Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - Казённого учреждения Удмуртской Республики "Управление капитального строительства Правительства Удмуртской Республики" (далее - Заказчик) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "ЭКО-ПРОЕКТ" (ИНН 7719796313) (далее - Общество) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий для объекта капитального строительства "Строительство школы на 600 мест в г. Ижевске" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122010039),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителей ООО "ЭКО-ПРОЕКТ": <_> (доверенность от 12.12.2022 б/н), <_> (доверенность от 12.12.2022 б/н),
представителя Заказчика <_> (доверенность от 10.01.2022 N01-15/3),
в отсутствие представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
15.07.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 15 000 000,00 рублей.
01.08.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.08.2022 NИЭОК1 поступило семь заявок на участие в конкурсе, победителем признано ООО "ЭКО-ПРОЕКТ".
18.08.2022 между Обществом и Заказчиком был заключен контракт N 04-03/9-2022 (далее - Контракт), согласно которому Общество приняло на себя обязательство по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий для объекта капитального строительства "Строительство школы на 600 мест в г.Ижевске". Цена Контракта 13 500 000,00 руб.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 28.11.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно п. 14.2. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
В соответствии с п. 14.2. Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Законом о контрактной системе.
В обоснование принятого решения о расторжении контракта Заказчиком указано два основания:
1. Подрядчик не предоставляет Заказчику запрашиваемую информацию, а именно:
- расчет нагрузок для получения технических условий;
- эскизный проект;
- календарный план выполнения работ по стадиям проектирования и об исполнителях работ;
- обоснование расчета нагрузок и топографическую съемку для получения технических условий;
- отчетную документацию по результатам археологического обследования земельного участка и акт историко-культурной экспертизы;
- план реализации с использованием технологий информационного моделирования с указанием контрольных точек выдачи информационной модели на каждом этапе работ и технического задания на сопровождение создания информационной модели объекта в Среде общих данных.
2. ООО "ЭКО-ПРОЕКТ" ненадлежащим образом исполняет условия Контракта, что приводит к нарушению срока окончания исполнения Контракта, а также ставит по угрозу достижение конечного результата исполнения контракта.
В соответствии с п. 37 Технического задания в процессе проектирования и строительства объекта подрядной организацией выполняются научно-исследовательские и археологические работы.
Согласно п. 4.5. Положения о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации, утвержденного Постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 20.06.2018 N 32 (далее - Положение о порядке проведения археологических полевых работ), археологические раскопки рекомендуется проводить в благоприятное для полевых работ время года при плюсовой температуре воздуха, не промерзшем грунте и при отсутствии снежного покрова.
В соответствии с п. 29 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Постановление N145) срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не должен превышать 42 рабочих дней.
26.08.2022, 26.10.2022 Заказчик направил в адрес Подрядчика письма с предупреждениям об имеющихся ограничениях для археологических работ. Письмо от 26.10.2022 также содержало требования предоставления отчетной документации по результатам археологического обследования земельного участка и акта государственной историко-культурной экспертизы в срок до 28.10.2022. ООО "ЭКО-ПРОЕКТ" не предоставило отчетную документацию в запрошенный срок.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения Контракта:
- полевой сезон 2022 года в Удмуртской Республике на археологические работы закончился в октябре;
- срок проведения научно-исследовательских работ и государственной историко- культурной экспертизы по объекту проектирования составляет 60-70 дней;
- приступить к данным работам возможно не ранее, чем в мае 2023 года;
- отчёты по инженерным изысканиям должны быть загружены вместе с проектной документацией на государственную экспертизу.
На основании вышеизложенного, а также учитывая срок окончания исполнения контракта, Заказчиком был сделан вывод о ненадлежащем исполнении ООО "ЭКО-ПРОЕКТ" условий Контракта, приводящем к нарушению срока окончания исполнения Контракта, а также ставящем по угрозу достижение конечного результата исполнения контракта.
Рассмотрев указанные Заказчиком основания для расторжения Контракта, Комиссия Удмуртского УФАС пришла к следующим выводам.
