Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
в отсутствие представителей заказчика - Администрации муниципального района им. Лазо Хабаровского края, общества с ограниченной ответственностью "ПРОМЭНЕРГОГАЗ" (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/828 по обращению заказчика - Администрации муниципального района им. Лазо Хабаровского края (далее также - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - обществе с ограниченной ответственностью "ПРОМЭНЕРГОГАЗ" (ИНН 1435276493) (далее также - ООО "ПРОМЭНЕРГОГАЗ", Общество) и учредителях Общества Афанасьеве Аяне Александровиче (ИНН 141902389586), Попове Бэргэне Григорьевиче (ИНН 143531104509), Аринкине Владимире Петровиче (ИНН 143523200382) (директоре) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 03.06.2022 N 0122300006622000014/16 на строительство внутрипоселковых распределительных газопроводов для газификации жилищного фонда района имени Лазо (п. Хор 3-й этап от ГРПШ 6, ГРПШ 7) (реестровый номер 3271300691522000020), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 12.05.2021 N 0122300006622000014), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "ПРОМЭНЕРГОГАЗ" (далее также - Подрядчик),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - Администрации муниципального района им. Лазо Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ПРОМЭНЕРГОГАЗ" (ИНН 1435276493) и учредителях Общества Афанасьеве Аяне Александровиче (ИНН 141902389586), Попове Бэргэне Григорьевиче (ИНН 143531104509), Аринкине Владимире Петровиче (ИНН 143523200382) (директоре) в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта от 03.06.2022 N 0122300006622000014/16 на строительство внутрипоселковых распределительных газопроводов для газификации жилищного фонда района имени Лазо (п. Хор 3-й этап от ГРПШ 6, ГРПШ 7) (реестровый номер 3271300691522000020), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 12.05.2021 N 0122300006622000014), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "ПРОМЭНЕРГОГАЗ" (далее также - Подрядчик).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком - Администрацией муниципального района им. Лазо Хабаровского края проведен электронный аукцион на строительство внутрипоселковых распределительных газопроводов для газификации жилищного фонда района имени Лазо (п. Хор 3-й этап от ГРПШ 6, ГРПШ 7).
Извещение N 0122300006622000014 о проведении торгов размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 12.05.2022.
Начальная цена контракта: 14 224 880,00 рублей.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем торгов признан участник торгов идентификационный N 111912130 (заявка ООО "ПРОМЭНЕРГОГАЗ"), с ценовым предложением 14011506,80 рублей.
03.06.2022 между заказчиком и победителем торгов ООО "ПРОМЭНЕРГОГАЗ" заключен муниципальный контракт N 0122300006622000014/16 (реестровый номер 3271300691522000020) на строительство внутрипоселковых распределительных газопроводов для газификации жилищного фонда района имени Лазо (п. Хор 3-й этап от ГРПШ 6, ГРПШ 7) (далее - контракт), с ценой контракта 14011506,80 рублей (п. 2.1 контракта).
Согласно п. 1.1 контракта предметом контракта является выполнение работ по строительству внутрипоселковых распределительных газопроводов для газификации жилищного фонда района имени Лазо (п. Хор 3-й этап от ГРПШ 6, ГРПШ 7) (далее - Работы, Объект). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Объем выполняемых Работ установлен в соответствии с Технической частью (п. 1.2 контракта).
Технической частью (Приложение 1 к контракту) (далее - Техническая часть) установлены виды и количество (объем) выполняемых работ, требования к порядку выполнения работ, требования к применяемым материалам, требования к результату работ, условия и порядок выполнения работ (п.п. 6-9 Технического задания).
Так, в соответствии с п. 8 Технической части результатом закупки являются Работы, выполненные в объеме, указанном в Сметной документации, Ведомостях объемов работ, в соответствии с Проектной документацией, настоящей технической частью, с надлежащим качеством. Результат Работ соответствует нормативам, установленным в п. 6 Технической части.
П. 2 Технической части установлено, что работы выполняются с даты заключения муниципального контракта в течение 150 дней.
Согласно п. 5 Технической части работы выполняются в соответствии проектной документацией (Приложение N1 к Технической части) с локальными сметными расчетами (Приложение N2 к Технической части), с ведомостями объемов работ (Приложение N3 к Технической части), со сводным сметным расчетом строительства (Приложение N4 к Технической части.
В соответствии с п. 5.4 контракта выполнение Работ осуществляется в соответствии с Графиком производства работ контракта (Приложение N 2).
Приложением 2 к контракту согласован график производства работ по объекту: Распределительные газопроводы для газификации жилищного фонда района имени Лазо п.Хор, 3 этап от ГРПШ N6, ГРПШN7, а именно:
- вынос оси трассы - с 03.06.2022 по 30.06.2022 (28 дней);
- Строительство газопровода - с 03.06.2022 по 31.10.2022 (88 дней);
- конструкции стальные - с 30.08.2022 по 31.10.2022 (14 дней);
- исполнительная съемка - с 30.08.2022 по 31.10.2022 (10 дней);
- дорожные работы - с 03.06.2022 по 31.10.2022 (10 дней).
В соответствии с п.п. 5.1, 5.2 контракта срок выполнения (завершения) Работ: с даты заключения муниципального контракта в течение 150 дней, место выполнения Работ - 682920, Российская Федерация, Хабаровский край, муниципальный район имени Лазо п. Хор.
