рассмотрев жалобу ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры - "Тиховский вододелительный гидроузел на реке Кубань" для нужд Фёдоровского филиала ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" (извещение N 0318100043322000073) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что извещение составлено с нарушением Закона о контрактной системе. Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки копии действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых указывает, что извещение составлено в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
05.12.2022 г. Заказчиком - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" размещено извещение на проведение электронного аукцион: "Оказание услуг по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры - "Тиховский вододелительный гидроузел на реке Кубань" для нужд Фёдоровского филиала ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" (извещение N 0318100043322000073).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 350 157,60 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Объект закупки:
Тип объекта закупки |
Услуга |
Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ |
Код позиции |
Характеристики товара, работы, услуги |
Единица измерения |
Количество (объем работы, услуги) |
Цена за единицу измерения |
Стоимость позиции |
||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
||||||
Услуги охранных служб прочих |
80.10.12.900 |
|
|
12 |
1029179.80 |
12350157.60 |
||
В соответствии с техническим заданием |
В соответствии с п. 12) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе обусловлено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В Извещении установлены дополнительные требования к участникам, а именно:
Преимущества |
Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 4 Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера |
Извещение содержит перечень прикрепленных документов, так файл "Приложение N 3 Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (1)", где Заказчиком установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ:
"1. Копия действующего свидетельства об аккредитации организации в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере морского и внутреннего водного транспорта, выданное Федеральным агентством морского и речного транспорта (ФАМРТ) Минтранса РФ.
2. Копия действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), содержащую указание следующих видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности":
А) Эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Б) Хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих).
ИЛИ:
Копия выписки из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", с нанесенным двухмерным штриховым кодом, содержащим в кодированном виде адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с размещенными на ней записями в реестре лицензий, содержащими сведения о предоставленной лицензии."
Извещение содержит перечень прикрепленных документов, так файл "Описание объекта закупки" содержит документ "Техническое задание.docx", в котором Заказчиком установлены:
6. Перечень оказываемых услуг 6.1. Защита объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства (далее - АНВ). 6.2. Обеспечение пропускного и внутриобъектового режима в соответствии с Положением (инструкцией) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ. 6.3. Недопущение попадания предметов или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ. 6.4. Передача уполномоченным представителям ФСБ России и МВД России, нарушителей пропускного и внутриобъектового режима, лиц, проносящих или провозящих предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критический элемент ОТИ, лиц, совершающих или подготавливающих АНВ. 6.5. Проведение по требованию Заказчика дополнительной оценки уязвимости защищаемого ОТИ и внесение изменений (дополнений) в Планы обеспечения транспортной безопасности на основании утвержденных отчетов о проведении дополнительной оценки уязвимости в соответствии с требованиями п. 16, 17 ч. 5 Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1638 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта"__. _.8.1 В ходе оказания услуги работники ПТБ Исполнителя обязаны: __8.1.14. Проводить: - дополнительный досмотр объектов досмотра, у которых (в которых) в ходе досмотра выявлены предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения, в том числе с использованием рентгенотелевизионных установок в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ и положениями Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. N 227;_. |
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки копии действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения, в которых с указанным доводом не согласился, из пояснений следует.
В Техническом задании установлена обязанность Исполнителя проводить досмотровые мероприятия с использованием технических средств досмотра, содержащих в своей конструкции источники ионизирующего излучения, а именно - использовать рентгенотелевизионную установку. Эксплуатация и хранение такого оборудования на законных основаниях возможна лишь при наличии соответствующей лицензии (основания: ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и п. 3 "Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2022 N 45).
Установление в Техническом задании требования использовать досмотровое оборудование, для законного использования которого необходима соответствующая лицензия является обязанностью Заказчика, поскольку порядок использования данного оборудования регламентирован нормативно-правовыми актами РФ, а именно: приказом Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" (далее - Правила досмотра).
Частью 48 раздела III Правил досмотра установлено, что рентгенотелевизионные и (или) радиоскопические установки используются при проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в случаях, определенных планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Указание на планы обеспечения транспортной безопасности как на основание оказания услуг присутствует в п. 5 Технического задания.
Объектом закупки является обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства объекта транспортной инфраструктуры: "Тиховский вододелительный гидроузел на реке Кубань". В отношении данного объекта транспортной инфраструктуры разработан план обеспечения транспортной безопасности, утвержденный Компетентным органом - Федеральным агентством морского и речного транспорта Минтранса РФ (Росморречфлот).
В плане определена обязанность работников подразделения транспортной безопасности при осуществлении защиты указанных объектов от актов незаконного вмешательства использовать рентгенотелевизионное досмотровое оборудование. Соответственно, Исполнитель (привлекаемое подразделение транспортной безопасности) обязан иметь лицензию, позволяющую использовать и хранить это оборудование на законных основаниях.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, защита которых составляет объект закупки, являются информацией ограниченного доступа. Правила обращения с этими сведениями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.11.2015 N 1257, не предполагают публикации содержания планов обеспечения транспортной безопасности в открытом доступе и запрещают предоставление такой информации лицам, не соответствующим требованиям указанного постановления.
В соответствии с решением Верховного суда РФ от 21.01.2016 N 302-ЭС15-14236 именно участник аукциона должен соответствовать установленным документацией о закупке требованиям, в том числе - даже когда документацией о закупке и проектом контракта предусмотрена возможность привлечения к оказанию услуг третьих лиц, от предоставления копии сертификата эксплуатанта такой участник закупки не освобождается.
В пункте 17 приказа Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" отражено, что досмотр проводится подразделениями транспортной безопасности, поэтому участником данной закупки может быть подразделение транспортной безопасности, дополнительно имеющее лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Таким образом, требование к участникам закупки обладать правом на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) установлено в соответствии с положениями законодательства. Указанное требование не ограничивает количество потенциальных участников закупки, поскольку существует значительное количество подразделений транспортной безопасности, обладающих указанной лицензией, так как актуальная ситуация, связанная с террористической угрозой и риском совершения актов незаконного вмешательства в транспортном секторе, заставляет субъекты транспортной инфраструктуры всё чаще включать в требования к привлекаемым подразделениям транспортной безопасности обязанность обладать правом на использование высокоэффективного рентгенотелевизионного досмотрового оборудования.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100043322000073).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 декабря 2022 г. N 023/06/31-6105/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022