Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленные Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращения о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО "АрхиТаск" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленного в Ленинградское УФАС Заказчиком обращения следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N 39/22 от 13.05.2022 на выполнение работ по обустройству безопасной спортивной площадки в рамках реализации проекта инициативного бюджетирования "Детский сад-Территория здоровья" в МБДОУ "Детский сад N 8" (далее - Контракт);
Из материалов дела следует, что 22.11.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 14.12.2022 в 17:30 в формате видеоконференцсвязи (Участник и Заказчик обеспечили явку).
В связи с тем, что у членов Комиссии были вопросы как к комплекту документов Участника, так и к фактическим обстоятельствам дела, а также с целью дополнительного изучения материалов, которые имеют решающие значение в рассматриваемом деле, Комиссия сделала перерыв в заседании с повторным вызовом сторон в формате видеоконференцсвязи, запросив у сторон письменную позицию и необходимые документы, заседание продолжилось 16.12.2022 в 15:00, поскольку часть документов так и не была представлена Обществом, заседание перенесено на 20.12.2022 в 16:00, запрашиваемые документы представлены.
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленные Участником и Заказчиком документы и пояснения, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 9.1 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть, расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно п. 1.1. Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по обустройству безопасной спортивной площадки в рамках реализации проекта инициативного бюджетирования-"Детский сад-Территория здоровья" в МБДОУ "Детский сад N 8" в г. Сосновый Бор Ленинградской области в соответствии с Локальным сметным расчетом, Техническим заданием, иными условиями Договора и передать результаты работ в сроки, установленные Графиком производства работ, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором.
График производства работ будет составлен Подрядчиком с согласованием с Заказчиком в течение одного рабочего дня с момента размещения протокола подведения итогов.
Согласно п. 1.2. Контракта 1.2. Место выполнения работ: Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ул. Молодежная д.50
Объем, и стоимость работ определены Локальным сметным расчетом (Приложение N 2), являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
По Контракту:
- 3.1. Начало выполнения работ: рабочий день, следующий за днем подписания Сторонами Договора.
- 3.2. Срок выполнения работ: по 29 июля 2022 г. Подрядчик производит выполнение Работ в соответствии с Графиком производства работ.
Подрядчик по Контракту обязан, среди прочего:
- 5.4.1. Осуществлять выполнение работ в полном соответствии со строительными нормами и правилами, Техническим заданием и настоящим Договором.
- 5.4.4. При выявлении недостатков в документации, передаваемой Заказчиком (в случае передачи таковой Подрядчику), письменно сообщить об этом Заказчику в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения указанной документации.
В случае несообщения о выявленных недостатках в указанный срок, Подрядчик не имеет права ссылаться на такие недостатки.
- 5.4.5. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику документацию, предусмотренную настоящим Договором, Техническим заданием.
- 5.4.8. Приостановить выполнение Работ в случае обнаружения обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на годность или прочность результатов выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим Договором срок (замедляющих ход выполнения работ), либо делающих дальнейшее их выполнение невозможным, и письменно известить об этом Заказчика в течение 1 (одного) рабочего после наступления таких обстоятельств.
- 5.4.15. Исполнять полученные в ходе выполнения Работ указания Заказчика, если такие указания не противоречат условиям настоящего Договора и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.
- 5.4.31. При проведении проверок представлять Заказчику все необходимые документы и информацию по выполнению Работ.
- 5.4.32. Вести журнал производства работ, в котором отражаются все факты и обстоятельства, происходящие в процессе производства работ.
- 5.4.35. Исполнять иные обязательства, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.
Согласно п. 13.1. Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует по "31" декабря 2022 года, а в части предусмотренных Договором гарантийных обязательств Подрядчика - до их полного исполнения Подрядчиком.
13.2. Окончание срока действия договора влечёт прекращение обязательств сторон по нему, но не освобождает Стороны от ответственности за нарушения условий Договора, если таковые имели место до дня расторжения Договора, гарантийных обязательств по выполненной части работ (при установлении гарантийных обязательств) и урегулирования взаимных платежей.
Из одностороннего отказа от исполнения Контракта следует, что он принят 22.11.2022 в связи с тем, что Участник нарушил конечный срок выполнения и сдачи работ (29.07.2022), а также выполненные работы осуществлены не в полном объеме и некачественно.
