Резолютивная часть решения оглашена 20.12.2022
В полном объеме решение изготовлено __.12.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Сорокиной Т.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ООО "Медцентр НН" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку медицинского инструментария (извещение N 0369300263522000138) (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме:
- представителей ГБУЗ "Городская клиническая поликлиника N 5 г. Челябинск" Долгушиной Л.Г., действующей на основании доверенности от 18.04.2022;
- представителей ГБУЗ "Городская клиническая поликлиника N 5 г. Челябинск" Валеевой А.Р., действующей на основании доверенности от 18.04.2022;
- члена аукционной комиссии Мелешкиной Е.С., личность удостоверена на основании паспорта,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 14.12.2022 поступила жалоба ООО "Медцентр НН" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку медицинского инструментария (извещение N 0369300263522000138) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 01.12.2022 ГБУЗ "Городская клиническая поликлиника N 5 г. Челябинск" объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 262 482, 10 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 09.12.2022.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Медцентр НН" контракт не заключен.
В жалобе указано, что аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку заявителя, так как в составе заявки предоставлены все необходимые документы, подтверждающие страну происхождения товара в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, а также предусмотренные извещением о закупке. Представители заказчика, аукционной комиссии на заседании Комиссии представили письменные пояснения и указали, что заявка содержала сертификат СТ-1, срок действия которого истек, а также ввиду не представления сертификата СТ-1 на товар по позиции N 6 технического задания.
Заслушав пояснения заказчика, члена аукционной комиссии, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Согласно извещению о закупке предметом аукциона является поставка медицинского инструментария, при этом заказчиком установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N126н).
При этом, предметом закупки являются медицинские изделия, которые относятся к коду по ОКПД2 - 32.50.13.190 "инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки", включенному в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 (далее - Постановление N 102).
Таким образом, порядок ранжирования заявок и определения победителя закупки должен применяться с учетом ограничений и условий допуска, утвержденных указанными нормативными правовыми актами.
Согласно протоколу подведения итогов от 13.12.2022 из 13 поданных заявок допущено 2 заявки, 11 заявок отстранены, в том числе заявка заявителя (113208463) признана не соответствующей требованиям извещения о закупке, так как в составе заявки предоставлены сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1, срок действия которых истек.
Из анализа заявки заявителя следует, что для целей подтверждения страны происхождения товара предоставлено три сертификата СТ-1:
- сертификат СТ-1 N 1005004756 от 14.09.2021, в том числе на инструменты режущие, инструменты многоповерхностного воздействия (ФСР 2007/07370 от 05.04.2010, ФСР 2010/08119 от 24.06.2010, N ФСР 2010/08235 от 27.01.2010);
- сертификат СТ-1 N 1005003504 от 13.07.2021, в том числе на инструменты режущие, инструменты многоповерхностного воздействия ФСР 2007/00268 от 12.12.2011, ФСР 2011/12845 от 30.12.2010;
- сертификат СТ-1 N 1005000337 от 15.02.2021, в том числе на держатели, зажимы медицинские, корнцанги, пинцеты, щипцы (РЗН 2020/12210 от 07.10.2020, РЗН/2019/8414 от 13.06.2019, РЗН 2020/12209 от 07.10.2020, РЗН 2019/9372 от 12.12.2019, РЗН 2019/9378 от 16.12.2019, РЗН 2020/12202 от 07.10.2020).
Абзацем 1 пункта 3 Постановления N 102 предусмотрено, что подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, или сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Пунктом 6.4 Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, заключенного Правительствами государств - участников Содружества Независимых Государств от 20.11.2009, предусмотрено, что срок применения сертификата формы СТ-1 в целях предоставления режима свободной торговли ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.
Пунктом 3.2 Положения о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов медицинских изделий), утвержденного Приказом ТПП РФ от 10.04.2015 N 29 (далее - Положение) закреплено, что если иное не предусмотрено настоящим Положением, сертификат формы СТ-1 оформляется на основании первичного акта экспертизы, выполненного экспертами уполномоченной ТПП, которая расположена в месте нахождения непосредственного производителя товара - объекта закупок (его филиала, обособленного подразделения). Указанные первичные акты экспертизы оформляются на постоянную номенклатуру товаров сроком на один год (далее - Годовые акты экспертизы).
В пункте 3.8 Положения предусмотрено, что на товары, указанные в Перечне 1, допускается выдача сертификатов формы СТ-1 сроком действия до одного года в порядке, предусмотренном разделом 6 настоящего Положения.
Таким образом, по общему правило максимальный срок выдачи сертификатов СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд составляет 1 год.
Вместе с тем, пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" предусмотрено продление на 12 месяцев действие срочных разрешений, сроки действия которых истекают в период со дня вступления в силу настоящего постановления по 31 декабря 2022 г., согласно приложению N 1, то есть с учетом срока вступления в силу Постановления продлеваются срочные разрешения, сроки действия которых истекают с 14.03.2022 по 31.12.2022.
В пункте 19 приложения N1 к Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 к таким разрешениям относится сертификаты о происхождении товара СТ-1.
Таким образом, срок действия одного из представленных сертификатов СТ-1 (N 1005000337 от 15.02.2021) истек 15.02.2022, то есть до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353, на основании которого пролонгируются сертификаты, срок действия которых истекает в период с 14.03.2022 по 31.12.2022.
Таким образом, страна происхождения держателей, зажимов медицинских, корнцанг, пинцетов, щипцов, указанных в сертификате СТ-1 N 1005000337 от 15.02.2021, не подтверждена в виду истечения срока действия указанного сертификата, что не соответствует абзацу 1 пункта 3 Постановления N 102.
Доводы заявителя, согласно которым представленные сертификаты СТ-1 соответствуют требованиям к содержанию заявки и инструкции по ее заполнению, указанным в извещении, являются несостоятельными, так как в силу пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка подлежит отклонению в случае не соответствия требований законодательства в области применения национального режима при осуществлении закупок, а не только в случае несоответствия заяки условиям извещения о закупке.
В ходе проведения внеплановой проверки также установлено, что в составе заявки заявителем не представлен сертификат СТ-1 в отношении зеркала влагалищного (N ФСР 2010/06921 от 01.03.2010) (поз. 6 технического задания), что также свидетельствует об отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения одной из позиций товара, приобретаемого заказчиком, что является основанием для отстранения заявки по пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем в нарушение пункта 2 части 5 статьи 49, пункта 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе в протоколе подведения итогов от 13.12.2022 отсутствует полная и исчерпывающая информация в части обоснования отклонения заявки заявителя, а именно: отсутствует указание на конкретный сертификат СТ-1, который не соответствует требованиям Постановления N 102, а также актам, принятым во исполнение указанного Постановления, а также в протоколе не указано в отношении каких медицинских изделий, указанных в техническом задании, не представлен сертификат СТ-1 в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара.
Вместе с тем, принимая во внимание тот факт, что при проведении закупки заявка заявителя содержала недействующий сертификат СТ-1 в отношении ряда позиций товаров, указанных в составе заявки участника закупки, установление в ходе внеплановой проверки обстоятельств, подтверждающих непредставление в составе заявки участника закупки сертификата СТ-1 в отношении медицинского изделия (зеркало влагалищное), а также с учетом того, что порядковый номер заявителя по итогам аукциона не является первым, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдается.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Медцентр НН" на действия аукционной комиссии необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях аукционной комиссии нарушение пункта 2 части 5 статьи 49, пункта 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Т.А. Сорокина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 декабря 2022 г. N 074/06/106-3430/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2022