Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N7 город Екатеринбург" - *,
- заявителя в лице ООО "Медиция" - *,
рассмотрев жалобу ООО "Медиция" (вх. N 14294-ЭП/22 от 12.12.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N7 город Екатеринбург", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (извещение N 0362300013122000328), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Медиция" (вх. N 14294-ЭП/22 от 12.12.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N7 город Екатеринбург", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (извещение N 0362300013122000328), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В жалобе заявитель указывает на неправомерные действия заказчика, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
02.12.2022 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0362300013122000328 на поставку медицинских расходных материалов.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 778 246, 70 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования указанного каталога определены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145 каталог используется заказчиками в целях:
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
На основании пункта 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
Согласно п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Комиссией установлено, что наименованием объекта закупки является "Поставка медицинских расходных материалов".
Для целей проведения указанной закупочной процедуры заказчиком установлены следующие коды позиции КТРУ: 22.19.60.119-00000002 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные", 22.19.60.119-00000008 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные", 22.19.60.119-00000011 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, антибактериальные", 22.19.60.113-00000001 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные", 22.19.60.119-00000005 "Перчатки смотровые/процедурные из полихлоропрена, неопудренные".
Комиссия, изучив указанные коды позиции КТРУ в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установила, что сведения по характеристикам поставляемых товаров отсутствуют, следовательно, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы, в характеристиках к поставляемому товару установлены избыточные требования, которые ограничивают круг потенциальных участников закупки, а именно позиции 2-3 технического задания заказчиком запрошены "Перчатки смотровые /процедурные нитриловые", с требованием к цвету перчатки: "белый и/или бежевый и/или светло-серый", Обоснование использования характеристик: "Обеспечение объективной оценки характера биологических жидкостей и выделений при осмотрах, универсального применения" противоречит действующему законодательству, так как, по мнению заявителя, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться требованиями национальной системы стандартизации.
Также, на заседании Комиссии представитель заявителя ссылался на то, что заказчик в нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок при описании объекта закупки установил требования к характеристикам товара таким образом, что в совокупности установленных характеристик поставка товара ограничена одним производителем (Перчатки смотровые Kometaline).
Пунктами 2, 3 Описания объекта закупки, являющегося приложением к извещению установлено, в том числе:
2.
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм |
Наименование показателя |
Содержание (значение) показателя |
Обоснование использования характеристик |
2. |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
Пара (2 шт.) |
Цвет |
белый и/или бежевый и/или светло-серый |
Обеспечение объективной оценки характера биологических жидкостей и выделений при осмотрах, универсального применения |
3.
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм |
Наименование показателя |
Содержание (значение) показателя |
Обоснование использования характеристик |
3. |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
Пара (2 шт.) |
Цвет |
Белый и/или бежевый и/или светло-серый |
Обеспечение объективной оценки характера биологических жидкостей и выделений при осмотрах, универсального применения |
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что требования относительно перчаток белого, бежевого или светло-серого цвета объективны и объяснены в техническом задании "для объективной оценки характера биологических жидкостей и выделений при осмотрах". По мнению персонала медицинского учреждения, объективно оценить характер выделений при медицинских манипуляциях и осмотрах позволяют перчатки белого, бежевого или светло-серого цвета, которые предотвращает искажение цветопередачи характера биологических жидкостей. На перчатках данных цветов, в отличие от других оттенков, не маскируется цвет выделений, что позволяет медицинскому специалисту более объективно оценить результаты в условиях медицинского осмотра и лечения. Представитель заказчика также отметил, что указанный показатель не ограничивает участников каким-либо одним цветом, а предлагает цвета на выбор.
В адрес Комиссии предоставлены копии регистрационных удостоверений на товар нескольких различных производителей, изделие которых имеют необходимые заказчику цвета и соответствует всей совокупности иных установленных характеристик:
1) Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/10474 от 06.09.2011 "Медиком Хелскер Б.В.", Нидерланды. Вариант исполнения: 1. Medicom Safetouch Rejuvenate Nitrile Plus (белые, с ланолином и витамином Е)
2) Регистрационное удостоверение N РЗН 2019/8188 от 11.03.2019 "Харталега Сдн. Бхд.", Малайзия. Вариант исполнения: 13.Перчатки нитриловые медицинские диагностические неопудренные, нестерильные (White) с покрытием Oatmeal, в исполнениях: XS, S, М, L, XL. 14.Перчатки нитриловые медицинские диагностические неопудренные, нестерильные (Dawn Blue) с покрытием Oatmeal, в исполнениях: XS, S, М, L, XL.
3) Регистрационное удостоверение N РЗН 2022/16541 от 15.02.2022 "Харталега Сдн. Бхд.", Малайзия. Вариант исполнения: 4. Перчатки диагностические нитриловые нестерильные одноразовые неопудренные, покрытие коллоидная овсянка; цвет: утренней зари. Типоразмеры: XS, S, М, L, XL.
4) Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/10241 от 21.07.2011 "КРАНБЕРРИ (М) СДН. БХД.", Малайзия. Вариант исполнения: Contour Plus Powder-Free Nitrile Exam Gloves (Контур Плюс не опудренные нитриловые диагностические перчатки, белые)
Комиссия, проанализировав Описание объекта закупки, являющегося приложением к извещению, нарушений Закона о контрактной системе не усматривает. Также, Комиссия отмечает, что в соответствии с Описанием объекта закупки по показателю "Цвет" товара присутствует обоснование использования такой характеристики.
Следует отметить, что из вышеуказанных норм следует, что заказчик вправе включить в извещение о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, при этом необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнять его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Вышеуказанная позиция также отражена в Письме Минфин России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ N 145 и Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии обоснования дополнительных характеристик в описании объекта закупки.
Комиссия констатирует, что ст. 105 - 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке гл. 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, возражения заказчика, Комиссия нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не усматривает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Медиция" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N7 город Екатеринбург", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N7 город Екатеринбург", его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
*
* |
|
* |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 14 декабря 2022 г. N 066/06/106-4092/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022