Комиссия Ленинградского УФАС принимает данную позицию Заказчика, однако исходит из того, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Анализ судебной практики подтверждает, что нарушение исполнителем сроков выполнения работ, предусмотренных календарным графиком производства работ, может является основанием для принятия одностороннего отказа, но не является безусловным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (Определение Верховного суда N 306-ЭС20-20447 от 24.12.2020 г.).
Таким образом, Комиссия не может руководствоваться исключительно доводами о том, что работы не завершены в срок без оценки иных обстоятельств.
Материалами дела подтверждается, что при исполнении Контракта столкнулся с рядом сложностей, которые привели к наличию гражданского-правового спора.
Не размещая данный спор по существу, но оценивая поведение Участника на соразмерность меры в виде включения сведений о нем в РНП, Комиссия считает возможным указать хронологию событий между сторонами.
13.05.2022 стороны заключили Контракт.
18.05.2022 письмом исх. N 146 Общество направило перечень ответственных за производство работ.
С 21.05.2022 по 05.06.2022 Участником произведен демонтаж существующих игровых элементов детской площадки;
06.06.2022 Заказчик направил Участнику письмо исх. N 273 о нарушении сроков по Контракту.
09.06.2022 письмом исх. N 155 Общество направило ответ на исх. N 273 с предоставлением информация о ходе выполнения работ и указанием причин нарушения графика выполнения работ, представлена информация о том, что материалы будут поставляться на объект по мере производственной необходимости на объекте.
17.06.2022 исх. N 292, 24.06.2022 исх. N 305, 05.07.2022 исх. N 322 Заказчик направлял претензии о нарушении графика производства работ.
19.07.2022 письмом исх. N 162 Обществом направлен перечень вопросов к ПСД требующих решений, а также указана необходимость корректировка ПСД.
28.07.2022 письмом исх. N 163 Обществом сделан запрос о согласовании новых сроков производства работ, повторное уведомление о необходимости корректировки ПСД, отдельное внимание уделено изменениям касающихся согласования замены материалов (на основании невозможности приобрести материалы и оборудование, указанные в проекте).
29.07.2022 Заказчик направил Участнику претензию исх. N 356 о взыскании неустойки (пени).
02.08.2022 Заказчик направил Участнику требование предоставить оформленный и заполненный журнал работ в срок до 04.08.2022.
04.08.2022 письмом исх. N 166 Обществом направило перечень ответственных за производство работ, а исх. N 167 направило оформленный и заполненный (с даты начала производства работ) по форме РД 11-05-2007 общий журнал производства работ.
05.08.2022 Участник направил Заказчику письмо исх. N 168 на согласование метода крепления столбов ограждения к бетонной плите.
05.08.2022 Заказчик направил Участнику письмо исх. N 363 о предоставлении исполнительной документации.
08.08.2022 письмом исх. N 170 Участник запросил перечень лиц Заказчика, ответственных за приемку выполненных работ, лиц, включенных в состав рабочей комиссии.
09.08.2022 Заказчик письмом исх. N 371 предоставил перечень лиц ответственных за приемку выполненных работ.
15.08.2022 Участник получил письмо исх. 01-08/022 от ООО "БОРПРОЕКТ" (разработчик проекта) на исх. 162 от 19.07.2022, о том, что технические вопросы будут решены, а проектно-сметная документация будет откорректирована после завершения СМР.
Также Участником получен ответ от ООО "ГРИНДА" подтверждающий, что п. 3 требования к выполнению работ по устройству монолитного резинового покрытия, не может быть выполнен с учетом правил и стандартов устройства травмобезопасного покрытия из резиновой крошки, поскольку вышеуказанные требования снижают качество и срок эксплуатации покрытия.
16.08.2022 Участник направил письмо исх. N 171 с запросом согласования закупки столбов с фланцем для установки ограждения (повторно направлен 18.08.2022 исх. N 172).
19.08.2022 письмом исх. N 388 Заказчиком согласована замена материала по установке ограждения.
22.08.2022 Участник направил письмо Заказчику исх. N 174 с указанием отсутствия возможности поставки тротуарной плитки "Квадрат" Б.7.К.8 Стоунмикс, черная/белая 600х600 для устройства шахматной доски, так как минимальный объем заказа 500 м2, предложено два варианта устройства шахматной доски с применением резиновой плитки.
25.08.2022 письмом исх. N 400, Заказчик дал ответ на исх. N 174 от 22.08.2022 с отказом в согласовании замены плитки, требование нового графика выполнения работ.
