, Подрядчик при производстве работ сбрасывал мусор с крыши здания, не затаривая его в мешки, не ограждая территорию, на которую сбрасывался мусор. Заказчик потребовал от Общества приостановить выполнение работ до приведения объекта в нормативное состояние в соответствии с требованиями безопасности.
Письмом от 04.10.2022 Общество известило Заказчика о приостановлении производства работ на основании статьи 716 ГК РФ в связи с неблагоприятными погодными условиями (шквалистый ветер).
05.10.2022 Общество в письме N 225 уведомило Заказчика о необходимости внесения изменений в проектную документацию, а именно, не демонтировать стяжку целиком, так как ее толщина 120 мм, а выполнить частичный ремонт; снять верхний слой кровельного покрытия и выполнить частичный ремонт пузырей, так как кровля состоит из стеклоткани пропитанной битумом.
06.10.2022 комиссией Заказчика был проведен осмотр кровли общежития N 5 и составлен акт, в котором отражено, что на кровле проведены следующие работы:
- частично выполнен демонтаж штукатурки парапетов;
- частично выполнен демонтаж кровельного покрытия;
- частично заложены дымвентканалы кирпичной кладкой;
-.частично выполнено оштукатуривание и шпаклевание парапетов и дымвентканалов;
- частично выполнен монтаж костылей.
Для подтверждения работ на соответствие проектно-сметной документации необходимо проведение экспертизы.
Письмом N 228 от 06.10.2022 Общество уведомило Заказчика, что при вскрытии кровли им обнаружено отсутствие стяжки, на кровле выполнено асфальтовое покрытие, в связи с чем Подрядчик просит Университет внести изменения в проектную документацию по устройству существующей кровли и оставить в ремонтных работах проливку кровли горячим битумом и устройство мягкой кровли в 2 слоя. При этом убрать устройство стяжки, так как ее выполнение на асфальтовом покрытии не целесообразно.
В письме N 2412 от 06.10.2022 Заказчик указал Обществу на то, что большая часть работ, предусмотренных Контрактом, не завершена. Ввиду неблагоприятного погодного периода, а также с учетом того факта, что к окончанию срока, предусмотренного Контрактом, работы не выполнены, завершение работ в соответствии с установленными требованиями Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, соответствующих требований и нормативов, установленных законодательством РФ, не представляется возможным. В связи с данными обстоятельствами Заказчик предложил Подрядчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон с выплатой Подрядчику стоимости фактически выполненного объема работ.
07.10.2022 Обществом направлено в адрес Заказчика письмо N 232, в котором оно уведомляет Заказчика о том, что срок выполнения работ в соответствии с условиями Контракта составляет с 10.08.2022 по 30.09.2022. В этот период Обществом неоднократно направлялись Университету письма о приостановке работ в связи с размещением на кровли оборудования и кабельных линий сторонних организаций, которые были перенесены 14.09.2022, о чем Общество было уведомлено Заказчиком лишь 26.09.2022. Поскольку приостановка работ составила 48 календарных дней, соответственно, срок окончания работ с учетом приостановки - 17.11.2022.
Также 07.10.2022 Обществом подписан акт об отказе от подписания письменного предложения о расторжении Контракта.
В письме N 233 от 07.10.2022 Общество в ответ на письмо Заказчика исх. N 2427 от 07.10.2022 и письмо проектной организации исх. N 01/10 от 07.10.2022 уведомляет о необходимости удаления асфальтового слоя на кровле и указывает на следующее:
1. Демонтаж кровельного покрытия (согласно сметы п.7,8) составляет 400 м2 толщиной 30 мм (фактически слой асфальтового покрытия 50 мм), однако монтаж старой разрушенной стяжки в сметной документации не предусмотрен;
2. Монтаж новой стяжки под огрунтовку и мягкое кровельное покрытие, согласно проекта (л.И), предусмотрено 600 м2, согласно сметы (п.59-63) -768 м2 (т.е. на всю площадь кровли), просит Университет разъяснить:
- как может быть предусмотрен в смете частичный демонтаж стяжки местами в общем объеме 400 м2, и не предусмотрен её монтаж обратно;
- так же Общество просит Заказчика (или проектную организацию) указать (или совместно с Подрядчиком согласовать) места демонтажа старой асфальтовой стяжки.
