Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
в присутствии по ВКС представителя Уполномоченного учреждения - ГКУ КК "ДГЗ" Стадничук В.В., Белоусова В.С. (доверенность в материалах дела), в присутствии по ВКС представителя Заказчика - ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1 им. С.В. Очаповского" МЗ КК Селютина Е.В. (доверенности в материалах дела), в присутствии по ВКС представителя ООО "ВРК МедСервис" Макаровой Е.А. (доверенность в материалах дела), в присутствии по ВКС представителей Заинтересованного лица - ООО "МН Медикал" Павленко В.В., Войтов И. (доверенность в материалах дела), рассмотрев жалобу ООО "ВРК МедСервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "НИИ-ККБ N 1 им. С.В.Очаповского" МЗ КК, ГКУ КК "ДГЗ" при проведении электронного аукциона: "Техническое обслуживание и ремонт медицинских изделий производства "Электа Лимитед" (извещение N 0818500000822008440) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что описание объекта закупки составлено с нарушением ст.33 Закона о контрактной системе. ООО "ВКР МедСервис" в жалобе указывает, что система Intell:max не работает на территории Российской Федерации, в составе извещения не отражено, что подтверждением наличия у участника лицензии является только выписка из реестра лицензий.
Уполномоченное учреждение и Заказчик предоставили письменные пояснения. С доводами жалобы Заявителя не согласны.
Представители заинтересованного лица пояснили, что система Intell:max продолжает свою работу на территории Российской Федерации. Заявитель исполнял обязательства по аналогичным контрактам (например, контракт N0347200006521000269).
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился электронный аукцион: "Техническое обслуживание и ремонт медицинских изделий производства "Электа Лимитед" (Корректировка проекта с выделением 5 этапов строительства). 1 этап строительства" (извещение N 0818500000822008440).
Заказчик-ГБУЗ НИИ-ККБ N 1 им. С.В. Очаповского" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 500 000,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик пояснил, что описание объекта закупки было составлено с учетом требований специалистов Заказчика, основываясь на принципах стимулирования инновацией, а также основываясь на необходимости Заказчика в оснащении новейшей операционной по последним стандартам лечения и будет являться одной из наиболее оснащенных эндоскопических операционных на территории ЮФО. Все характеристики, использованные Заказчиком для описания закупаемого товара, направлены на получение наиболее современного оборудования и, соответственно, наиболее качественного результата исследований, такая функция как "Функция защиты от тумана" позволит эффективно использовать видеоэндоскопы и избавляться от запотевания матрицы видеоэндоскопа, не вынимая эндоскоп из пациента. При этом, Заказчиком не указан способ реализации данной функции, что, в свою очередь, позволяет предложить оборудование с различными вариантами реализации защиты запотевания.
Пунктом 3.8 национального стандарта РФ ГОСТ Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 57501-2017) дано определение понятию техническое обслуживание (далее - ТО) это комплекс регламентированных нормативной, технической и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению работоспособности или исправности медицинского изделия при их использовании по назначению, предусмотренному изготовителем (производителем).
При проведении ТО могут проводиться следующие работы: периодическое техническое обслуживание, внеплановое техническое обслуживание, контроль технического состояния, техническая диагностика и ремонт.
В пункте 5.6.3 ГОСТа Р 57501-2017 установлено, что при наличии возможности и/или необходимости оказания ряда услуг дистанционно с использованием технологии удаленного доступа в соответствующих пунктах раздела должны содержаться:
- указания о возможности дистанционного способа оказания услуги;
- требования к проведению работ в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Пункт 4.6 ГОСТа Р 57501-2017 гласит, что заказчик разрабатывает техническое задание с учетом требований изготовителей (производителей) медицинского изделия, ТО которых является объектом заказа, и требования к проведению ТО которые изложены в эксплуатационной документации.
Медицинские линейные ускорители ElektaAxesse имеют встроенное программное обеспечение Elekta Intellimax, использующееся для осуществления постоянного дистанционного мониторинга работоспособности данного оборудования. Указанное программное обеспечение позволяет в автономном режиме собирать данные о состоянии линейного ускорителя, обрабатывать их с помощью специальных алгоритмов и в автоматическом режиме выдавать рекомендации сервисной службе, в том числе, о необходимости проведения дополнительных проверок отдельных узлов, их замене или настройке. Данные сервисной службе рекомендации позволяют в автономном режиме удаленным способом диагностировать потенциальные проблемы и неисправности линейного ускорителя и своевременно на них реагировать, снижая время простоя оборудования до минимума.
Соответственно, заказчиком в извещении о проведении аукциона в электронной форме, приведена информация о встроенном (т.е. уже имеющемся у заказчика) в медицинские линейные ускорители, программном обеспечении Intellimax, с помощью которого осуществляется постоянный дистанционный мониторинг работоспособности данного медицинского оборудования.
Таким образом, заказчиком исполнены положения Закона о контрактной системе, а также положения ГОСТа Р 57501-2017.
Согласно извещению Заказчиком установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе:
Наличие действующей лицензии на деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения): техническое обслуживание 23.12.2022, 09:16 следующих групп медицинских изделий класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенографии и рентгеноскопии); или наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники на виды работ (услуг): - контроль технического состояния медицинской техники, периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники, ремонт медицинской техники. (Основание: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации"). Информация и документы для подтверждения: Выписка из реестра лицензий или копия лицензии на деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения): техническое обслуживание следующих групп медицинских изделий класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенографии и рентгеноскопии); ИЛИ выписка из реестра лицензий или копия лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники на виды работ (услуг): - контроль технического состояния медицинской техники; периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники, ремонт медицинской техники.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 25.01.2022 N 45 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании, лицензируемая деятельность включает работы и услуги по перечню согласно приложению.
В пункте 6 приложения к Положению о лицензировании указано: техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе гласит, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Данная норма указывает на то, что в договоре может быть включено требование об оказании услуги соисполнителем.
Во исполнение вышеуказанных норм, заказчик включил в подпункт "ж" пункта 3.2 Проекта контракта, размещенного в составе извещения о проведении аукциона в электронной форме следующую информацию: "Исполнитель обязан, в части оказания услуг для медицинских изделий, относящиеся к источникам ионизирующего излучения, Исполнитель или, в случае привлечения третьего лица, третье лицо должны иметь действующую лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) согласно перечню выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности): техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.01.2022 N 45 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)".
Таким образом, в Проекте контракта предусмотрена возможность привлечения соисполнителя в части оказания услуг для медицинских изделий, относящиеся к источникам ионизирующего излучения.
Возможность привлечения к исполнению контракта соисполнителей представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора после проведения аукциона, а не требование к участникам размещения закупки о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта, на момент проведения аукциона, следовательно, такое условие само по себе не является ограничением конкуренции.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВРК МедСервис" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000822008440).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 декабря 2022 г. N 023/06/33-6143/2022 (ключевые темы: техническое обслуживание - изделия медицинского назначения - источник ионизирующего излучения - характеристика - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2022