26.08.2022 письмом исх. N 175 Обществом предложен на согласование еще один вариант тротуарной плитки.
Также 26.08.2022 письмом исх. N 176 Общество проинформировало Заказчика о рекомендациях от завода производителя тротуарной плитки (для устройства пешеходных дорожек), в которых не рекомендуется укладка тротуарной плитки на ЦПС и просыпка швов ЦПС, сделан запрос согласования устройства тротуарной плитки на песчаное основание с внесением соответствующих корректировок в ПСД.
Также письмом исх. N 177 от 26.08.2022 Общество запросило у Заказчика откорректированной РД утвержденной "к производству работ", для последующего включения ее в состав исполнительной документации.
29.08.2022 письмом исх. N 402 Заказчик дал ответ на исх. N 175 от 26.08.2022 с согласованием замены материала по устройству шахматной доски.
30.08.2022 письмом исх. N 405 Заказчик указал на необходимость предоставить рекомендательное письмо от производителя используемой тротуарной плитки, с указанием, что ЦПС действительно нельзя использовать.
01.09.2022 письмом исх. N 410 Заказчик просил Участника представить информацию о приобретении материалов и оборудования необходимых для продолжения выполнения работ, письмом исх. N 411 Заказчик проинформировал Участника о выявленных дефектов и замечаниях к строительно-монтажным работам, письмом исх. N 413 указал на установку ограждения по периметру проводимых строительных работ.
01.09.2022 письмом исх. N 178 Общество направило письмо от производителя используемой тротуарной плитки.
02.09.2022 письмом исх. N 179 Участник предоставил Заказчику подтверждающую информация о приобретении материалов и оборудования необходимых для продолжения выполнения работ.
05.09.2022 претензией исх. N 422 Заказчик сообщил Участнику о необходимости установки ограждения по периметру проводимых строительных работ; об устранении дефектов; о предоставлении графика.
05.09.2022 письмом исх. N 424 Заказчик направил Участнику ответ разработчика ПСД ООО "БОРПРОЕКТ" с заменой ЦПС на песок.
06.09.2022 письмом исх. N 426 Заказчик направил Участнику приглашение на встречу с председателем Комитета образования СГО Шустровой Н.Н. для обсуждения хода работ.
Из Протокола N 1 от 12.09.2022 следует, что стороны приняли следующие решения:
- ООО "БОРПРОЕКТ" предоставляет авторские листы до 16.09.2022, вносить изменения в ПСД в соответствии с тех. решением;
- Участнику предоставить график работ до 13.09.2022, предоставить техническое решение до 13.09.2022;
- Возобновление строительно-монтажные работы 14.09.2022;
13.09.2022 письмом исх. N 437 Заказчик сделал запрос Участнику подтверждающей информации о приобретении материалов и оборудования необходимых для продолжения выполнения работ.
14.09.2022 письмом исх. N 182 Общество предоставило ответ на исх. N 437 от 13.09.2022 с подтверждающей информацией о приобретении материалов и оборудования необходимых для продолжения выполнения работ.
15.09.2022 Участник направил Заказчику письмо исх. N 183 с техническими решениями. Общество также уведомляет Заказчика, что при отсутствии откорректированной рабочей документации и откорректированной сметной документации он будет вынужден приостановить работы, т.к. из-за отсутствия откорректированной ПСД возникает невозможность следовать проекту, что приведет к тому, что работы будут не приняты.
19.09.2022 Заказчик направил Участнику письмо исх. N 452 о не выполнении обязательств (в том числе по протоколу N 1 от 12.09.2022).
19.09.2022 Участник направил Заказчику письмо исх. N 184, ООО о неисполнении обязательств Заказчика (в том числе по протоколу N 1 от 12.09.2022) с уведомлением о приостановке работ и просьбой выдать в производство работ откорректированную ПСД.
19.09.2022 письмом исх. N 185 Участником направлен на согласование вид исполнения малых архитектурных форм и переносных изделий.
20.09.2022 Общество письмом исх. N186 просило Заказчика организовать совещание совместно с председателем Комитета образования СТО Шустровой Н.Н. для решения вопросов, возникших в ходе производства работ.
В этот же день сторонами направляются друг другу:
- Заказчик исх. N 454 принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта;
- Заказчик исх. N455 не согласовывает технические решения;
- Участник исх. N 187 предоставляет откорректированные технические решения с просьбами предоставить откорректированную ПСД и об отмене одностороннего отказа от исполнения Контракта.
