Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Авангард" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Краснодарский государственный институт культуры" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по поддержанию чистоты внутри зданий и сооружений института, уборке территории, обслуживанию и содержанию зеленых насаждений" (извещение N 0318100024522000014) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Заказчиком при описании объекта закупки нарушены положения Закона о контрактной системе.
Представителями Заказчика были представлены письменные возражения по существу доводов жалобы. С жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБОУ ВО "Краснодарский государственный институт культуры" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по поддержанию чистоты внутри зданий и сооружений института, уборке территории, обслуживанию и содержанию зеленых насаждений" (извещение N 0318100024522000014)
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 717 512,00 руб.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик(потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В п.2.1.6 проекта контракта указано: "Не позднее, чем за 2 (два) рабочих дня до начала выполнения работ предоставить Заказчику:
- Список работников, на которых будет возложено непосредственное выполнение обязанностей по уборке. Количество работников в Списке должно обеспечивать выполнение работ в объеме, установленном Спецификацией, с учетом требований статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации".
Согласно ст.91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
То есть, заказчик в проекте контракта устанавливает порядок оформления работников исключительно через трудовой договор, не принимая гражданско-правовые договора, что нарушает ч.3 ст.7, ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указывает, что заказчиком не приведена разбивка по объемам снега, подлежащего уборке и вывозу ежемесячно в зимний период, не указано, как будет произведен расчет объема вывезенного снега, каким образом заказчик будет осуществлять ежемесячный расчет.
11 |
Уборка снега и наледи с пешеходных дорожек, тротуаров, пандусов, лестничных сходов и проезжей части дорог для проезда автомобильного транспорта, расположенных внутри земельного участка, принадлежащего заказчику на праве постоянного бессрочного пользования, до основного покрытия и складирование снега в места, обозначенные заказчиком (на территории заказчика), просыпка пешеходных дорожек и проезжей части дорог для проезда автомобильного транспорта, расположенных внутри земельного участка, принадлежащего заказчику на праве постоянного бессрочного пользования, песком природным. Площадь обрабатываемого покрытия - 23400,3 м2, объем подлежащего уборке и складированию снега - не более 26255,0 м3 |
В зимний период, по факту образования до 09-30 часов (по московскому времени), и далее через каждые два часа. |
Из описания объекта закупки следует, что требования к вывозу снега отсутствуют.
При этом, в описании объекта закупки установлено, что подлежащий уборке снег складируется на территории заказчика, а также установлен максимальный объем подлежащего уборке снега - 26225 метра кубического.
Таким образом, заказчиком в техническом задании установлена площадь и объем подлежащего уборке снега.
В описании объекта закупки установлено: "Выполняемые согласно данного описания объекта закупки предмета закупки работы по поддержанию чистоты внутри зданий и сооружений института, уборке территории, обслуживанию и содержанию зеленых насаждений составляют единый неделимый комплекс".
В обосновании начальной (максимальной) цены контракта указано:
В качестве единицы измерения указан месяц, количество - 12.
В соответствии с п.3.3 проекта контракта "Работы по настоящему контракту оказываются поэтапно. Этапом выполнения работ является отчетный месяц.
Приемка работ осуществляется ежемесячно, с учетом положений настоящего раздела контракта, после выполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, в отчетном месяце, и оформляется документом о приемке посредством функционала Единой информационной системы. При необходимости Заказчик привлекает для участия в приемке специалистов по своему усмотрению".
Приемка работ осуществляется ежемесячно, с учетом положений проекта контракта, после выполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных проектом контракта, в отчетном месяце, и оформляется документом о приемке посредством функционала единой информационной системы.
Таким образом, расчеты с исполнителем осуществляются из расчета 12 месяцев равными платежами.
Заявитель указывает, что в техническом задании отсутствует расчет за единицу услуги.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе, в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
То есть, при закупке любых товаров, работ, услуг, в случае если количество таких товаров, объем выполняемых работ, оказываемых услуг невозможно определить, заказчик вправе осуществить закупку по цене за единицу товара, работы, услуги с учетом требований Закона о контрактной системе.
Заказчик закупает работы по поддержанию чистоты внутри зданий и сооружений института, уборке территории, обслуживанию и содержанию зеленых насаждений единым комплексом, что прямо указано в описании объекта закупки в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает о невозможности проведения работ по поливу, обрезке кустарников, порослей деревьев, в том числе плетущихся растений в зимнее время при минусовой температуре и при наличии снега и гололеда.
Представитель заказчика пояснил, что законодательно проведение данных работ не ограничено, а лишь имеются дополнительные требования по охране труда при работе в холодное время года на открытой территории, например, методические рекомендации 2.2.7.2129-06, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Заявитель указывает, что в разделе 2 технического задания отсутствует расчет по каждому виду работ, также не соответствуют площади помещений.
