рассмотрев жалобу ИП Ермакова А.М. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Белореченская ЦРБ" МЗ КК при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" (извещение N 0818500000822008377) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что извещение составлено с нарушениями Закона о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласился.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
05.12.2022 г. уполномоченным органом - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" (извещение N 0818500000822008377). Заказчик - ГБУЗ "Белореченская ЦРБ" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 800 000,00 руб.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Файл "Описание объекта закупки" содержит требования, установленные к функциональным, техническим характеристикам закупаемых услуг, входящих в объект закупки.
N п/п |
Наименование закупаемых услуг, входящих в объект закупки |
Требования, установленные к функциональным, техническим характеристикам закупаемых услуг, работ, входящих в объект закупки |
Требования, установленные к качественным характеристикам закупаемых услуг, входящих в объект закупки |
Ед. изм. |
1.
|
Оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" |
Объекты, подлежащие очистке: Краснодарский край г.Белореченск ул.Толстого 160 Краснодарский край г.Белореченск ул.Красная 84 Краснодарский край ст. Рязанская, ул. Космонавтов 2 Краснодарский край г.Белореченск ул.Красная 27 Краснодарский край ст. Бжедуховская, ул. Восточная 1 Краснодарский край Белореченский район, ст. Пшехская, ул. Октябрьская, д. 22 Краснодарский край Белореченский район, село Великовечное, ул. Ленина, д. 89 Краснодарский край, Белореченский район, пос. Молодежный, ул. Ленина д. 28 Краснодарский край, Белореченский район, пос. Первомайский, ул. Заводская, д. 4 Краснодарский край, Белореченский район, с. Новоалексеевское, ул. Молодежная, 1 |
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего рода в нормативных и правовых актах Российской Федерации: - Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ. - Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; - СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". - Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ. - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ. - Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ. - Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). - Технический регламент Таможенного союза "ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств". - Постановление Правительства РФ требования "Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации" от 22 декабря 2020 года N 2216. |
кг
|
Вид отходов: Медицинские отходы (класс Б - эпидемиологически опасные отходы): Инфицированные и потенциально инфицированные кровью и другими биологическими жидкостями отходы: 1.1.- тара стеклянная из-под биологических материалов; 1.2.- использованный медицинский одноразовый мягкий инвентарь (отходы полиэтилена в виде пленки, изделия из нетканого материала); 1.3. - использованные медицинские инструменты одноразового применения; 1.3. - использованные медицинские шприцы, системы для внутривенных инфузий, полимерные изделия; 1.4. - использованный медицинский острый инструментарий; 1.5. - использованные медицинские резиновые изделия; 1.6. - отходы перевязочных материалов 1.7. - отходы из клинико-диагностической и бактериологической лаборатории. 1.8 - патологоанатомические и органические отходы.
| ||||
Характеристика мест первичного сбора (временного хранения) отходов: На период оказания услуги Исполнитель предоставляет Заказчику во временное пользование специализированный накопитель-морозильник, предназначенный для временного хранения необеззараженных медицинских отходов класса Б, внутренним объемом 12 м3, в количестве 2 штук, с возможностью размещения контейнеров объемом 240л. в количестве 8 шт. в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21. Место установки Краснодарский край г. Белореченск ул. Толстого 160 | ||||
Количество емкостей: контейнер с крышкой желтого цвета с маркировкой "отходы класса Б" контейнер с крышкой 240л - 8 шт контейнер с крышкой 12 л - 25 шт контейнер с крышкой 35 л - 15 шт контейнер с крышкой 50 л - 2 шт (многоразовая тара должна соответствовать СанПиН 2.1.3684-21) | ||||
Работы, связанные с обращением отходов, проводимые Исполнителем: | ||||
1. Сбор отходов - предусматривает изъятие упакованных в спецупаковку и складированных в контейнеры медотходов из мест их временного хранения (морозильной камеры). | ||||
Транспортирование отходов - осуществляется специализированным транспортом Исполнителя, оснащенным в соответствии с требованиями п. 207. СанПиН 2.1.3684-21 холодильной установкой, имеющим специальные крепления для транспортных контейнеров с целью дальнейшего термического обезвреживания (уничтожения). Специализированный транспорт, задействованный при оказании услуг по Контракту, должен быть оборудован Глобальной навигационной спутниковой системой - "ГЛОНАСС" в соответствии с постановлением Правительства РФ требования Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2020 года N 2216. (ДОПОГ, Технический регламент Таможенного союза "ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств" Исполнитель обязан в течении 5 (пяти) рабочих дней с момента письменного обращения Заказчика предоставлять "маршрут" транспортирования необеззараженных медицинских отходов класса "Б" с выгрузкой из системы "ГЛОНАСС" с территории Заказчика до участка по обращению с медицинскими отходами Исполнителя. | ||||
2. Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. | ||||
Периодичность и сроки транспортирования отходов: еженедельно по заявке Заказчика. |
Заявитель указывает, что Заказчик в рамках одной закупки объединяет услуги по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б", и поставку холодильного оборудования, оборотной тары и одноразовой тары (пакетов для сбора и хранения отходов класса "Б", емкостей-контейнеров для сбора острого инструментария) для накопления медицинских отходов.
Из пояснений уполномоченного учреждения следует, что предметом закупки является - оказание услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов класса "Б". Это процесс, который состоит из различных этапов, включающий в себя совокупность организационных, технических, материальных, трудовых ресурсов, в конечном итоге направленных на достижение цели максимально эффективного обеспечения безопасности человека и окружающей среды в процессе взаимодействия с такими отходами. Поэтому чем более высокотехнологично и эффективно организован данный процесс, тем или иным участником закупки во взаимодействии с Заказчиком, тем более достижима вышеуказанная цель.
