Резолютивная часть решения оглашена "15" декабря 2022 г.
В полном объеме решение изготовлено "20" декабря 2022 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии представителей:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" (далее - ГБУЗ "ТОКБ им. В.Д. Бабенко", Заказчик) - ,
общества с ограниченной ответственностью "Континент" (далее - Общество, Поставщик) - ,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 19.08.2022 N 0164200003022002344_52288 на поставку медицинских изделий (кроватей больничных), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" (вх. от 08.12.2022 N 3558-ЭП/22) о направлении сведений об ООО "Континент" (129090, г. Москва, ул. Большая Спасская , дом 8, корпус 1А, ЭТ 1 П V К 5 ОФ 2, ИНН 7708359960, КПП 770801001) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним расторжением контракта от 19.08.2022 N 0164200003022002344_52288 на поставку медицинских изделий (кроватей больничных), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий по причине существенного нарушения ООО "Континент" условий контракта.
Заказчик представил предусмотренные Законом о контрактной системе документы и сведения, а также сообщил обстоятельства неисполнения ООО "Континент" заключенного контракта от 19.08.2022 N 0164200003022002344_52288 и обоснования причин его расторжения, представил подтверждающие документы. Руководствуясь ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 12.5 контракта Заказчик 23.11.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ООО "Континент" представило в Тамбовское УФАС России письменные пояснения по рассматриваемым обстоятельствам, в которых указало следующее. Общество к поставке предлагало медицинские кровати в количестве 15 штук производства ООО "Реабилитик" российского происхождения. ООО "Реабилитик" является надежным производителем медицинских кроватей. Между ООО "Континент" и ООО "Реабилитик" заключен дистрибьюторский договор N13-07/2021 от 13.07.2021. Для исполнения контракта 22.08.2022 Обществом направлена заявка-спецификация на поставку товара. По причине сложной геополитической ситуации ООО "Реабилитик" задержало отгрузку кроватей. Задержка в сроках поставки связана с несколькими, одновременно существующими факторами, на которые ссылается ООО "Реабилитик": 1) Проблемы с комплектующими для ремонта техники иностранного производства. Из строя вышел лазерный станок производства Германии. Фирма, обеспечивающая комплектующие и ремонт данного станка, ушла с российского рынка. На данный момент заказан лазерный станок китайского производства. 2) В связи с частичной мобилизацией из 15 работающих сварщиков были мобилизованы 6 человек. На данный момент производится поиск новых сотрудников, что потребует определенного времени. 3) Возникли проблемы с комплектующими для сборки кроватей. Ранее поставляемые комплектующие болгарского и итальянского производства были прекращены. Производство аналогов на территории Российской Федерации отсутствует. На данный момент заключены контракты с китайскими поставщиками, нормализация работы с которыми потребует также определенного времени (письма от производителя прилагаются). 14.11.2022 поступило дополнительное письмо ООО "Реабилитик" с объяснением причин просрочки в исполнении контракта. В своем письме ООО "Реабилитик" указывает, что "задержка в поставках, возникла в результате сложностей с поставкой комплектующих материалов, ремонтом иностранного оборудования на котором производится сборка, тестирование, покраска и калибровка кроватей. Планируя закупку на 2022 год, ещё в конце 2021 года ООО "Реабилитик" заключило договор поставки N 3/1 от 23.11.2021 с ООО "Альфа", являющимся поставщиком сборных запчастей для кроватей. Сборные запчасти для кроватей ООО "Альфа" закупало в странах Европейского Союза. При этом, поставка товаров осуществлялась с территории Украины, со склада официального дистрибьютора производителя комплектующих изделий для кроватей. По обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, ООО "Альфа" не смогло доставить товары в срок. Его поставщик, Компания Беарко Трейдинг Лимитед, сначала долго переносила сроки поставки, а письмом от 22.10.2022 полностью отказалась от поставки комплектующих для кроватей (указанные письма прилагаются)". Подтверждающие документы ООО "Реабилитик" приложило и сообщило, что ООО "Альфа" обратилось в торгово-промышленную палату за получением сертификата о наступлении форм-мажора. ООО "Континент" в адрес Заказчика направило гарантийное письмо (исх. от 03.11.2022) о поставке товара не позднее 15 января 2023 года. Представитель Общества указал, что у ООО "Континент" отсутствовало намерение уклониться от исполнения контракта, заключенного с ГБУЗ "ТОКБ им. В.Д. Бабенко".
