Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ "СГЗ РС (Я)"): <_> (представитель по доверенности);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): <_> (представитель по доверенности);
при отсутствии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - ООО "Вега" заявитель): отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Вега" на действия (бездействие) заказчика ГКУ "СГЗ РС(Я)" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Школа-сад на 35/18 мест с. Кальвица Кобяйского улуса". (извещение N 0816500000622018564), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Вега" на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы следует, что
1. Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении участниками закупки в подтверждение опыта контрактов, заключенных только в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, без возможности подтверждения опыта исполненными гражданско-правовыми договорами, а также договорами, заключенными в рамках N223-ФЗ;
2. Заказчик неправомерно установил требование о подтверждении опыта участника закупки, выполненных в условиях крайнего севера и вечной мерзлоты;
3. Заказчик установил требование, что к оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате у участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров на выполнение работ гражданско-правового характера, чем ограничивает количество участников закупки;
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой не согласилась.
Просит признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного учреждения с жалобой не согласился.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N0816500000622018564 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС - тендер" - 25.11.2022 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 241 619,46 рублей;
4. На участие в закупке подано 6 (шесть) заявок, из которых 5 (пять) заявок признаны соответствующими.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя частично обоснованной по следующим основаниям.
1. Довод жалобы в части, того, что Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении участниками закупки в подтверждение опыта контрактов, заключенных только в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, без возможности подтверждения опыта исполненными гражданско-правовыми договорами, контрактами заключенными в рамках N223-ФЗ.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в извещении об осуществлении закупки критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, должна составлять сто процентов.
Согласно части 8 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604) (далее по тексту - Положение).
Положение определяет порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно приложению N 1 (пункт 1 Положения).
В соответствии с пунктом 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу пункта 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Пунктом 5 Положения установлено, что при проведении конкурсов:
а) с учетом Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов.
Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели (пункт 25 Положения).
Так, согласно Извещению о проведении электронного конкурса объектом закупки (предметом контракта) является выполнение работ выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Школа-сад на 35/18 мест с. Кальвица Кобяйского улуса.
Согласно Приложению N5. "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" пункта "III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки" установлено следующее:
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
||
1.1 |
Показатель оценки "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" |
||
1.1.1. |
Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта.
Детализирующий показатель N 1: Общая цена исполненных участником закупки договоров.
|
При оценке опыта участника закупки баллы присуждаются только на основании документально подтвержденной информации (на основании представленных документов): 1) копии исполненных контрактов (договоров) участников закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа)гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. Контракты (договоры) должны быть представлены в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. К оценке принимаются исполненные контракты (договоры), сопоставимые с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно: контракты (договоры), предметом, которых являются работы по разработке проектной документациипо объектам капитального строительства(реконструкции) административных зданий, образовательных организаций (учреждений), медицинских организаций (учреждений), объекты культурыи спорта, расположенных в северной строительно-климатической зоне, в климатическом районе IА, в зоне распространения многолетнемерзлых и вечномерзлых грунтов. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. 2) акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров); 3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом. Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Указанные документы направляются участником закупки в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Участник закупки имеет право в составе заявки дополнительно к выше указанным документам представить обобщенную информацию по наличию опыта выполнения работ у участника закупки в соответствии с выше указанными требованиями, содержащую перечень всех представленных участником закупки договоров согласно рекомендованной форме "Квалификация участников закупки" (приложение 1 к настоящему Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе). |
В силу части 9 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Комиссия Якутского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, не допускается установление порядка оценки, приводящего к необоснованному созданию преимуществ отдельным участникам закупки.
При этом о наличии лучших условий исполнения контракта, заключаемого по результатам соответствующей закупки, свидетельствует квалификация участника, то есть опыт конкретного юридического лица на соответствующем рынке, его поведение в сфере общественно-экономического оборота, длительность осуществления хозяйственной деятельности.
Так, подпунктами "г", "д" пункта 28 Положения установлено, что последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
Кроме того, из Письма Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28И-3507 "О сведениях и документах, подтверждающих квалификацию участника закупки" следует, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Учитывая изложенное, в случае установления данного показателя заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Комиссия приходит к выводу, что ни объем, ни характер работ, как категории, не могут быть определены в зависимости о того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных.
Установление в качестве критерия оценки наличие опыта выполнения работ исключительно по государственным контрактам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.
В этой связи следует учитывать, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Федерального закона N 44-ФЗ не регламентированы.
Кроме того, заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе, которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности, а также контрактов, заключенных в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (что подтверждается определением Верховного Суда по делу N А59-3392/2015).
Таким образом, Заказчик признан нарушившим пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе
Довод жалобы признан обоснованным.
2. Довод жалобы в части того, что Заказчик неправомерно установил требование о подтверждении опыта участника закупки, выполненных в условиях крайнего севера и вечной мерзлоты, признан обоснованным на основании следующего.
В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ.
Согласно пункту 24 положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Постановление N 2604) для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 28 Постановления N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Таким образом в соответствии с Постановлением N 2604 должны оцениваться контракты (договора) исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
При этом, Правилами не предусмотрено иных положении об оценке контрактов, выполненных в различных климатических условиях.