Кроме того, Общество обращает внимание, что срок окончания работ по Контракту - 17.11.2022. При этом сторонние организации освободили кровельное покрытие лишь 14.09.2022, о чем Заказчик известил Общество 26.09.2022. В настоящее время работы на объекте ведутся, что подтверждается актом осмотра кровли N 1 от 06.10.2022, и будут выполнены даже в неблагоприятных погодных условиях с соблюдением техники безопасности. Если не производить частичный демонтаж асфальтовой стяжки, то неблагоприятные погодные условия отрицательно не скажутся на ремонтных работах (то есть протечек не будет).
На основании вышеизложенного, Общество повторно предлагает Заказчику:
- не производить демонтаж существующей асфальтовой стяжки (так как она полностью при выполнении работ по устройству мягкого кровельного покрытия защищает помещения здания от протекания, в связи с тем, что имеет битумный слой и является гидроизоляционным материалом), а устройство выравнивания выполнить из битума (вместо цементной стяжки),
- заключить дополнительное соглашение на изменение стоимости работ по Контракту, в связи с тем, что не соответствует сметной документации толщина демонтируемого слоя (+20 мм) и отсутствует в смете устройство нового слоя из асфатобетонной смеси на площадь 400 м2 (устройство нового слоя на площадь 400 м2 не предусмотрено не из бетона, не из раствора);
- проектной организации предоставить техническое решение (с указанием ссылок на СП и ГОСТ) о возможности устройства цементной стяжки на асфальтовое покрытие.
В ответ на письмо Общества N 228 Заказчик в письме N 2427 сообщил о том, что необходимо удалить слой асфальтового покрытия и далее выполнять работы по проектно-сметной документации, по вопросу относительно фасонных элементов, ответ Заказчиком будет направлен после уточнения.
11.10.2022 Заказчик направил Обществу письмо, в котором уведомил последнего о приостановлении Университетом выполнения работ до согласования с проектной организацией возможных изменений проектно-сметной документации.
12.10.2022 ООО "СКС" уведомило Заказчика о том, что Обществом выполнены демонтажные работы кровельного покрытия, примыканий и парапетов, на существующей кровле имеются незащищенные деформационные швы, через которые может произойти пролитие кровли в случае дождей, в соответствии с чем приостановление выполнения работ требует выполнение консервации. Общество просит Заказчика принять решение по консервации кровли на осенне-зимний период и в связи с требованиями приостановки работ Подрядчик снимает с себя ответственность за возможные протечки.
Общество в письме N 242 от 13.10.2022 просит Заказчика согласовать перечисленные им изменения в проектной документации.
31.10.2022 Общество в письме N 254 просит Заказчика оплатить фактически выполненные работы и расторгнуть Контракт по соглашению сторон, поскольку ведутся работы по консервации кровли.
31.10.2022 Заказчик сообщил Обществу о назначении 01.11.2022 в 10-00 комиссии для приемки фактически выполненных работ и необходимости направления представителя от Подрядчика.
01.11.2022 Заказчик в письме N 2678 сообщил Обществу, что на момент приемки 01.11.2022 работы, указанные в акте выполненных работ, не завершены и просит направить уведомление о приемке после их фактического завершения.
В период с 01.11.2022 по 17.11.2022 между Заказчиком и Обществом велась переписка, касающаяся объемов и стоимости работ по Контракту.
В письме от 18.11.2022 N 2846 Заказчик сообщает Обществу о том, что выполненные Обществом работы не соответствуют строительным нормативам и для оценки фактического объема выполненных работ по Контракту Университет привлек стороннюю организацию для проведения строительно-технической экспертизы.
Письмом N 281 от 18.11.2022 Общество просит Заказчика разъяснить какие строительные нормы были нарушены Подрядчиком в период выполнения работ и провести экспертное обследование с участием представителя Общества.
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Разделом 12 Контракта предусмотрено следующее.
