Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
Рассмотрев направленное Заказчиком - Территориальный орган администрации Надымского района Администрация поселка Ягельный (ИНН 8903036877) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 019030000122200046500014 от 11.07.2022 на оказание услуг по разработке дизайн-проекта и проектно-сметной документации общественной территории поселка Ягельный, цена контракта - 440 519,21 рублей, (извещение N 0190300001222000465), с ИП Кошеренков Роман Игорьевич (ИНН 503121397864) (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 89-174/3501-08/1600 от 24.11.2022) (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что между Заказчиком и Исполнителем был заключен муниципальный контракт N 019030000122200046500014 от 11.07.2022 г. (далее - контракт), в соответствии с которым Исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги по разработке дизайн-проекта и сметной документации общественной территории поселка Ягельный (далее -услуги), а Заказчик обязуется принять результаты работ и оплатить в соответствии с условиями контракта.
В соответствии с п.1.1. контракта Исполнитель выполняет услуги в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта и определяющими объем оказания услуг, а также функциональные и качественные характеристики оказания услуг. Так же п. 3.1.2. контракта закреплена обязанность Исполнителя качественно выполнять своими средствами и силами работы в соответствии Техническим заданием в объеме и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом. В п. 1.4. контракта определены сроки выполнения работ: с момента заключения Контракта до 30.09.2022 года.
В нарушении положений контракта Исполнителем оказания услуг выполнялись ненадлежащим образом: в части нарушения сроков завершения оказания услуг, о чем было направленно письмо в адрес исполнителя (исх. от 03.10.2022 N 89-174/3501-08/1385).
По состоянию на 24.11.2022 года оказанные услуги по разработке дизайн-проекта и проектно-сметной документации общественной территории поселка Ягельный не получены.
В соответствии с п. 9.5 контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В связи с вышеизложенным, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 12.12.2022 NАД/4498, представил письменные объяснения по делу N 089/06/104-1093/2022 (далее - объяснения).
Из объяснений следует, что ИП Кошеренков Р.И. принял меры для надлежащего исполнения условий Контракта, что подтверждается следующими обстоятельствами.
Несмотря на то, что Контракт не предусматривал отдельные этапы выполнения работ, проектирование включало следующие стадии (п. 13 Технического задания):
1. Разработку эскизного проекта (дизайн-проекта), содержащего сведения по функциональному зонированию, архитектурно-планировочным решениям, вечерней подсветки территории площади, дизайну элементов благоустройства, МАФ, светильников и т.д.;
2. Разработку рабочей документации в составе разделов: генеральный план, архитектурно-строительные решения, наружное электроосвещение, озеленение, видеонаблюдение, сметный расчет (локальные сметы, объектная смета, сводный сметный расчет);
3. Получение положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости.
Исполнитель считает, что без выполнения предшествующей стадии работ невозможно приступить к реализации последующей.
Для осуществления приемки выполненных работ, а также координации действий Сторон при исполнении Контракта Заказчик назначил на весь период производства работ своего ответственного Представителя (п. 4.1.3 Контракта, приказ Заказчика от 13.07.2022 N 62-п), поэтому вся переписка по вопросам, связанным с исполнением Контракта, велась с ответственным Представителем.
Заключив Контракт, Исполнитель сразу приступил к его исполнению.
Из переписки следует, что первая стадия Контракта - разработка эскизного проекта (дизайн-проекта) - выполнена Исполнителем еще 18.08.2022 (приложение N 15).
Исполнитель сообщил, что, дизайн-проект необходимо было еще согласовать с эксплуатационными организациями, расположенными на территории поселка Ягельный (пп. 3, п. 11 Технического задания).
Поскольку Заказчик не предоставил Исполнителю перечень соответствующих эксплуатационных организаций, Представитель Заказчика взял функцию по согласованию на себя.
По информации Исполнителя, протоколом от 15.11.2022 N 31 Экспертного совета по рассмотрению дизайн-проектов благоустройства парков, общественных и дворовых территорий в Ямало-Ненецком автономном округе при Градостроительном совете Ямало-Ненецкого автономного округа, дизайн-проект с учетом небольших замечаний был согласован (приложение N 16).
При этом такое согласование произошло за пределами срока выполнения работ по Контракту - до 30.09.2022 (п. 1.4 Контракта).
Тем не менее, не дожидаясь соответствующего согласования (от итогов которого зависела и разработка сметной документации), Исполнитель приступил к выполнению второй стадии Контракта и практически его завершил (материалы размещены в приложении N 17).
