Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2022 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц- связи ООО "Эверест" на положение извещения о проведении электронного аукциона на поставку светодиодных светильников для уличного освещения сельского поселения "Завеличенская волость" Псковского района Псковской области (номер извещения: 0157300011422000013) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
01.12.2022 Заказчиком объявлен электронный аукцион на поставку светодиодных светильников для уличного освещения сельского поселения "Завеличенская волость" Псковского района Псковской области (номер извещения: 0157300011422000013).
Извещение N0157300011422000013 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 07.11.2022 16:52.
Начальная (максимальная) цена контракта - 795 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 09.12.2022 09:00.
Оператор электронной площадки: АО "Сбербанк-АСТ".
08.12.2022 года (вх.N1204-ЭП/22) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 14.12.2022 года в 16 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N1204-ЭП/22 от 08.12.2022).
Заказчик, ввел в техническое задание значительные ограничения (количество светодиодов, размеры), что привело к значительному удорожанию, неэффективному расходованию бюджетных средств.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх.N1050 от 13.12.2022 и исх.N1059 от 15.12.2022, в материалах дела):
Потребностью Заказчика является поставка светодиодных светильников для уличного освещения сельского поселения "Завеличенская волость" Псковского района Псковской области. Описание объекта закупки осуществлено в соответствии с требованиями Закона о контактной системе, а именно статьи 33 Закона о контрактной системе. В части обоснования расчета начальной (максимальной) цены контракта был проведен анализ рынка, получены 3 коммерческих предложений советующий потребности Заказчика светильников. На участие в аукционе подано 5 (пять) заявок, из них 3 признаны соответствующими, снижение составило 32,95 %.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из анализа КТРУ, светодиодные светильники для уличного освещения не содержаться в каталоге, в связи, с чем Заказчик имел право описать товар в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как установлено частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В описании объекта закупки Заказчиком установлены следующие требования к характеристикам:
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики. |
Значения характеристик |
Светодиодный светильник для уличного освещения |
Мощность, Вт |
от 75 до 82 |
Световой поток, Лм |
не менее 11 475 |
|
Энергоэффективность Лм/Вт |
> 153 |
|
Защита от пыли и влаги, IP |
не меньше 67 |
|
Цветовая температура, К |
|
|
Кривая силы света |
Ш - широкая Достигается с помощью линз. |
|
Материал корпуса |
Алюминий |
|
Материал рассеивателя |
ПММА/Акрил |
|
Кол-во светодиодов, шт. |
> 380 < 722 |
|
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм (высота без учёта консольного крепления) |
|
|
Консольное крепление |
наличие |
|
Масса светильника, кг |
от 1,0 до 2,8 |
|
Защита от поражения током |
I |
|
Климатическое исполнение |
УХЛ1 |
|
Индекс цветопередачи, Ra |
не менее 80 |
|
Диапазон напряжение питания, В |
170 - 265 |
|
Диапазон рабочих частот, Гц |
50 - 60 |
|
Коэффициент мощности |
Более 0,96 |
|
Коэффициент пульсации, % |
|
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 11017/10, от 29 января 2013 года N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 304-КГ14-3003.
Комиссией Псковского УФАС отмечается, что требования к предлагаемому к поставке товару сформированы Заказчиком исходя из потребности, в том числе положительный опыт использования светильников с такими характеристиками, срок службы, энергоэффективность, возможное повреждение ветками деревьев при сильном ветре (требование к корпусу), а также учитывая место установления - автомобильные дороги. Качество освещения дорожного полотна непосредственно влияет на безопасность дорожного движения и жизнь, и здоровье граждан, в том числе пешеходов.
При этом возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться как ограничение количества потенциальных участников данной закупки.
Кроме того, необходимо отметить, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление (производство), в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель такого товара. Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, документацией не ограничены.
Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми заказчиком характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, то есть потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, а в компетенцию антимонопольного органа не входит вмешательство в определение потребности государственного заказчика.
Более того, материалам дела Заказчик доказал, что под установленные характеристи подходит минимум 2 (два) производителя.
При этом довод Заявителя о возможности экономии бюджетных средств является необоснованным, поскольку предлагаемый им товар не является по своим характеристикам идентичным потребности Заказчика, в том числе и по гарантийному сроку производителя (например: 36 месяцев, вместо требуемых 5 лет). Заказчиком в письменной позиции приведен подробный анализ каждого из 4-х предлагаемых Заявителем светильника, на предмет его несоответствия потребности Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушения положений Закона о контрактной системе при формировании объекта закупки.
Таким образом, жалоба ООО "ЭВЕРЕСТ" является необоснованной.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭВЕРЕСТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 19 декабря 2022 г. N 060/06/33-495/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022