12.1. Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
12.2. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в соответствии с положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что по состоянию на 14.11.2022 Подрядчиком выполнено ориентировочно 60 % от общего объема работ, предусмотренных Контрактом, руководствуясь частью 2 статьи 715 ГК РФ, в связи с нарушением Обществом сроков выполнения работ, Заказчиком 14.11.2022 принято и оформлено на бумажном носителе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 30.06.2022 N ДОЖиКБ/22/104 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N 5 ТГПУ им. Л.Н. Толстого (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Решение).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком с использованием единой информационной системы сформировано и подписано электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Университета, и, соответственно, размещено в единой информационной системе 28.11.2022. Одновременно с этим в соответствующем разделе единой информационной системы в сфере закупок размещен сканированный образ бумажного документа "Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N ДОЖиКБ/22/104 от 30.06.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N 5 ТГПУ им. Л.Н. Толстого от 14.11.2022). Посредством единой информационной системы в сфере закупок Решение получено Обществом 28.11.2022.
Посчитав решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, вступившим в законную силу и Контракт расторгнутым, Заказчик направил в Тульское УФАС России настоящее обращение.
Обществом в материалы дела представлены пояснения, в которых оно указывает на несогласие с принятым Заказчиком Решением об одностороннем отказе от исполнения Контракта ввиду нарушения Подрядчиком срока на выполнение работ, предусмотренного Контрактом.
Общество указывает, что оно своевременно приступило к исполнению своих обязанностей по Контракту. Однако в результате обследования плоской наплавляемой кровли Подрядчиком установлено, что на ней размещены кабельные линии, как открыто, так и в металлических лотках по площади всей кровли, парапетам, стенам, а также оборудование в металлическом ящике, в связи с чем, ООО "СКС" направило Заказчику письмо исх.N 143 от 10.08.2022 о приостановлении выполнения работ до освобождения кровли от стороннего оборудования и кабельных линий.
Заказчик уведомил Общество о том, что сторонние организации закончили перенос оборудования лишь 26.09.2022, в связи с чем ООО "СКС" возобновило производство работ 27.09.2022.
Общество сообщает, что 11.10.2022 Университетом направлено письмо исх.N 2444 о приостановке работ по ремонту данной кровли, так как проектная документация требует корректировки, в ответ на данное требование ООО "СКС" пояснило, что кровельное покрытие демонтировано, кровля в данный момент незащищена и предложило в письме исх. N 237 от 12.10.2022 принять решение по её консервации на осенне-зимний период.
17.10.2022 Заказчиком заключен контракт N ДОЖиКБ/22/197 с ООО "Техноком" по консервации кровли, работы выполнены 31.10.2022; на основании принятого Заказчиком решения о консервации кровли, ООО "СКС" выполнило все подготовительные, а затем, предусмотренные Контрактом закрывающие работы.
На основании изложенного Общество считает, что у Заказчика не было оснований для принятия Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта и просит информацию об ООО "СКС" не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Обязательства в силу статей 309, 310 ГК РФ должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Положениями статей 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Как прямо следует из текста Решения оно принято Заказчиком на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона, пункта 12.3.3 контракта в связи с нарушением Подрядчиком сроков выполнения работ по Контракту (Подрядчиком по состоянию на 14.11.2022 выполнено ориентировочно 60 % от общего объема работ, предусмотренного контрактом). Наличие претензий Университета к качеству выполненных ООО "СКС" работ в Решении не приведено.
Пунктами 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке.
В свою очередь, пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ" разъяснено, что в случае, если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.
Таким образом, установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден.
При этом из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено следующее.
Подрядчик своевременно приступил к выполнению работ.
В силу статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Аналогичное положение предусмотрено частью 2 статьи 94 Закона, согласно которой поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
В соответствии со статьей 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохранят право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работ.
Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона (пункт 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Защита интересов другой стороны договора, не имеющей возможности контролировать обстоятельство, от которого зависит срок исполнения обязанности его контрагента, осуществляется иным образом, а именно через механизм фикции наступления или ненаступления определенного обстоятельства, чему намеренно способствовала сторона, которой это выгодно (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 157 ГК РФ, пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", пункт 52 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", далее - Постановление N 25).
В такой ситуации, если одна из сторон обязательства в обоснование отсутствия своей обязанности недобросовестно ссылается на выгодное для нее ненаступление обстоятельства, находящегося в сфере ее контроля, при истечении разумного и обычного для наступления такого рода обстоятельств срока суд вправе в соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГК РФ счесть такую обязанность наступившей. Аналогичным образом суд вправе считать обязанность стороны непрекращенной при наступлении такого обстоятельства, если такая сторона этому недобросовестно содействовала.