1. Согласно п. 3.1. Контракта общая продолжительность работ по Контракту:
- дата начала исполнения контракта: 15.08.2022 г.;
- дата окончания исполнения контракта: 31.05.2023 г. (включительно).
Приложением N2 к Контракту утвержден График выполнения работ. Датами начала и окончания исполнения контракта установлены 15.08.2022 - 31.05.2023.
В соответствии с п. 5.1.9. Контракта Подрядчик обязуется предоставлять Заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по Контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании Заказчика.
Этапность выполнения работ (с соответствующей приемкой этапов) Контрактом не предусмотрена. Соответственно, все требования Заказчика о предоставлении отчетных документов о выполнении каких-либо этапов выполненных работ, нельзя считать обоснованными.
Кроме того, информация, на непредоставление которой ссылается Заказчик, была направлена Подрядчиком в его адрес, что подтверждается представленными документами (расчет нагрузок для получения технических условий и План реализации проекта (письмо ООО "ЭКО-ПРОЕКТ" N31 от 13.09.2022); эскизный проект составляется на основании, в том числе, согласованных планов этажей, интерьера, схемы размещения объекта (ситуационный план), которые также направлялись Подрядчиком в адрес Заказчика, однако ответа с согласованием рабочей документации не поступало (письмо ООО "ЭКО-ПРОЕКТ" N31 от 13.09.2022) и другие документы).
2. Согласно Положению о порядке проведения археологических полевых работ, археологические разведки проводят в целях определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов археологического наследия, с проведением локальных земляных работ; археологические раскопки проводят в целях изучения объектов археологического наследия, уточнения сведений о них, планирования мероприятий по обеспечению их сохранности и сохранения.
Таким образом, земельный участок, на котором предполагается проведение работ, подлежит археологической разведке, а не археологическим раскопкам.
В соответствии с п. 3.3. Положения о порядке проведения археологических полевых работ, в ходе археологических разведок производится визуальное обследование местности, фиксируются выходы культурного слоя и остатки древних сооружений, в том числе судов, и проводится сбор древних предметов на современной поверхности, в том числе на дне акватории.
В соответствии с п. 3.23. Положения о порядке проведения археологических полевых работ, археологические разведки, проводимые в целях выявления объектов археологического наследия без осуществления каких-либо земляных работ, кроме ограниченных по площади зачисток на существующих обнажениях, недопустимы при наличии снежного покрова. Археологические разведки, проводимые в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности с проведением локальных земляных работ (до 20 м на каждом объекте) при температуре ниже 0°C предполагают наличие условий для производства работ: закрытых павильонов с искусственными освещением и обогревом, обеспечивающих положительную температуру грунта, и освещаемого и отапливаемого помещения для первичной полевой камеральной обработки собранных материалов.
Согласно ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Комиссия Удмуртского УФАС отмечает, что Заказчик, в отсутствие заранее утвержденного графика выполнения работ с его отдельными этапами не может однозначно утверждать, о невозможности выполнения объема работ по контракту в заданные сроки.
Кроме того, Комиссией антимонопольного органа принято во внимание, что подрядчик за истекший период (4 месяца) изготовил ряд документов (выполнил часть работ), то есть осуществлял выполнение работ по Контракту. В связи с чем, с учетом сроков окончания выполнения работ (31.05.2023) Комиссия не может сделать однозначный вывод, вопреки выводу заказчика, о невозможности завершения работ в установленный срок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
Таким образом, учитывая отсутствие достаточных доказательств, подтверждающих непредоставление Подрядчиком Заказчику запрашиваемой информации, а также невозможность завершения Подрядчиком работ в установленный срок, оснований для включения в РНП сведений об ООО "ЭКО-ПРОЕКТ" не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "ЭКО-ПРОЕКТ" (ИНН 7719796313) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий для объекта капитального строительства "Строительство школы на 600 мест в г. Ижевске" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122010039) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 16 декабря 2022 г. N 018/06/104-1052/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022