Вопреки пп. 1 и 2 п. 11 Технического задания Заказчик предоставил Исполнителю старую топографическую съемку поселка Ягельный (приложение N 18), которая не отображала существующую действительность земельного участка и была не пригодна для дальнейшего проектирования, а также не были предоставлены иные материалы, включая геологические и инженерные изыскания, необходимые для проектирования.
По информации Исполнителя, он столкнулся с непредвиденными трудностями при получении необходимых технических условий (отсутствие ответа, ответ выдают только по запросу Заказчика, на несуществующий объект не выдают технические условия, присланные документы не могут быть использованы в работе), о чем свидетельствует имеющаяся переписка (приложение N 19).
Предоставление градостроительного плана земельного участка, результатов инженерных изысканий и технических условий в силу закона лежала исключительно на Заказчике (ч. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, Исполнитель считает, что принял меры для надлежащего исполнения условий Контракта, а нарушение срока выполнения работ, повлекшее односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта, вызвано в том числе и действиями самого Заказчика.
Исполнитель просил сведения об ИП Кошеренков Р.И. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.9.5 Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
11.07.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 019030000122200046500014 (далее - Контракт).
24.11.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.11.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 05.12.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что муниципальный контракт N 019030000122200046500014 на оказание услуг по разработке дизайн-проекта и проектно-сметной документации общественной территории поселка Ягельный, заключен 11.07.2022. Согласно п.1.4 Контракта срок выполнения работ: с момента заключения Контракта до 30.09.2022 года.
Согласно п.5.4 Контракта работы, выполняемые Исполнителем по настоящему Контракту, считаются окончательно выполненными, при наличии положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации. В случае получения по вине Исполнителя отрицательного заключения в ходе проведения государственной экспертизы, соответствующий результат по Контракту считается не достигнутым и не подлежит оплате, в том числе по фактически понесенным расходам Исполнителя.
Согласно п.17 Технического задания к контракту, результатом оказанной услуги должна быть согласованная проектная документация (дизайн-проект, согласованный с Заказчиком - 4 экз. на бумажном носителе+1 экз. в электронном виде.), положительное заключение государственной экспертизы (п.17), сметная документация (Общая ведомость объемов работ с указанием наименования работ и объема; Общая ведомость материалов с указанием наименования материала, технических характеристик и объема).
Из материалов обращения Заказчика следует, что Исполнителем нарушен срок оказания услуг в части нарушения сроков завершения оказания услуг. В связи с чем, Заказчик 24.11.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных сторонами пояснений следует, что Исполнитель сразу приступил к исполнению контракта. 12.07.2022 Исполнитель направил Представителю Заказчика примеры выполненных работ (приложение N 2).
Контрактом установлена обязанность Исполнителя предоставлять заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании заказчика (п.3.1.3).
Из материалов дела следует, что Исполнитель предоставлял заказчику требуемую информацию. Подтверждается перепиской сторон.
18.08.2022 Исполнитель выслал Представителю Заказчика дизайн-проект.
15.11.2022 согласно протоколу N 31 Экспертного совета по рассмотрению дизайн-проектов благоустройства парков, общественных и дворовых территорий в Ямало-Ненецком автономном округе при Градостроительном совете Ямало-Ненецкого автономного округа, дизайн-проект с учетом небольших замечаний был согласован.
Комиссия отмечает, что согласование дизайн-проекта произошло за пределами срока выполнения работ по Контракту - после 30.09.2022 (п.1.4).
Комиссия обращает внимание, что Исполнитель приступил к разработке рабочей документации в составе разделов: генеральный план, архитектурно-строительные решения, наружное электроосвещение, озеленение, видеонаблюдение, сметный расчет (локальные сметы, объектная смета, сводный сметный расчет) и практически завершил работу.
Заказчик подтверждает, что контракт исполнялся. Исполнитель в процессе исполнения контракта постоянно выходил на связь, информировал о ходе исполнения контракта. Принимал меры для устранения выявленных в ходе работы замечаний.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Исполнителя Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Кошеренков Роман Игорьевич (ИНН 503121397864) представленную Заказчиком - Территориальный орган администрации Надымского района Администрация поселка Ягельный (ИНН 8903036877) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 019030000122200046500014 от 11.07.2022 на оказание услуг по разработке дизайн-проекта и проектно-сметной документации общественной территории поселка Ягельный, цена контракта - 440 519,21 рублей, (извещение N 0190300001222000465), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 декабря 2022 г. N 089/06/104-1093/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2022