Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5680-ИП/22 от 07.12.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку системы физиотерапевтической чрескожной электрической нейромиостимуляции для ГБУЗ ЛО "Волховская МБ".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 276 600 рублей.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводу жалобы Заявитель указывает на то, что, по его мнению, Заказчиком ненадлежащим образом составлено извещение об осуществлении закупки. В частности, описание объекта закупки составлено в нарушение Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены ограничивающие требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара "Система физиотерапевтическая чрескожной электрической нейромиостимуляции" - Код ОКПД2 26.60.13.190, так как под указанные характеристики подходит, по его мнению, только один аппарат.
Комиссия установила, что установленный Заказчиком код ОКПД2/КТРУ- 26.60.13.190 с наименованием "Оборудование для электротерапии прочее, не включенное в другие группировки".
Согласно приложению Приложение N1 к извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлены следующие требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара:
N |
Наименование товара |
Ед. изм |
Кол-во |
Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и к размерам товара, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие товара |
||
Наименование показателя товара (технического, функционального параметра и т.п.) |
Требуемое значение показателя, установленное заказчиком |
Обоснование использования иных и дополнительных характеристик |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1
|
Система физиотерапевтическая чрескожной электрической нейромиостимуляции
Код ОКПД 26.60.13.190
(Указать в соответствии с документом, подтверждающий соответствие товара)
|
Шт. |
1 |
назначение |
Аппарат предназначен для генерации электрических сигналов с широким спектром изменяемых параметров, позволяющих использовать его в лечении различных заболеваний нервно-мышечной структуры, опорно-двигательного аппарата человека, для получения общих и специальных тренировочных эффектов и длительного обезболивания. |
Определяется потребностью заказчика |
Код вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации |
181480 |
Код вида МИ установлен в соответствии с соглашением о предоставлении из бюджета Ленинградской области субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в рамках реализации Федерального проекта "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация" в 2022 году и порядком организации медицинской реабилитации взрослых, утвержденным приказом Минздрава России от 31.07.2020 N788н. |
||||
Технические характеристики |
|
|
||||
Количество каналов |
Не менее 2 |
Для возможности проведения процедур для двух пациентов одновременно |
||||
Характер работы: статический, динамический (до 9 фаз) |
Наличие |
Для исключения эффекта привыкания к электролечению |
||||
Вид импульса: видеоимпульс (без заполнения), радиоимпульс (с заполнением) |
Наличие |
Для реализации различных методик воздействия - широкого перечня показаний к применению |
||||
Форма импульса: 9 форм, в том числе прямоугольная, треугольная, синусоидальная, экспоненциальная. |
Наличие |
Для возможности индивидуального подбора формы воздействующего импульса |
||||
Форма заполнения радиоимпульса прямоугольная биполярная |
наличие |
Для исключения негативных эффектов электролиза при проведении лечения |
||||
Диапазон длительности импульса, мс |
от 0,05 до 999 |
Для воздействия на нервно-мышечный аппарат с разной степенью повреждения |
||||
Диапазон частоты следования импульсов, Гц |
от 0.5 до 999 |
Для воздействия на нервно-мышечный аппарат с разной степенью повреждения |
||||
Диапазон частоты заполнения импульса, кГц |
от 0.1 до 16.0 |
Для проработки мелких, крупных мышц, гладкой мускулатуры |
||||
Режим временной манипуляции |
Наличие |
Для исключения эффекта привыкания к электролечению |
||||
Диапазон времени воздействия, паузы в режиме временной манипуляции, с |
от 0.1 до 10.0 |
Для исключения эффекта привыкания к электролечению |
||||
Диапазон амплитуда выходного тока, мА |
от 0.0 до 70.0 |
Для проработки мелких, крупных мышц, гладкой мускулатуры |
||||
Возможность записи в память аппарата параметров воздействия |
Наличие |
Для удобства в использовании и экономии времени медперсонала |
||||
Напряжение и частота сети питания 230В/50 Гц |
соответствие |
Для подключения к стандартной электросети |
||||
Мощность, потребляемая аппаратом, Вт |
не более 65 |
Для экономии энергозатрат |
||||
Габаритные размеры, мм |
не более 291х207х125 |
Для возможности компактного размещения аппарата |
||||
Масса, кг |
не более 1,8 |
Для возможности переноски |
||||
комплектация |
|
|
||||
Аппарат - 1 шт. |
