Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 декабря 2022 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Потемкиной Т. В., членов Инспекции: начальника отдела контроля органов власти и рекламы Савичевой К. А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ерофеевой И.С.,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно монтажная компания "Крепость" (далее также - ООО "СМК "Крепость", общество) - обеспечило участие в проведении проверки генерального директора Ильчука А. В., представителя по доверенности Иванюхина Р. Р.,
заказчик - муниципальное бюджетное учреждение "Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области (далее также - МБУ "Служба ЖКХ и благоустройства", заказчик) - обеспечил участие в проведении проверки посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности Ермаковой С. Н.,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные МБУ "Служба ЖКХ и благоустройства" в отношении ООО "СМК "Крепость", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проверку соблюдения заказчиком, МБУ "Служба ЖКХ и благоустройства", порядка расторжения контракта N 0171200001922002722 от 30.08.2022 на благоустройство территории прибрежной зоны Плещеева озера города Переславля-Залесского Ярославской области (извещение N 0171200001922002722), заключенного с ООО "СМК "Крепость", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком, МБУ "Служба ЖКХ и благоустройства", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений об ООО "СМК "Крепость" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 09.12.2022 N 252/22,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик, МБУ "Служба ЖКХ и благоустройства", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "СМК "Крепость", нарушившем, по мнению заказчика, существенные условия контракта N 0171200001922002722 от 30.08.2022 на благоустройство территории прибрежной зоны Плещеева озера города Переславля-Залесского Ярославской области (извещение N 0171200001922002722).
Заслушав пояснения представителей сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru), 10.08.2022 размещено извещение N 0171200001922002722 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на благоустройство территории прибрежной зоны Плещеева озера города Переславля-Залесского Ярославской области .
Начальная (максимальная) цена контракта составила 62 190 883,22 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.08.2022 NИЭА1 контракт по итогам рассматриваемой закупки заключается с участником, подавшим единственную заявку на участие в закупке, - ООО "СМК "Крепость".
30.08.2022 г. между заказчиком, МБУ "Служба ЖКХ и благоустройства", и подрядчиком, ООО "СМК "Крепость", заключен контракт N 0171200001922002722 на благоустройство территории прибрежной зоны Плещеева озера города Переславля-Залесского Ярославской области (далее также - контракт N 0171200001922002722 от 30.08.2022, контракт).
В силу пункта 1.1 контракта Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по благоустройству территории прибрежной зоны Плещеева озера города Переславля-Залесского Ярославской области (далее - работы, объект) в соответствии с условиями Контракта, Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), проектной документацией (Приложение N 1 к Техническому заданию), графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять надлежащим образом выполненные работы и оплатить их.
Пунктом 6.1 контракта определен срок выполнения работ: с 30.08.2022 до 15.09.2022 включительно в соответствии с графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту).
В рамках исполнения обязательств по контракту заказчиком в адрес подрядчика неоднократно направлялись письма как о нарушении последним сроков, предусмотренных графиком производства работ (письма от 05.09.2022 N 155; от 06.09.22 N 159; от 19.10.2022 N 200, от 24.10.2022 N 205 и др.), так и о несоответствии качества выполняемых работ условиям контракта, а также нарушении технологии производства работ, повлекшем повреждение результатов ранее выполненных работ (письма от 07.10.2022 N 188; от 17.10.2022 N 197; от 24.10.2022 N 204; от 25.10.2022 N 208 от 02.11.2022 N 213 и др.).
В свою очередь, подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо о приостановке работ по контракту на срок 20 календарных дней в связи с невозможностью выполнить работы по изготовлению малых архитектурных форм в соответствии с условиями проектной документации, поскольку в ее составе отсутствует раздел "Конструктивные решения", и необходимостью доработки такой документации (разработки чертежей для восполнения отсутствующего раздела) (исх. N 1409/22-1 от 14.09.2022). При этом иные виды работ по контракту продолжали выполняться подрядчиком.
03.11.2022 между заказчиком и подрядчиком заключено дополнительное соглашение к контракту N 0171200001922002722 от 30.08.2022, в соответствии с которым были уменьшены объемы подлежащих выполнению работ, а также цена контракта.
В связи с существенным, по мнению заказчика, нарушением подрядчиком условий заключенного контракта заказчиком была инициирована процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 17.2 контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта определяется сторонами с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
26.10.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.11.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком отменено.
25.11.2022 заказчиком повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.11.2022 данное решение размещено в единой информационной системе, следовательно, в соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 25.11.2022.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта, по мнению заказчика, подрядчиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 06.12.2022.
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу в данной части с 1 июля 2022 года) заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
08.12.2022 заказчиком в Ярославское УФАС России посредством функционала единой информационной системы направлено обращение о включении сведений об ООО "СМК "Крепость" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе заседания Инспекции Ярославского УФАС России представители "СМК "Крепость" пояснили, что общество имело намерение исполнить контракт N 0171200001922002722 от 30.08.2022 на благоустройство территории прибрежной зоны Плещеева озера города Переславля-Залесского Ярославской области надлежащим образом и в предусмотренные контрактом сроки; нарушение подрядчиком сроков выполнения работ по контракту обусловлено объективными и не зависящими от подрядчика обстоятельствами, в том числе неправомерными действиями самого заказчика.
Так, в ходе исполнения обязательств по контракту было выявлено, что изготовление малых архитектурных форм в соответствии с условиями представленной заказчиком проектной документации не представляется возможным, поскольку в составе такой документации отсутствует раздел "Конструктивные решения". Необходимость разработки чертежей для восполнения отсутствующего раздела проектной документации повлекла за собой невозможность исполнить обязательства по контракту в предусмотренные его условиями сроки. Кроме того, подрядчиком выявлены и иные недостатки в проектной документации, также препятствовавшие своевременному выполнению работ.