С учетом требований СанПиН 2.1.3684-21 надлежащая упаковка медицинских отходов является ответственностью Исполнителя по контракту. Поэтому, если Заказчик будет производить закупку расходных материалов самостоятельно, то Исполнителю во избежание возможности ответственности за ненадлежащую упаковку медицинских отходов придется упаковывать отходы в собственный расходный материал, что существенно отразится на стоимости услуг Исполнителя контракта.
В части необходимости предоставления холодильного оборудования из пояснений Заказчика следует, что согласно ч. б и г п. 201 СанПиН 2.1.3684-21 хранение (накопление) более 24 часов необеззараженных медицинских отходов класса Б и В осуществляется в холодильных шкафах не более 7 суток или в морозильных камерах - до одного месяца с начала момента накопления отходов. Накопление и временное хранение необеззараженных медицинских отходов классов "Б" осуществляется персоналом медицинской организации раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ лиц, не связанных с обращением с медицинскими отходами. В небольших медицинских организациях (медицинские пункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов "Б" и "В" в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24-х часов используется холодильное или морозильное оборудование). Применение холодильного или морозильного оборудования, предназначенного для накопления отходов, для других целей не допускается.
На доводы Заявителя о том, требования, изложенные Заказчиком в "Описании объекта закупки", а именно: установление требований к вспомогательному специализированному морозильному оборудованию влекут ограничение конкуренции и создание преимуществ для некоторых участников закупки, из пояснений Заказчика следует, что объект закупки представляет собой сложный многосоставный процесс, Заказчик, в силу специфики данного объекта и необходимости максимального достижения цели обеспечения безопасности человека и окружающей среды в процессе взаимодействия с медицинскими отходами класса "Б" включает в описание объекта закупки определенные качественные требования к оборудованию в составе объекта закупки.
Пунктом 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 6 СанПиНа 2.1.3684-21, на контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления твердых коммунальных отходов или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, и не более 2 бункеров для накопления крупногабаритных отходов.
В соответствии с подпунктами "б", "г" пункта 201 СанПиНа 2.1.3684-21 к условиям хранения медицинских отходов предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
- хранение (накопление) более 24 часов необеззараженных медицинских отходов класса Б и В осуществляется в холодильных шкафах не более 7 суток или в морозильных камерах - до одного месяца с начала момента накопления отходов;
- накопление и временное хранение необеззараженных медицинских отходов классов Б и В осуществляется персоналом медицинской организации раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ лиц, не связанных с обращением с медицинскими отходами. В небольших медицинских организациях (медицинские пункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов Б и В в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24-х часов используется холодильное или морозильное оборудование). Применение холодильного или морозильного оборудования, предназначенного для накопления отходов, для других целей не допускается.
Таким образом, оборудование и условия хранения отходов классов Б при хранении более 24-х часов определены законодателем.
Заказчиком в "Описании объекта закупки", размещенном в составе извещения о проведении аукциона в электронной форме, включено требование: "На период оказания услуги Исполнитель предоставляет Заказчику во временное пользование специализированный накопитель-морозильник, предназначенный для временного хранения необеззараженных медицинских отходов класса Б, внутренним объемом 12 м3, в количестве 2 штук, с возможностью размещения контейнеров объемом 240л. в количестве 8 шт. в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21".
Таким образом, Заказчик в рамках настоящей закупки в силу требований действующего законодательства обязан предъявлять специальные требования к технической и технологической составляющей объекта закупки.
При условии ежедневного вывоза медицинских отходы специализированной организацией медицинское учреждение может хранить их на территории медицинской организации. Однако, согласно правилам внутреннего распорядка персоналу медицинского учреждения запрещено в течение дня покидать стерильные помещения. Значит все отходы в течение 24 часов будут накапливаться внутри учреждения и только после окончания смены выноситься на улицу в установленные на улице хранилища. Использование холодильного оборудования дает возможность максимальным образом обеспечить выполнение требований по улучшению санитарно-эпидемиологического состояния населения, санитарно- эпидемиологической обстановки, снижению вредного воздействия на человека, а также способствуют выполнению требований законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.
Таким образом, расходные материалы (контейнеры, пакеты, ёмкости и т.д.) и холодильное оборудование для хранения медицинских отходов, являются используемым при оказании услуг товаром и не являются поставкой. Данные категории связаны между собой технологически и функционально и образуют единую комплексную услугу по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению медицинских отходов класса Б.
Объектом настоящей закупки являются оказание услуг по организации временного хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б", что соответствует коду по ОКПД2 38.12.11.000 "Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов" и для которого отсоветует соответствующая позиция в КТРУ. Соответствующий код ОКПД2 указан Заказчиком в извещении.
В связи с тем, что услуга по организации временного хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б" является комплексной, а расходные материалы, предоставляемые Исполнителем и не являются самостоятельным предметом поставки закупки, то обязанность указания ссылок на КТРУ в отношении товаров, используемые при оказании таких услуг у Заказчика отсутствует.
Позиция Краснодарского УФАС подержана в решении по делу А32-22991/2022 от 28.10.2022 г.
Согласно протоколу N0818500000822008377-ЭА подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.12.2022 г. поступило 6 заявок, все допущены к участию.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ермакова А.М. необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000822008377).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 декабря 2022 г. N 023/06/33-6107/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022