В соответствии с положениями конкурсной документации, Заказчиком установлено следующее требование к контрактам (договорам) по Критерию оценки N1 "Критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (показатель оценки - наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта):
"К оценке принимаются исполненные контракты (договоры), сопоставимые с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно: контракты (договоры), предметом, которых являются работы по разработке проектной документации по объектам капитального строительства(реконструкции) административных зданий, образовательных организаций (учреждений), медицинских организаций (учреждений), объекты культуры и спорта, расположенных в северной строительно-климатической зоне, в климатическом районе IА, в зоне распространения многолетнемерзлых и вечномерзлых грунтов"
Согласно подпункту "в" пункта 28 Постановления N 2604 устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Согласно Извещению о проведении закупки предметом закупки является выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Школа-сад на 35/18 мест с. Кальвица Кобяйского улуса".
Комиссия антимонопольного органа, изучив вышеуказанное требование, установленное заказчиком, приходит к выводу о том, что оно ограничивает права участников закупки и ставит в преимущество хозяйствующих субъектов, которые имеют опыт выполнения работ по разработке проектной документации по объектам капитального строительства (реконструкции) административных зданий, образовательных организаций (учреждений), медицинских организаций (учреждений), объекты культуры и спорта, расположенных в северной строительно-климатической зоне, в климатическом районе IА, в зоне распространения многолетнемерзлых и вечномерзлых грунтов.
При этом заказчиком никак не обосновано принципиальное различие между выполнением работ по разработке проектной документации по объектам капитального строительства (реконструкции) административных зданий, образовательных организаций (учреждений), медицинских организаций (учреждений), объекты культуры и спорта, расположенных в северной строительно-климатической зоне, в климатическом районе IА, в зоне распространения многолетнемерзлых и вечномерзлых грунтов и выполнением аналогичных работ в других климатических условиях.
Следовательно, действия заказчика нарушают часть 2 статьи 8, пункт 4 часть 1 статьи 32, пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
3. Довод жалобы о том, что к оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате у участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров на выполнение работ гражданско-правового характера, чем ограничивает количество участников закупки, признан необоснованным на основании следующего.
На основании пункта 30 Положения об оценке заявок заказчиком в приложении N 5 установлено следующее:
1.2. |
Показатель оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
|
1.2.1 |
Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
Детализирующий показатели оценки N 1: Количество участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
Количество специалистов, работающих у участника закупки с профильным образованием в области гражданского проектирования, имеющих действующие удостоверения повышения квалификации (выданные не ранее 5 лет на дату подачи заявки), состоящих в реестре НОПРИЗ (http://nrs.nopriz.ru/)
Согласно п. 30 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются: а) Перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки (рекомендуемая форма в Приложении 1 настоящему Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе); б) Перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта: 1. трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; 2. информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации): - копии дипломов; - копии удостоверений повышения квалификации (выданные не ранее 5 лет на дату подачи заявки); - уведомление о включении указанных сотрудников в национальный реестр специалистов.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. |
Таким образом, заказчиком установлен перечень специалистов и иных работников, оцениваемые по указанному показателю: с опытом выполнения работ, являющихся предметом конкурса и имеющие подтверждающие документы по перечню, установленному заказчиком.
Отмечаем, что в соответствии с пунктами 24 и 30 Положения об оценке заявок, оценивается именно наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки, а не возможность привлечения участником закупки специалистов со стороны или наличие иных специалистов в сфере не связанной с объектом закупки.
В соответствии с пунктом 30 Положения об оценке заявок установлен исчерпывающий перечень информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66 1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Следовательно, Положением об оценке заявок прямо предусмотрено, что специалисты и иные работники должны состоять в штате участника закупки. Заказчик не может менять указанную норму.
Таким образом, критерии оценки заявок установлены заказчиком в рамках Закона о контрактной системе и Положения об оценке заявок.
Кроме того, отмечаем, что на участие в закупке подано 6 заявок, 5 из которых признаны соответствующими требованиям извещения. Таким образом, можно предположить, что ограничения конкуренции не допущено.
Отмечаем, что положения постановления N 2604 не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание критериев. В связи с чем, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит Заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как следует из вышеуказанных норм, заказчик самостоятельно выбирает критерии и показатели, являющиеся для него значимыми для определения наилучших условий исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие, в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
При этом, в силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Необходимо отметить, что основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям заказчика в качественном и своевременном выполнении работ.
При осуществлении закупок заказчики руководствуются собственными потребностями и нуждами, необходимыми для достижения ими результатов обеспечения государственных нужд и достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.
Довод жалобы признан необоснованным.
Жалоба ООО "Вега" признана частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях комиссии уполномоченного учреждения нарушений не выявлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Вега" на действия (бездействие) заказчика ГКУ "СГЗ РС (Я)" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Школа-сад на 35/18 мест с. Кальвица Кобяйского улуса". (извещение N 0816500000622018564) частично обоснованной. Довод жалобы в подтверждение опыта контрактов, заключенных только в рамках Федерального закона N 44-ФЗ и требование о подтверждении опыта участника закупки, выполненных в условиях крайнего севера и вечной мерзлоты, признаны обоснованными.
2. Признать заказчика ГКУ "СГЗ РС(Я)" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Школа-сад на 35/18 мест с. Кальвица Кобяйского улуса" (извещение N 0816500000622018564) нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 4 часть 1 статьи 32, пункт 11 части 1, пункт 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что закупка состоялась предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 декабря 2022 г. N 014/06/48-1768/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2022