рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме Nзз-49354-2022 "Строительство спортивно-оздоровительного центра с бассейном в с. Шаркан Шарканского района Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122019992, далее - Конкурс), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
14.12.2022 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство спортивно-оздоровительного центра с бассейном в с. Шаркан Шарканского района Удмуртской Республики.
По мнению подателя жалобы, к участникам закупки установлены дополнительные требования, не соответствующие позиции 7 раздела 2 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021N2571, а именно оценка квалификации участников закупки оценивается с учетом представления контрактов (договоров) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта), которые не относятся к объекту закупки.
Комиссией установлено, что фактически, Заявитель обжалует положения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Ссылки Заявителя на неверные нормы права не препятствуют рассмотрению жалобы по существу и оценке довода Заявителя.
Представитель уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласился и пояснил, что в извещении по данной закупке установлены требования к участникам в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и в соответствии с позицией 7 раздела 2 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021N2571. Содержание жалобы иллюстрирует непонимание Заявителем того, что наличие опыта выполнения работ в соответствии с Законом о контрактной системе является и дополнительным требованием к участнику закупки, и показателем критерия оценки при проведении открытых конкурсов в электронной форме. Таким образом, жалоба необоснованна.
02.12.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении конкурса в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 157 625 700,00 рублей.
20.12.2022 - дата окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Рассмотрев довод жалобы о неправомерном установлении возможности представления в составе заявки для оценки квалификации участников закупки контрактов (договоров) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта), которые не относятся к объекту закупки, Комиссия признает данный довод обоснованным на основании следующего.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В силу п. 3, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 24 Положения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Кроме того, согласно пп. а, п. 28 Положения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 установлено, что в случае применения показателей оценки по критерию "квалификация участников закупки" применяются детализирующие показатели.
Заказчиком был применен показатель "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" установлены детализирующие показатели.
Согласно пп. а, п. 28 Положения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. в, п. 24 настоящего Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В силу п. 31 Положения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные пп. б, пп. в, п. 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному п. г, п. 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный пп. в, п. 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного пп. в, п. 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки: объект капитального строительства (за исключением линейного объекта); линейный объект, за исключением автомобильной дороги; автомобильная дорога; особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства; объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации;
г) документом, предусмотренным приложением N1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного пп. в, п. 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов): контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства); контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона; контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона; договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
д) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. в, п. 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
В приложении N4 к Извещению о проведении конкурса по закупке N 0813500000122019992 установлены следующие критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке:
1. Стоимостные критерии оценки (цена контракта)
2. Нестоимостные критерии оценки (квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации).
В разделе 3 приложения N4 к Извещению установлены отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки (согласно Таблице N1):
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров |
К оценке принимаются исключительно исполненные контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта). Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта: копии исполненных контрактов (договоров), актов выполненных работ, составленных при исполнении таких контрактов (договоров), при этом последний акт, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31 Положения. |
Установлено, что предметом закупки по закупке N0813500000122019992 является проведение работ по строительству, реконструкции, капительному ремонту, сносу объекта капитального строительства спортивно-оздоровительного центра с бассейном в с. Шаркан Шарканского района Удмуртской Республики (установлен код 41.20.40.000-00000010 - Выполнение работ по строительству спортивного объекта).
Из анализа извещения и проекта контракта следует, что выполнению подлежат работы по строительству объекта капитального строительства, который не относится к линейным объектам, и данные работы не являются работами по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает, что Заказчиком и Уполномоченным учреждением неправомерно установлена возможность представления контрактов, заключенных на выполнение работ в отношение объектов культурного наследия, в качестве подтверждения наличия у участника опыта, поскольку в соответствии с пп. г п. 31 Положения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604, поскольку Заказчик вправе оценивать наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги только лишь связанного с предметом контракта.
Указание Заказчиком в разделе 3 приложения N4 к Извещению положения об оценке контрактов (договоров) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта) является неправомерным, поскольку не относится к предмету контракта по данной закупке.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным учреждением допущено нарушение ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
С целью устранения выявленного нарушения, Комиссией принято решение о необходимости выдачи предписания конкурсной комиссии: при рассмотрении и оценке заявок, не учитывать контракты (договоры) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МеталПромГражданСтрой" на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме Nзз-49354-2022 "Строительство спортивно-оздоровительного центра с бассейном в с. Шаркан Шарканского района Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122019992) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Конкурсной комиссии предписание об устранении выявленного нарушения: при рассмотрении и оценке заявок, не учитывать контракты (договоры) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта).
4. Передать материалы дела уполномоченному должностного лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
_____ <_>
______<_>
_____ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 20 декабря 2022 г. N 018/06/106-1054/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2022