Права и обязанности Сторон установлены в разделе 4 контракта.
В соответствии п.п. 4.4.1 - 4.4.3 контракта Подрядчик обязан до начала производства Работ: предоставить Заказчику информацию о представителе Подрядчика, ответственного за проведение Работ, совместно с подтверждающими его права документами (Приказ, доверенность) (Указанное должностное лицо должно иметь квалификацию, соответствующую требованиям действующего законодательства); разработать и передать Заказчику для ознакомления проект производства работ (ППР) (В случае наличия у Заказчика замечаний по ППР, Подрядчик должен устранить их в течение срока, указанного Заказчиком. Без согласования с Заказчиком ППР, Подрядчик не вправе приступить к выполнению Работ); перед началом Работ получить разрешение на проведение земляных работ, произвести детальную геодезическую разбивку Объекта согласно действующей нормативно-технической документации, проектной документации на строительство Объекта и рабочей документации на строительство объекта с закреплением пикетажных положений характерных точек и пикетов. Обеспечить сохранность разбивки на весь период строительства и ведение соответствующей исполнительной геодезической документации.
В силу п. 6.11 контракта результатом выполненных работ является построенный линейный объект, в отношении которого получен Акт приемки законченного строительством объекта сети газораспределения в эксплуатацию (далее - акт приемки объекта капитального строительства).
Датой приемки поставленного товара считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком (п. 6.10 контракта).
Настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до полного их исполнения Сторонами (п. 11.1 контракта).
Согласно п. 13.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу п. 13.2.1 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае просрочки выполнения Работ более чем на 30 дней.
Как следует из обращения заказчика, согласно п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) Работ: с даты заключения муниципального контракта в течение 150 дней. Вместе с тем, на дату 01.12.2022 работы Подрядчиком не завершены.
Заказчиком направлены претензии в адрес Подрядчика о нарушении сроков выполнения Работ и о том, что строительно - монтажные работы проводятся с грубыми нарушениями (исх. от 18.07.2022 N 144, от 28.09.2022 N 1247, от 18.10.2022 N 1358).
Также, заказчиком 18.10.2022 составлен акт проверки объекта капитального строительства, из которого следует, что Подрядчик приступил к работам не предоставив разрешительных документов, строительство газораспределительной сети ведется с нарушением технологии, заказчику не предоставлена исполнительная документация на прокладку газопроводов методом наклонно-направленного бурения (протокол бурения, продольный профиль, протоколы прессовки и испытаний).
Письмами от 25.10.2022 N 238, 02.11.2022 N 1413, от 18.11.2022 N 1450 в адрес Подрядчика направлены повторно претензии о нарушении сроков выполнения Работ с требованием предоставить исчерпывающую информацию о причинах невыполнения графика работ и о сроках устранения недостатков.
Письмом от 15.11.2022 N 3-13/271 заказчик уведомил Подрядчика о том, что в случае не предоставления Подрядчиком гарантийного письма со сроками завершения работ и не будет в силу п. 9.3.3 контракта оплачен штраф в размере 700 575,34 рублей, заказчиком будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с тем, что Подрядчиком требования заказчика не выполнены, гарантийное письмо со сроками завершения работ не представлено, при этом нарушены сроки выполнения Работ, а также не оплачен штраф в размере 700 575,34 рублей, данный факт явился основанием для принятия заказчиком 01.12.2022 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в ЕИС и направлено Подрядчику 01.12.2022.
В связи с тем, что в десятидневный срок со дня размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта Подрядчиком не устранены, работы по контракту не завершены, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 12.12.2022 вступило в силу, контракт расторгнут с 12.12.2022.
В результате изучения материалов дела 7-3/828, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
На дату рассмотрения дела Подрядчиком не устранены нарушения условий контракта, работы по контракту не завершены.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик исходил из даты размещение решения в ЕИС, т.е. 01.12.2022. Контракт расторгнут с 12.12.2022.
Пп. "а" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, установлено, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При принятии решения об участии в закупочной процедуре участник - ООО "ПРОМЭНЕРГОГАЗ" самостоятельно просчитывает свои риски.
Также, Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что пояснения Подрядчика в адрес Хабаровского УФАС России не поступали, Общество не представило надлежащих доказательств невозможности исполнения контракта.
Таким образом, ООО "ПРОМЭНЕРГОГАЗ" допущено существенное нарушение условий контракта, что привело к невозможности достижения цели закупки.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, указанных в пп. "а" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к решению о включении сведений, представленных заказчиком - Администрацией муниципального района им. Лазо Хабаровского края об ООО "ПРОМЭНЕРГОГАЗ" (ИНН 1435276493) и учредителях Общества Афанасьеве Аяне Александровиче (ИНН 141902389586), Попове Бэргэне Григорьевиче (ИНН 143531104509), Аринкине Владимире Петровиче (ИНН 143523200382) (директоре), в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - Администрацией муниципального района им. Лазо Хабаровского края об ООО "ПРОМЭНЕРГОГАЗ" (ИНН 1435276493) и учредителях Общества Афанасьеве Аяне Александровиче (ИНН 141902389586), Попове Бэргэне Григорьевиче (ИНН 143531104509), Аринкине Владимире Петровиче (ИНН 143523200382) (директоре), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии:
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20 декабря 2022 г. N РНП-634
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2022