Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Брейнхарт" на действия закупочной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003422008415) (далее - запрос котировок),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 12.12.2022 поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
По мнению заявителя, победителем аукциона необоснованно признано ООО "Васкумед", которое предложило по позициям 12-16, 19-21 Описания объекта закупки к поставке продукцию (проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования) производства Асахи Интек Ко., Лтд., Япония, рег. удостоверение N РЗН 2016/5174 от 23.12.2016 без указания в заявке на соответствующий товарный знак. Заявитель указывает, что товар производства Асахи Интек Ко., Лтд., Япония имеет зарегистрированные товарные знаки, торговую марку, которые не были указаны в заявке победителя закупки. Кроме того, в пункте 24 заявки победителя закупки не указано конкретное значение жесткости кончика проводника, что не соответствует требованиям извещения о проведении закупки.
Уполномоченный орган в части довода заявителя о наличии оснований для отклонения заявки победителя аукциона в связи с не указанием им в заявке товарного знака на предложенный к поставке товар не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, пояснил, что требуемый к поставке товар не содержал указания на товарный знак; наименование товара следовало указывать в соответствии с регистрационным удостоверением на предложенный товар, что победителем и было сделано. В части довода заявителя относительно того, что победителем закупки в пункте 24 заявки не указан конкретный показатель жесткости кончика проводника, что не соответствует требованиям извещения о проведении закупки, просил рассмотреть довод, по существу.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, уполномоченного органа, заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ N44; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака); наименование страны происхождения товара.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, в интересах заказчика -ГБУЗ ТО "ОКБ N3" выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования.
Извещение о закупке 24.11.2022 г. размещено в единой информационной системе: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером 0167200003422008415.
Начальная (максимальная) цена контракта -2 926 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов закупки от 06.12.2022 на участие в аукционе поступило 6 заявок, победителем закупки признано ООО "Васкумед".
Из Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Извещению) следует, что по позициям 12-16, 19-21 к поставке требуется проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования, гидрофильное покрытие по всей длине, рентгеноконтрастное покрытие проводника, гибкий кончик, с прямой формой кончика, длиной гибкого кончика 3 см и т.д., код позиции КТРУ: 32.50.13.110-00005072.
Приложение N 4 к Извещению содержит требования к содержанию, составу заявки, инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 2.1 раздела Приложения N 4 к Извещению участник закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ в состав заявки включает характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Федерального закона N44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Комиссией Тюменского УФАС России изучено содержание заявки ООО "Васкумед" на участие в рассматриваемом аукционе из которой следует, что данным участником закупки по позициям 12-16, 19-21 к поставке предложены проводники внутрисосудистые (гидрофильное покрытие по всей длине, рентгеноконтрастное покрытие проводника, гибкий кончик, с прямой формой кончика, длиной гибкого кончика 3 см и т.д); страна происхождения товара-Япония, Тайланд, Вьетнам. Регистрационное удостоверение N РЗН 2016/5174 от 23.12.2016, производитель -Асахи Интек Ко., Лтд., Япония.
Как было указано выше заявитель полагает, что заявка победителя аукциона ООО "Васкумед" подлежала отклонению в связи с непредоставлением сведений о товарном знаке в отношении продукции, указанной им по позициям 12-16, 19-21 описания объекта закупки (проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования), которой исходя из установленных заказчиком требований могла являться продукция Асахи Интек Ко., Лтд., Япония, имеющей зарегистрированный товарный знак.
В свою очередь, статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, согласно которым заказчик при составлении описания объекта закупки использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Соответственно, заказчик самостоятельно определяет и описывает объект закупки исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с положениями статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
При этом в соответствии с положениями статей 1479, 1480, 1481 ГК РФ указанное обозначение является товарным знаком только в случае его государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и выдачи соответствующего свидетельства.
Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), указанный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), указанный закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг.
Таким образом, приведенные выше нормативно правовые акты не устанавливают порядок, а также обязанность регистрировать товарный знак на выпускаемую продукцию. При этом, если заказчиком в извещении о закупке установлено требование к техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, то товар, предлагаемый участником закупки, должен полностью соответствовать установленным требованиям.