Заключение между заказчиком и подрядчиком дополнительного соглашения об уменьшении объемов работ по контракту было инициировано подрядчиком также в связи с выявлением неточностей в проектной документации. Вместе с тем, согласовав новые условия относительно объемов работ, заказчик отказал подрядчику в официальном согласовании увеличения сроков выполнения работ по контракту.
В подтверждение своей добросовестности и действительного намерения исполнить контракт подрядчик ссылается на фактическое выполнение работ по контракту в большей его части (укладка бетонного покрытия, изготовление малых архитектурных форм и их доставка на объект, подготовка объекта к установке малых архитектурных форм); выполнение за счет средств подрядчика работ, не предусмотренных условиями контракта (разработка чертежей для восполнения недостающего раздела проектной документации "Конструктивные решения"), однако необходимых для выполнения работ по контракту с целью обеспечения безопасности результатов таких работ при их эксплуатации и др. Затраты подрядчика на исполнение обязательств по контракту оценены им в 25 млн. рублей без учета стоимости выполнения самих работ.
Инспекцией установлено, что проектная документация, в соответствии с которой подрядчику по рассматриваемому контракту надлежало выполнить работы, была подготовлена в рамках исполнения контракта, заключенного по результатам закупки с извещением N 0171200001918001252, размещенным МБУ "Служба ЖКХ и благоустройства" в единой информационной системе 28.09.2018.
В соответствии с конкурсной документацией по данной закупке заказчику требовалось выполнить проектные и изыскательные работы благоустройства территории прибрежной зоны Плещеева озера города Переславля-Залесского Ярославской области.
В пункте 4 технического задания (раздел 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации) предусмотрены требования к составу проектной документации, в соответствии с которыми подлежащая разработке проектная документация должна включать в числе прочего раздел "Конструктивные решения".
16.11.2018 по результатам данной закупки на условиях конкурсной документации между МБУ "Служба ЖКХ и благоустройства" и ООО "М4" заключен контракт; согласно сведениям единой информационной системы работы контракту выполнены подрядчиком и приняты заказчиком в полном объеме (реестровая запись контракта N 3760801723318000056).
При этом в составе извещения N 0171200001922002722 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на благоустройство территории прибрежной зоны Плещеева озера города Переславля-Залесского Ярославской области данная проектная документация размещена заказчиком не в полном объеме (отсутствует раздел "Конструктивные решения"). Впоследствии данный раздел проектной документации заказчиком подрядчику не передавался; доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
На необходимость наличия в проектной документации раздела "Конструктивные решения" указывалось предприятием-изготовителем малых архитектурных форм, подлежащих установке в рамках данного контракта (письмо ООО "ПАРКСИТИСЕРВИС" исх. 2-У от 07.11.2022).
В этой связи Инспекция считает заслуживающими внимания доводы подрядчика о необходимости доработки проектной документации (в части восполнения отсутствующего раздела "Конструктивные решения") в целях обеспечения надлежащего исполнения подрядчиком обязательств по рассматриваемому контракту.
24.10.2022 подрядчиком был заключен договор N 10-П-2210 на изготовление конструкторской документации и последующее производство конструкций (в том числе малых архитектурных форм), требующихся к поставке по контракту N 0171200001922002722 от 30.08.2022. Впоследствии работы и результаты этих работ приняты подрядчиком в полном объеме и частично оплачены (обязательства по оплате не выполнены подрядчиком в полном объеме на момент представления сведений).
Как пояснил на заседании Инспекции подрядчик, малые архитектурные формы и иные конструкции, изготовленные им по конструкторской документации, были доставлены на склад заказчика и до настоящего времени находятся там.
Со своей стороны подрядчик выражает готовность завершить выполнение работ по контракту и просит дать ему такую возможность.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия подрядчика свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Инспекция приходит к выводу, что в рассматриваемом случае фактические обстоятельства дела (выявившаяся в ходе исполнения контракта необходимость доработки проектной документации, повлекшая увеличение сроков выполнения работ по контракту; выполнение подрядчиком работ по контракту в большей его части и др.) и представленные сторонами доказательства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения информации об ООО "СМК "Крепость" в реестр недобросовестных поставщиков.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, МБУ "Служба ЖКХ и благоустройства", порядка расторжения контракта N 0171200001922002722 от 30.08.2022 на благоустройство территории прибрежной зоны Плещеева озера города Переславля-Залесского Ярославской области (извещение N 0171200001922002722), заключенного с ООО "СМК "Крепость", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком, МБУ "Служба ЖКХ и благоустройства", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений об ООО "СМК "Крепость" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные муниципальным бюджетным учреждением "Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области (ИНН 7608040539, ОГРН 1207600016282) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Строительно монтажная компания "Крепость" (ИНН 7814244672, ОГРН 1157847204118), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, МБУ "Служба ЖКХ и благоустройства", порядка расторжения контракта N 0171200001922002722 от 30.08.2022 на благоустройство территории прибрежной зоны Плещеева озера города Переславля-Залесского Ярославской области (извещение N 0171200001922002722), заключенного с ООО "СМК "Крепость", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта в действиях заказчика нарушений не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, МБУ "Служба ЖКХ и благоустройства", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений об ООО "СМК "Крепость" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков в действиях заказчика нарушений не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: Т. В. Потемкина
Члены Инспекции: К. А. Савичева
И. С. Ерофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 декабря 2022 г. N 05-03/317П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2022