Наличие |
Определяется потребностью заказчика |
||||
Выносные токопроводящие электроды, пара - 2 шт. |
Наличие |
Для проведения процедур электротерапии согласно руководства по эксплуатации |
||||
Сетевой шнур - 1 шт. |
Наличие |
Для подключения к электросети |
||||
Электрод-прерыватель - 1 шт. |
Наличие |
Для проведения процедур электротерапии и электродиагностики согласно руководства по эксплуатации |
||||
Руководство по эксплуатации с паспортом и инструкцией по медицинскому применению - 1 шт. |
Наличие |
Обязательная документация, поставляемая с медицинским изделием |
||||
Год выпуска Товара - не ранее января 2022 г. |
|
Определяется потребностью заказчика |
||||
Копия действующего Регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития России (Регистрационное свидетельство МЗ России) в составе заявки. Состав аппарата должен быть указан в приложении к регистрационному удостоверению на медицинское изделие |
наличие |
Предупредить поступление незарегистрированных медицинских изделий и принадлежностей к ним в организацию заказчика. Копия и оригинал документов поставляются вместе с товаром в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
На заседании Комиссии представитель Заказчика привел следующие обоснования в части установления данных характеристик к товару "Система физиотерапевтическая чрескожной электрической нейромиостимуляции":
"На сегодняшний день данным оборудованием торгуют ряд компаний, а именно.
1. ООО "МЕДТЕХНИКА И ПРИБОРЫ" (ссылка https://med-opt.ru/product/elektronejromiostimulyator-s- avtomatizirovann oi-diagnostikoj-magnon-29d/).
2. ООО "Петромедснаб" (ссылка https //www.med-snab ru/shop/fizioterapevticheskoe- oborudovanie/apparaty dlja elektrostimuljatsu/magnon-29d elektroneiromiostimuljator _s_avtomatizirovannosi_diagnostikons 2_kanala_9 _ofmr_ implusa_dinamicheskU_s_P amjatju 30 metodik/).
3. РУС-МеДтеХ.ру (ссылка https //rus-medteh.ru/magnon-29d/).
4. МЕДТЕХНИКА (ссылка http://tsmedservice.ru/newproduct/5584-magnon-29d).
5. ООО "ФТО" (ссылка https//ftomedru/impulsnye-toki-nizkoy-chastoty/magnon-29d-elektronevromio stimulvator-2-kanala-9-form-impulsa-dinamicheskiy-s-pamyatvu-metodik/).
Данные компании продают продукцию компания ООО Магнон Любой желающий, написав запрос в одну или несколько из данных компании, получит ответ о предоставлении ценовой информации на продукцию.
Индивидуальный предприниматель ТЫРЫКИН КОНСТАНТИН ВЯЧЕСЛАВОВИЧ не подал ни одного запроса на разъяснение.
Кроме того, данная закупка осуществлялась для обеспечения выполнения государственного задания, в рамках федерального проекта "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация в 2022 году" и финансировалась за счет субсидий на основании Соглашения о предоставления из бюджета Ленинградской области субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на оснащение медицинскими изделиями медицинских организаций, осуществляющих медицинскую реабилитацию.
Заказчик при описании объекта закупки руководствовался приказом Минздрава России от 30.07.2020 г N 788н, которым утвержден Порядок организации медицинской реабилитации взрослых, согласно которого Заказчик обязан выбирать код вида Номенклатурной классификации медицинского изделия для оснащения медицинских организаций, осуществляющих медицинскую реабилитацию.
Заказчик получил коммерческие предложения от трех поставщиков, на основании которых сформировал Приложение N 2 Обоснование НМЦК н Приложение N 1 Описание объекта закупки. Заказчик произвел описание объекта закупки в соответствии с собственными потребностями, учитывая требования Закона о контрактной системе, а также Федерального закона N 135 "О защите конкуренции" и приказа Минздрава России от 30 07 2020 г N 788H".
В соответствии с положением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки включает в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Более того, указание в извещении об осуществлении закупки требований к характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Таким образом, Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Кроме того, объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Также, согласно Обзору судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Таким образом, указание Заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Вместе с тем на заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
В Законе о контрактной системе и иных нормативных правовых актах не предусмотрено каких - либо ограничений по включению в извещение требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Таким образом, действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Тырыкин Константин Вячеславович необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 декабря 2022 г. N 047/06/42-3534/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022