Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
при участии представителей:
- от ООО "Аксиома": представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
- от заказчика - Краевое государственное казенное учреждение "Управление административными зданиями Правительства Хабаровского края":,
рассмотрев материалы дела N 7-3/819 по обращению заказчика - Краевое государственное казенное учреждение "Управление административными зданиями Правительства Хабаровского края" (далее - КГКУ УАЗ Правительства ХК" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Аксиома" (ИНН 2461030226/ КПП 246401001), а также о директоре (учредителе) Майоровой Клавдии Анатольевне (ИНН: 246104976800) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 06.05.2022 N 116-ЗК/2022 на оказание услуг по проведению профилактических испытаний и измерений в электроустановках до 1000В (извещение N 0322200001322000089),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
06.05.2022 по результатам осуществления закупки заключен государственный контракт между КГКУ УАЗ Правительства ХК" и участником закупки - ООО "Аксиома" на оказание услуг по проведению профилактических испытаний и измерений в электроустановках до 1000В (далее также - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта предмет контракта: оказание услуг по проведению профилактических испытаний и измерений в электроустановках до 1000В (далее - Услуга). Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать Услуги в соответствии с Технической частью (Приложение 1), Спецификацией (Приложение 2), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте.
Объем выполняемых Услуг - в соответствии с Технической частью (п. 1.2 контракта).
Согласно п. 4.1.1 контракта Заказчик вправе требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта.
Согласно п. 4.4.1 контракта Исполнитель обязан оказать Услугу, предусмотренную настоящим контрактом, в соответствии с Технической частью и в сроки, установленные в Разделе 5 "Сроки, место и условия оказания Услуги" контракта.
Срок (график) оказания Услуги - с момента заключения по 15.12.2022 (п. 5.1 контракта).
В соответствии п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с п. 1 Приложения N1 к контракту оказание услуг проводится по предварительной заявке Заказчика, направленной Исполнителю не позднее, чем за 2 дня до предлагаемой даты с указанием времени, места оказания услуг посредством любых средств связи.
10.08.2022 Заказчиком в адрес Общества направлено требование об уплате неустойки за нарушение сроков оказания услуг.
Аналогичные претензии направлены в адрес Общества 14.09.2022, 04.10.2022, 19.10.2022, 31.10.2022, 11.11.2022, 23.11.2022, 08.12.2022.
31.10.2022 Обществом направлено письмо о командировании сотрудников и организации заказа пропусков и допуска сотрудников Общества к месту оказания услуг.
Вместе с тем к оказанию услуг Общество не приступило, в связи с чем Заказчиком 23.11.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Рассмотрев материалы дела N7-3/819, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Исходя из части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом положений ст. 95 Закона о контрактной системе контракт расторгнут 05.12.2022.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Таким образом, ООО "Аксиома" не исполнены условия контракта, услуги не оказаны.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушении сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Принимая участие в закупке, ООО "Аксиома" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Аксиома", обязанный соблюдать действующее законодательство, не предпринял всех зависящих от него мер по исполнению условий контракта, допустив существенное нарушение условий контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Обстоятельств, предусмотренных пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не установлено, материалы дела не содержат.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО "Аксиома", отсутствие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявления заказчика, приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об ООО "Аксиома", его учредителе и директоре в реестр недобросовестных поставщиков.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, пояснений не представил, мер необходимых по соблюдению норм Закона о контрактной системе не принял, необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств и условиям гражданского оборота не проявил и принимает решение на основании представленных заказчиком документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - КГКУ УАЗ Правительства ХК" об ООО "Аксиома" (ИНН 2461030226/ КПП 246401001), а также о директоре (учредителе) Майоровой Клавдии Анатольевне (ИНН: 246104976800) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 06.05.2022 N 116-ЗК/2022 на оказание услуг по проведению профилактических испытаний и измерений в электроустановках до 1000В (извещение N 0322200001322000089), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 15 декабря 2022 г. N РНП-27-629
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2022