Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленные Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращения о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО "ПРОТОН-ЭЛЕКТРО" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленного в Ленинградское УФАС Заказчиком обращения следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N 593 от 14.09.2022 на поставку аккумуляторных батарей для нужд ЛОГБУЗ "ДКБ" (далее - Контракт).
Из материалов дела следует, что 28.11.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 16.12.2022 в 09:30 в формате видеоконференцсвязи (Участник и Заказчик обеспечили явку).
Однако, в связи с тем, что членам Комиссии требовалось время для ознакомления как с комплектом документов, так и к фактическим обстоятельствам дела, а также с целью дополнительного изучения материалов, которые имеют решающие значение в рассматриваемом деле, Комиссия сделала перерыв в заседании с повторным вызовом сторон в формате видеоконференцсвязи, заседание продолжилось 16.12.2022 в 14:50 (Участник и Заказчик обеспечили явку).
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленные сторонами документы и пояснения, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 11.2 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть, расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Согласно п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить аккумуляторные батареи (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 1.2. Контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
По п. 3.1 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 195009, город Санкт-Петербург, улица Комсомола, дом 6, материальный склад (далее - место доставки), в срок Поставщиком в течение 10 (десяти) рабочих дней.
Поставщик не менее чем за 2 (два) дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Участник по Контракту обязан, среди прочего:
- 4.1.1. поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;
- 4.1.2. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
- 4.1.3. обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;
- 4.1.4. осуществить монтаж и наладку Товара в соответствии со спецификацией;
- 4.1.5. в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения направить его Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в Контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Поставщиком подтверждения о его вручении Заказчику;
- 4.1.6. предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
Согласно п. 11.1. Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 30.12.2022 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.
Согласно спецификации к Контракту согласованны следующие требования к товару и последующей поставки, а именно:
Требования к товару
N п /п |
Наименование товара |
Код позиции КТРУ |
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара |
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
||
Наименование показателя (ед. изм.) |
Требование к значению показателя |
|||||||
1 |
Аккумуляторная батарея для ИБП |
товар отсутствует в КТРУ |
Напряжение аккумуляторной батареи для ИБП - 12 В. Ёмкость аккумуляторной батареи для ИБП - 9 Ач. Тип клеммы - FASTON (зажим) 6,35 мм Аккумуляторная батарея совместима с источником бесперебойного питания DEXP Power-EG1209* |
Вес аккумуляторной батареи для ИБП, г |
не более |
3 |
ШТ |
35 |
Длина аккумуляторной батареи для ИБП, мм |
не менее и не более |
150
151 |
||||||
Ширина аккумуляторной батареи для ИБП, мм |
не менее и не более |
60
65 |
||||||
Высота аккумуляторной батареи для ИБП с клеммой, мм |
не менее и не более |
99
100 |
Из текста одностороннего отказа от исполнения Контракта следует, что оно принято 28.11.2022 в связи с тем, что Участник не приступил к поставке товара.
Комиссия Ленинградского УФАС принимает данную позицию Заказчика, однако исходит из того, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Анализ судебной практики подтверждает, что определенные нарушения могут являться основанием для принятия одностороннего отказа, но не является безусловным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (Определение Верховного суда N 306-ЭС20-20447 от 24.12.2020 г.).
При этом, материалами дела подтверждается, что при исполнении Контракта Участник столкнулся с рядом сложностей, которые не зависели от него и которых он не мог предвидеть заранее, что подтверждается следующей хронологией событий.
14.09.2022 стороны заключили Контракт.
26.09.2022 Участник направил Заказчику письмо исх. N 111 с просьбой заменить наименование показателя "Вес аккумуляторной батареи для ИБП, г. не более 3" на вес "2,6 КГ".
29.09.2022 Заказчик направил Участнику заявку на поставку товара.
05.10.2022 Участник направил Заказчику письмо исх. N 116 которым предлагал расторгнуть Контракт по взаимному соглашению сторон, ввиду невозможности поставки товара согласно техническому заданию.