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 19.08.2022 N 0164200003022002344_52288 на поставку медицинских изделий (кроватей больничных), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, заключенного с ООО "Континент", рассмотрев представленные материалы, документы закупки, заслушав пояснения Заказчика и Поставщика, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
По итогам проведения аукциона в электронной форме N 0164200003022002344 между Заказчиком и Поставщиком 19.08.2022 был заключен контракт N 0164200003022002344_52288 на поставку медицинских изделий (кроватей больничных), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий на сумму 2 344 875,00 рублей.
Согласно пункту 1.1 контракта: "В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий - кроватей больничных (код ОКПД 2 - 32.50.50.190) (далее - "Оборудование") в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги".
1.2. Номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели (описание объекта закупки) - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту)".
В статье 5 контракта определен порядок поставки оборудования и документация.
"5.1. Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в место, указанное в п. 1.3. Контракта, с даты заключения Контракта в течение 50 (пятьдесят) рабочих дней, с учетом срока предусмотренного п.6.3. Контракта".
Таким образом, исходя из положений контракта последний день исполнения обязательств по контракту 29.10.2022.
Однако, на 29.10.2022 товар поставлен не был.
Заказчик по электронной почте неоднократно направлял сообщения Поставщику по вопросу поставки товара. Обращения оставлены без ответа.
08.11.2022 Поставщик по электронной почте направил Заказчику гарантийное письмо с гарантией поставки товара не позднее 15.01.2023 с приложением письма ООО "Реабилитик" - производителя поставляемых кроватей. При этом указанные письма не были подписаны надлежащим образом.
16.11.2022 Заказчик разместил в единой информационной системе в сфере закупок претензию с указанием о дальнейшем расторжении контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.5 контракта предусмотрено, что "Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от его исполнения по основаниям, предусмотренным действующим гражданским законодательством для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств".
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
23.11.2022 ГБУЗ "ТОКБ им. В.Д. Бабенко" в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и пунктом 12.5 контракта приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 19.08.2022 N 0164200003022002344_52288 на поставку медицинских изделий (кроватей больничных), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, заключенного с ООО "Континент".
Согласно п. 12.1. ст.95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям с сайта единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Поставщиком 23.11.2022.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок поставщику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 05.12.2022.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав все обстоятельств дела, приходит к выводу, что сведения об ООО "Континент" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду следующего.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно письму Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768 невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, возникшая вследствие введения вышеуказанных санкций и мер ограничительного характера (далее - санкции) (например, в отношении закупаемого товара, работы, услуги, являющихся объектом закупки, материалов и оборудования, необходимых для поставки и (или) производства таких товаров, выполнения таких работ, оказания таких услуг), является обстоятельством для отказа во включении информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр. Учитывая изложенное, если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в Реестр, представляется целесообразным такому поставщику (подрядчику, исполнителю) с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций. К таким информации и документам могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта).
ООО "Континент" в материалы дела представлены информация и документы, подтверждающие, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций
Так, Поставщиком представлены письма ООО "Реабилитик" - производителя поставляемых медицинских кроватей, в которых производитель поясняет следующее: 1) Кровати медицинские электрические с регулировкой спинной, тазобедренной, икроножной секций и неподвижной промежуточной секцией Rebq4el с принадлежностями по ТУ 32.50.30-005-27127705-2019, в количестве 15 штук отсутствовали у ООО "Реабилитик", а также диллеров и дистрибьюторов ООО "Реабилитик" с начала сентября 2022 года. Данная информация нам достоверна известна так как все наши дилеры и дистрибьюторы предоставляют нам остатки нашей продукции у себя на складе. При наличии указанных кроватей они были бы немедленно переданы ООО "Континент" для исполнения государственного контракта.