Представитель заказчика пояснил, что таблицы 1 и 2 технического задания не противоречат друг другу, так как в таблице 1 указана общая площадь территории, а в таблице 2 указаны здания и строения, расположенные внутри территории, подлежащей обслуживанию исполнителем.
Заявитель указывает, что в техническом задании приводится перечень расходных материалов, обязательных к использованию Исполнителем при выполнении работ по уборке помещений, без указания объема использования данных товаров, что не позволяет участникам закупки определить объем выполняемых работ, сформировать ценовое предложение и подать заявку на участие в аукционе.
В техническом задании не определена стоимость расходных материалов, используемых при уборке.
Представитель заказчика пояснил, что в описании объекта закупки содержится перечень расходных материалов, обязательных к использованию Исполнителем при выполнении работ по уборке помещений.
Указанный перечень содержит количество (объем) таких расходных материалов из расчета месячной нормы потребления.
Стоимость расходных материалов включена в стоимость работ по поддержанию чистоты внутри зданий и сооружений института, уборке территории, обслуживанию и содержанию зеленых насаждений.
Согласно п.2.1.14 указано "Передавать Заказчику по акту приема-передачи неиспользованные в отчетном месяце материалы, перечень которых указан в приложении N 1 к настоящему контракту".
Довод не обоснован.
Заявитель указывает, что из описания объекта закупки невозможно определить на какую сумму выставлять ежемесячно счет за выполненные работы, поскольку, у заказчика отсутствует расчет стоимости единицы услуг, а деление цены контракта на число месяцев исполнения в контракте не предусмотрено.
Представитель заказчика пояснил, что в п.3.3 проекта контракта указано "Работы по настоящему контракту оказываются поэтапно. Этапом выполнения работ является отчетный месяц.
Приемка работ осуществляется ежемесячно, с учетом положений настоящего раздела контракта, после выполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, в отчетном месяце, и оформляется документом о приемке посредством функционала Единой информационной системы. При необходимости Заказчик привлекает для участия в приемке специалистов по своему усмотрению.
Отчетный месяцем для целей настоящего контракта признается период времени:
- с 17.01.2023 по 16.02.2023 (включительно);
- с 17.02.2023 по 16.03.2023 (включительно);
- с 17.03.2023 по 16.04.2023 (включительно);
- с 17.04.2023 по 16.05.2023 (включительно);
- с 17.05.2023 по 16.06.2023 (включительно);
- с 17.06.2023 по 16.07.2023 (включительно);
- с 17.07.2023 по 16.08.2023 (включительно);
- с 17.08.2023 по 16.09.2023 (включительно);
- с 17.09.2023 по 16.10.2023 (включительно);
- с 17.10.2023 по 16.11.2023 (включительно);
- с 17.11.2023 по 16.12.2023 (включительно);
- с 17.12.2023 по 16.01.2024 (включительно).
Согласно п.4.1 проекта контракта указано: "4.1. Цена контракта (цена за право заключения контракта) составляет ____________ (__________________________________________________________) рублей __ копеек, в том числе НДС _________ рублей / НДС не предусмотрен, в том числе по этапам:
Номер п/п |
Дата начала выполнения работ |
Дата окончания выполнения работ |
Срок исполнения контракта (этапа) |
Количество (объем), мес. |
Цена, руб. |
1. |
17.01.2023 |
16.02.2023 (включительно) |
22.03.2023 |
1 |
|
2. |
17.02.2023 |
16.03.2023 (включительно) |
17.04.2023 |
1 |
|
3. |
17.03.2023 |
16.04.2023 (включительно) |
18.05.2023 |
1 |
|
4. |
17.04.2023 |
16.05.2023 (включительно) |
16.06.2023 |
1 |
|
5. |
17.05.2023 |
16.06.2023 (включительно) |
18.07.2023 |
1 |
|
6. |
17.06.2023 |
16.07.2023 (включительно) |
15.08.2023 |
1 |
|
7. |
17.07.2023 |
16.08.2023 (включительно) |
15.09.2023 |
1 |
|
8. |
17.08.2023 |
16.09.2023 (включительно) |
17.10.2023 |
1 |
|
9. |
17.09.2023 |
16.10.2023 (включительно) |
15.11.2023 |
1 |
|
10. |
17.10.2023 |
16.11.2023 (включительно) |
18.12.2023 |
1 |
|
11. |
17.11.2023 |
16.12.2023 (включительно) |
24.01.2024 |
1 |
|
12. |
17.12.2023 |
16.01.2024 (включительно) |
15.02.2024 |
1 |
|
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.
Таким образом, проект контракта в полном объеме содержит информацию о ежемесячной стоимости услуг, деления цены контракта на количество месяцев (этапов) его исполнения.
Документы и информация, входящие в состав извещения о закупке соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия на основании ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авангард" обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7, ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ ВО "Краснодарский государственный институт культуры" нарушения ч.3 ст.7, ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБОУ ВО "Краснодарский государственный институт культуры" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 декабря 2022 г. N 023/06/33-6145/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2022