19.10.2022 и 31.10.2022 Заказчик направлял Участнику претензии N 01-20-3473 и N 01-20-3630 о неисполнении обязательств.
30.10.2022 Участник направил Заказчику письмо исх. N 142 в котором указал, что в пункте 1 Таблицы Спецификации Контракта в столбце 5 "Наименование показателя (ед. изм.)" - Вес аккумуляторной батареи для ИБП, г - данный вес указан ошибочно, правильный вес должен быть (ед.из) в КГ, пропущена буква "К".
Как пояснил Участник, данная орфографическая ошибка произошла при подаче заявки, которая также попала в проект контракта и в последующем в сам Контракт.
Общество указывает, что в производстве заводов производителей отсутствует изделие весом (ед. измерения в 3 Г. такого рода аккумуляторных батарей не существует), производство данного изделия указанного в Спецификации договора производится только в КГ (ед. измерения).
В письме Поставщик сообщил Заказчику о наличии технической ошибки, имеющейся в таблице требований к товару, и что он не может поставить товар.
28.11.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В материалы дела Участник передал доказательства оплаты штрафных санкций по Контракту.
Согласно Письму ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14 "По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов", при нарушении Заказчиком порядка расторжения контракта основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в ЕИС 28.11.2022, получено Участником 28.11.2022 в 13:51 (МСК) https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=1495584.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) С одной стороны, Комиссия, изучив материалы дела и проанализировав всю переписку, соглашается с позицией Заказчика о том, что у него действительно имелись основания принять решение об одностороннем отказе, так как Участник не исполнил обязательства по Контракту, а доводы Общества в вышеуказанной части подлежат отклонению, поскольку он сам подписал Контракт с такими характеристиками (в том числе 3 г.) и согласился со всеми его условиями.
С другой стороны, Комиссия Ленинградского УФАС России не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком не означают автоматическое включение сведений об Участнике в РНП.
Комиссия подчеркивает, Участнику, Заказчику, что она не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как это не входит в ее компетенцию. Комиссия на основе представленных документов, письменных и устных пояснений сторон оценивала только необходимость применения санкции в виде включения на 2 года Участника в РНП, ввиду чего, настоящее решение не нацелено на поддержку какой-либо из сторон.
Комиссия в ходе анализа всех документов, представленных сторонами в материалы дела, лишь констатирует, что Участник увидел техническую ошибку производил действия, которые от него зависели.
Комиссия выявила, что Участник при возникновении трудностей, сообщил о них Заказчику, кроме того, предлагал альтернативы для внесения изменений в таблицу спецификации и поставку товара с весом в килограммах.
Из открытых источников следует, что действительно требуемых аккумуляторных батарей с подобным весом не существует в продаже.
С учетом всех обстоятельств рассматриваемого дела, Комиссия не может исходить из того, что Исполнитель не поставил товар исключительно по причине недобросовестности Участника.
Комиссия отмечает, что по аналогии права согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Материалами дела подтверждается, что Участник просил такого содействия Заказчика в пределах действия Контракта.
Комиссия считает, что само по себе неисполнение обязательств в настоящем деле, не может свидетельствовать о безусловной необходимости включения сведений в РНП, Комиссия при этом учитывает, что в случае ненадлежащего исполнения Обществом условий Контракта законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник.
Кроме того, существенным моментом при принятии настоящего решения является тот факт, что на дату принятия настоящего решения Общество добровольно оплатило штрафные санкции.
2) Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) закупках.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязательств по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин "недобросовестное поведение" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленного неисполнения Участником обязательств по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Участника сознательного неисполнения, а также наличия вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на него обязательств.
То есть, рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
С учетом всех фактов и доказательств, сознательного неисполнения Контракта и вины, выраженной в умышленных действиях (бездействиях) Участника, которые подтверждают недобросовестное поведение в рамках рассматриваемого дела Комиссия не усматривает.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе по Контракту N1 и N2
РЕШИЛА:
сведения об ООО "ПРОТОН-ЭЛЕКТРО" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 16 декабря 2022 г. N 047/06/104-3582/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022