Следовательно, в данном случае, когда исполнение обязательств подрядчиком поставлено в зависимость от действий заказчика, то именно заказчик обязан предпринимать для наступления этого обстоятельства разумные меры, ожидаемые от любого добросовестного участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации (пункт 3 статьи 307 ГК РФ, пункт 1 Постановления N 25).
По смыслу положений статей 716, 719 ГК РФ получение заказчиком уведомления о невозможности выполнения работ влечет определенные данным нормами, в зависимости от активного или пассивного характера, реакции заказчика па данное уведомление (пункт 3 статьи 716, пункт 2 статьи 719 ГК РФ).При этом, письмом от 11.10.2022 исх.N 2444 Заказчик направил Обществу уведомление, в котором сообщил о приостановлении Университетом выполнения Подрядчиком работ до согласования с проектной организацией возможных изменений проектно-сметной документации.
Как было отражено выше, в результате обследования плоской наплавляемой кровли Подрядчиком установлено, что на ней размещены кабельные линии, как открыто, так и в металлических лотках по площади всей кровли, парапетам, стенам, а также оборудование в металлическом ящике, в связи с чем, ООО "СКС" направило Заказчику письмо исх.N 143 от 10.08.2022 о приостановлении выполнения работ до освобождения кровли от стороннего оборудования и кабельных линий.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что решение Общества о приостановке выполнения работ по Контракту является обоснованным и соответствующим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, Подрядчик в полной мере исполнил свою обязанность, предусмотренную пунктом 1 статьи 716 ГК РФ, немедленно известив Заказчика о возникших у него трудностях при исполнении Контракта.
При этом ответ Заказчика о возможности возобновления работ по Контракту Подрядчик получил 26.09.2022, в связи с чем незамедлительно возобновил работы 27.09.2022.
В дальнейшем письмом от 11.10.2022 исх.N 2444 Заказчик направил Обществу уведомление, в котором сообщил о приостановлении Университетом выполнения Подрядчиком работ до согласования с проектной организацией возможных изменений проектно-сметной документации.
Однако документов, свидетельствующих об отмене Заказчиком приостановки работ и необходимости их возобновления, в материалы дела сторонами не представлено.
Более того, как усматривается из материалов рассматриваемого дела, Заказчиком принято решение осуществить консервацию кровли общежития N 5 ТГПУ им. Л.Н. Толстого, в связи с чем между Заказчиком и ООО "Техноком" заключен контракт N ДОЖиКБ/22/197 от 17.10.2022 на выполнение работ в рамках текущего ремонта по консервации кровли общежития N 5 ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.09.2011 N 802 "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства" предусмотрено, что решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
В силу статьи 752 ГК РФ если по не зависящим от сторон причинам работы по договору строительного подряда приостановлены и объект строительства законсервирован, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ.
Таким образом, в связи с отсутствием уведомления о необходимости возобновления Подрядчиком работ по Контракту и выполнением работ по консервации объекта, дельнейшее выполнение Подрядчиком работ в рамках заключенного Контракта в принципе не представлялось возможным.
Как отражалось ранее в решении, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона, пункта 12.3.3 контракта в связи с нарушением Подрядчиком сроков выполнения работ по Контракту.
Однако, с 11.10.2022 Общество было лишено возможности выполнения работ, предусмотренных Контрактом.
В связи с изложенным, Комиссия в принципе ставит под сомнение наличие оснований, предусмотренными гражданским законодательством для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, изложенным в таком Решении, и, соответственно, правомерность самого принятого Заказчиком Решения, а меру ответственности в виде включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных не подлежащей применению.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит существенные обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий контракта, допущенных исключительно по вине Общества.
Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Подрядчика на соблюдение условий контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях Общества недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта или несоблюдения его условий.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, вины Подрядчика, выразившейся в намеренном неисполнении условий контракта, Комиссией не установлено.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком допущены, установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и не подтверждены факты существенного нарушения ООО "СКС" условий контракта.
2. В материалы дела Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта.
При таких обстоятельствах, применительно к положениям пункта 15 Правил ведения реестра, у Тульского УФАС России отсутствуют правовые основания для внесения информации об ООО "СКС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого" в отношении общества с ограниченной ответственностью "СКС" (ИНН 7105512834; квартал Малые Гончары, д.6, пом.1, г. Тула, 300057), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 19 декабря 2022 г. N 071/10/104-1465/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2022