В свою очередь, наличие или отсутствие на товаре товарного знака не является качественной, функциональной или технической характеристикой товара. Кроме того, заказчик не вправе устанавливать качественные, функциональные или технические характеристики объекта закупки таким образом, что возможна поставка (использование) товара, исключительно имеющего товарный знак, поскольку такое требование само по себе влечет ограничение количества участников закупки.
Вопреки доводам заявителя, отсутствие у предлагаемых в заявке ООО "Васкумед" медицинских изделий товарного знака не свидетельствует о несоответствии показателей товара требованиям к техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) указанным в извещении об осуществлении закупки.
В тоже время, Комиссия считает необходимым отметить, что указание участником закупки в заявке на участие в конкурентной процедуре на товарный знак может являться обязательным в случаях прямо предусмотренных законодательством о контрактной системе, например, чтобы предлагаемый товар был совместим с имеющимся у заказчика оборудованием (п.1 ч.1 статьи 33 Закона N44-ФЗ)
Однако таких обстоятельств при рассмотрении настоящего дела не усматривается.
Учитывая изложенное, довод заявителя о том, что заявка победителя закупки подлежала отстранению от участия в связи с не указанием в ней товарного знака на предлагаемый к поставке товар, Комиссия признает необоснованным, учитывая, то, что победителем к поставке предложен товар, соответствующий требованиям, установленным в описании объекта закупки (по позициям 12-16, 19-21).
В части довода заявителя о том, что в пункте 24 заявки победителя закупки не указано конкретное значение жесткости кончика проводника, что не соответствует требованиям Извещения о проведении закупки, Комиссией установлено следующее.
В силу пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
Соответственно, участник закупки должен конкретизировать тот товар, которой он предполагает поставить, в частности, его наименование, конкретные характеристики, соответствующие значениям, установленным в Описании объекта закупки.
Согласно требованиям подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 ФЗ N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
Из Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Извещению) следует, что по позиции 24 к поставке требуется проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования с жесткостью кончика (г) не менее 0,9 и не более 1,2. При этом, жесткость кончика (г) не менее 0,9 и не более 1,2 указана в описании объекта закупки в минимальных и (или) максимальных значениях.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в закупке (Приложение N 4 к Извещению) характеристики предлагаемого участником закупки товара, должны соответствовать показателям характеристик товара, установленным в описании объекта закупки, не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "хуже", "лучше", "выше", "ниже", "шире", "уже", "свыше", "не более", "не менее", "более", "менее", "или", "либо", "от", то есть должны быть конкретными.
"В минимальных и (или) максимальных параметрах: должно быть указание на конкретное значение характеристик".
Комиссией установлено, что пункт 24 заявки ООО "Васкумед" содержит следующие характеристики, предлагаемого к поставке товара: "Проводники внутрисосудистые Choise, жесткость кончика (г) не менее 0,9", что свидетельствует о несоответствии указанного показателя требованиям, установленным в описании объекта закупки, инструкции по заполнению заявки, в связи с чем заявка указанного участника закупка подлежала безусловному отклонению от участия в закупке в связи с не предоставлением конкретного значения в части жесткости кончика проводника.
При таких обстоятельствах, комиссия по осуществлению закупок Управления государственных закупок Тюменской области с учетом установленных заказчиком требований к товару обязана была признать заявку ООО "Васкумед" не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, однако вопреки вышеприведенным требованиям законодательства приняла необоснованное решение о признании данного участника победителем электронного аукциона N 0167200003422008415 на поставку медицинских изделий: проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования, чем нарушила положения пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России решила выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа и его комиссии по осуществлению закупок обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения путем аннулирования (отмены) процедуры заключения контракта с ООО "Васкумед", отмены протокола подведения итогов электронного аукциона 0167200003422003712 от 06.12.2022 г.; повторного рассмотрения заявки победителя в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и с учетом выводов изложенных в настоящем решении.
Комиссия на основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Брейнхарт" на действия закупочной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003422003712) обоснованной в части не предоставления ООО "Васкумед" конкретного значения в части жесткости кончика проводника.
2. Признать закупочную комиссии Управления государственных закупок Тюменской области нарушившей пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 19 декабря 2022 г. N 072/06/44/212/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022