2) С сентября 2022 года мы всеми силами пытались наладить поставку комплектующих для производство указанных кроватей. Европейские поставщики ушли с российского рынка. На территории Российской Федерации указанные комплектующие не производятся. Китайские компании мало того что производят, мягкого говоря, некачественные комплектующие, но ещё и имеются большие логистические трудности в связи с тем что основной транспортный (водный) узел поставки товаров на территорию Российской Федерации проходит через Турцию в которой все транспортные линии принадлежат компаниям из США, которые умышленно или нет блокирует доставку товаров на территорию Российской Федерации (последний контейнер был поставлен с просрочкой в два месяца).
Авиа и железнодорожная доставка на сегодняшний день на территории Российской Федерации перегружена и в первую очередь резервируется для нужд обороны Российской Федерации. Например, провода для кроватей которые мы должны были получить в середине октября и оплатили уже авиадоставку, мы до сих пор не получили и сегодня сообщили нам что они не будут доставлены максимум 20 декабря 2022 года, а то и позднее, в связи с тем, что терминалы эропортов Москвы и Санкт-Петербурга перегружены, а южные авиапорты закрыт полностью.
3) При этом ещё в начале октября мы подали заявление в торгово- промышленную палату о получении сертификата о наступлении форс-мажора для предоставления нашим контрагентом. Однако выдача сертификата до сих пор рассматривается, в связи с тем, что специалист, ответственный за выдачу указанных сертификатов, нс прошёл обучение предусмотренное действующим законодательством и до тех пор пока он не закончит указанный курс выдача сертификатов приостановлена.
И в этих условиях мы всё равно пытаемся выполнять взяты на себя обязательства и поставлять медицинские кровати, исполняя принятые на себя обязательства.
ООО "Континент" является нашим официальным дистрибьютором с хорошей репутацией и его включение в РНП будет не обоснованным, в связи с тем, что большая часть ответственность за срыв сроков поставки лежит именно на ООО "Реабилитик".
Кроме того, в материалы дела представлен договор поставки от 23.11.2021 N 3/1, заключенный между ООО "Реабилитик" и ООО "Альфа" на поставку запасных частей и комплектующих для медицинских кроватей.
Запасные части для медицинских кроватей ООО "Альфа" закупало в странах Европейского Союза. При этом, поставка товаров осуществлялась с территории Украины, со склада официального дистрибьютора производителя комплектующих изделий для кроватей. По обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, ООО "Альфа" не смогло доставить товары в срок в связи с тем, что его поставщик, компания Беарко Трейдинг Лимитед, сначала неоднократно переносила сроки поставки, а в последующем, письмом от 22.10.2022 полностью отказалась от поставки комплектующих для кроватей в связи с поддержкой указанной компанией санкционных мер Европейского Союза против Российской Федерации и компаний, расположенных на её территории, а также непринятием политики правительства Российской Федерации в отношении Украины (указанные письма прилагаются).
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что односторонний отказ Заказчика от исполнения рассматриваемого контракта свидетельствует о существенном нарушении Поставщиком условий контракта, однако, представленные в материалы дела информация и сведения не позволяют сделать вывод о наличии в действиях ООО "Континент" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта или несоблюдения его условий. ООО "Континент" представлены доказательства объективной невозможности исполнения принятых на себя обязательств, что не может свидетельствовать о недобросовестности Поставщика.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь статьёй 95, статьёй 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" (вх. от 08.12.2022 N 3558-ЭП/22) в отношении ООО "Континент" (129090, г. Москва, ул. Большая Спасская , дом 8, корпус 1А, ЭТ 1 П V К 5 ОФ 2, ИНН 7708359960, КПП 770801001) и его генерального директора_., в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 декабря 2022 г. N 068/10/104-707/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2022