Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Гиниятуллиной Л.Р. - главного специалиста-эксперта, Салимзянова А.И. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей заказчика ГАУЗ "МКДЦ" - Хараевой В.А. (доверенность N 28 от 20.05.2021), в отсутствии представителей заявителя, извещен надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "Корвитамед" (вх. N 15347/ж от 13.12.2022) на действия заказчика ГАУЗ "МКДЦ" при проведении закупки N 0711200005922000331 на предмет: "Поставка изделий медицинского назначения",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0711200005922000331 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 30.11.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 536 500,00 руб.
Заказчик - ГАУЗ "Межрегиональный клинико-диагностический центр".
Суть жалоб, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные и устные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России, назначенной уведомлением исх. N АЯ-04/15176 от 14.12.2022 на 15.12.2022 в 11 часов 00 минут, был объявлен перерыв на 16.12.2022 в 09 часов 00 минут.
На заседании Комиссии 16.12.2022 после перерыва заказчик не согласился с жалобой.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Согласно статье 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требованиям к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Относительно довода Заявителя об установлении параметров, ограничивающих поставку аналогичных медицинских изделий других производителей.
Согласно информации, представленной ГАУЗ "МКЦД", указание требований к техническим характеристикам товара не ведет к ограничению числа участников закупки и ограничению конкуренции, поскольку в действующем законодательстве не содержится запрета для участника аукциона предлагать к поставке оборудование различных производителей. Существует достаточное количество дилеров и дистрибьютеров, имеющих право продажи оборудования нескольких производителей, в том числе конкурирующих друг с другом.
Техническое задание составлено Заказчиком в рамках КТРУ, с указанием обоснования дополнительных параметров в техническом задании в столбце "Обоснование" и с использованием понятной и общепринятой терминологии. Учитывая, что закупаемые медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к объекту закупки, определяющим для заказчика являлось достижение при лечении пациентов наилучшего эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания скорой медицинской помощи.
Заказчиком не предъявлены необоснованные требования к патентам, производителям, странам происхождения, промышленным образцам и пр. что приводило бы к ограничению конкуренции.
Комиссией установлено, что заказчиком проведен выборочный анализ контрактов, заключенных в рамках Закона о контрактной системе, который свидетельствует о наличии функционирующем рынке поставщиков продукции About Vascular (стент) и Lepu Medical (катетер). Данный анализ приобщен к материалам дела.
Кроме того, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Возможность устанавливать параметры необходимых к выполнению работ, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Государственный заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Правила описания объекта закупки определены статьей 33 Закона о контрактной системе. Частью 2 указанной статьи установлено, что извещение о закупке должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом необходимо отметить, что заказчик самостоятельно формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в такой закупке.
Законом не установлено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не установлены какие-либо запреты на установление характеристик товара, ни по функциональным качествам, ни по техническим характеристикам. Все функциональные, технические и качественные характеристики указаны в документации об электронном аукционе, и любой участник при желании, мог свободно принять участие в данном аукционе.
Требования к расходным материалам, как условие участия в аукционе были адресованы неограниченному кругу потенциальных участников, что исключает ограничение конкуренции при проведение аукциона.
Учитывая, что расходные материалы находятся в свободном обращении на российском рынке и аукцион объявлен на поставку товара, а не на его производство, в аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков, способных предложить к поставке медицинское изделие, соответствующее заявленным техническим характеристикам.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар в соответствии с требованиями, установленными заказчиком, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Заказчик формирует аукционную документацию в соответствии с собственными потребностями, устанавливая необходимые ему требования к объекту закупки.
Кроме того, действующее законодательство о закупках не ограничивает право заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок.
Преимущественных условий для участия в конкурентной закупке в электронной форме для иных участников заказчиком не создавалось.
Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.
Комиссия приходит к выводу, что установленные заказчиком требования к поставляемым товарам являются надлежащим описанием объекта закупки.
Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика.
Вместе с тем, заявитель на заседание Комиссии не явился, документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы не представил.
Исходя из вышеизложенного, довод заявителя признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу заявителя ООО "Корвитамед" (вх. N 15347/ж от 13.12.2022) на действие заказчика при проведении закупки N 0711200005922000331 на предмет: "Поставка изделий медицинского назначения" необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии |
Л.Р. Гиниятуллина |
|
А.И. Салимзянов |
Исп.: Салимзянов А.И.
Тел.: +7 499 755 23 23, вн.тел.: 016-130
e-mail: to16-salimzyanov@fas.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 16 декабря 2022 г. N 016/06/42-1902/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022