Из Протокола N 2 от 26.09.2022 следует, что Обществу надлежит представить на согласование техническое решение, исполнительную документацию, о возобновлении строительно-монтажных работ.
26.09.2022 письмом исх. N 192 Общество сообщает о расхождении в РД, необходимости согласования технически грамотного метода укладки резинового покрытия, направлено письмо от производителя резинового покрытия.
27.09.2022 Участник исх. N 194 передал Заказчику на проверку комплект ИД, с целью дальнейшего подписания.
27.09.2022 письмом исх. N 477 Заказчик выставил замечания к техническому решению Общества от ООО "БОРПРОЕКТ".
Участник дополнительно пояснил Комиссии, что в данном Контракте он не обязан был выполнять роль проектировщика, поскольку документация требовала не только изменений по согласованию замены материалов по инициативе Общества, но в большей степени в связи с тем, что вообще не учитывала ряд видов работ и части необходимых материалов, при этом фактически в адрес Участника от ООО "БОРПРОЕКТ" начали поступать замечания.
29.09.2022 письмом исх. N 194 Участник направил Заказчику график выполнения работ, и просьбу об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
29.09.2022 исх. N 483 Заказчик принял решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
29.09.2022 письмом исх. N 485 Заказчик согласовал укладку резинового покрытия в один слой 20 мм.
04.10.2022 Заказчик направил Участнику претензию исх. N 493 о нарушении графика производства работ, 07.10.2022 претензию исх. N 501 о том, что договор на выполнение работ по обустройству резинового покрытия не подписан контрагентом.
04.10.2022 Участник направил Заказчику письмо исх. N 202 о некорректности коэффициента уплотнения 0,95 при устройстве подстилающего песчаного слоя под тротуарную плитку, ввиду невозможности проведения испытаний лицензированной лабораторией с последующей выдачей протокола испытаний.
10.10.2022 письмом исх. N 504 Заказчик сообщил Участнику о направлении технического решения на согласование разработчику ПСД ООО "БОРПРОЕКТ".
11.10.2022 Участник направил Заказчику письмо исх. N 206 об оперативной корректировки ПСД и подписании исполнительной документации в части выполненных работ.
11.10.2022 Заказчик направил письмо исх. N 508 о том, что предложенный вариант технического решения не согласован разработчиком ПСД ООО "БОРПРОЕКТ", претензией исх. N 510 сообщено о нарушении сроков работ, о выходе на строительно-монтажные работы по укладке резинового покрытия.
11.10.2022 Участник направляет письмо исх. N 207 ответ на претензию исх. N 510 с просьбой предоставить откорректированную ПСД.
Требование наличия корректной рабочей документации, по которой будут приниматься выполненные работы, было выставлено еще 26.08.2022, инженером сектора ремонта объектов соцкультбыта по контролю за производством общестроительных работ, МКУ "УСиБ" Жистиной А.В.
12.10.2022 письмом исх. N 517 Заказчиком предложен вариант технического решения, а именно исключить корректировку всех работ, кроме замены столбов ограждения и метода их крепления. Предложен вариант по испытанию коэффициента уплотнения песчаной подсыпки под тротуарную плитку.
13.10.2022 письмом исх. N 208 Участником прокомментированы замечания разработчика ПСД, приведены аргументы в виде технической документации, ответов аккредитованных лабораторий, направлено на согласование техническое решение, просьба направить откорректированную рабочую документацию и откорректированный локальный сметный расчет.
14.10.2022 письмом исх. N 209 Участник попросил Заказчика организовать совещание с последующим составлением протокола, для решения вопросов, возникших в ходе производства работ, письмом исх. N 211 Обществом откорректированное техническое решение направлено на согласование, на основании устной договоренности, что протоколы испытаний коэффициента уплотнения песчаной подсыпки под тротуарную плитку не будут запрашиваться при рассмотрении исполнительной документации;
Из Протокола N 3 от 17.10.2022 встречи сторон следует, что техническое решение согласовано, определен срок корректировки и передачи в адрес Участника ПСД, определена необходимость подготовки Заказчиком ДС, определен порядок дальнейшего взаимодействия.
20.10.2022 письмом исх. N 534 Заказчик выставил замечания к исполнительной документации.
20.10.2022 письмом исх. N 216 Участник сообщил об устранении замечаний ИД с указанием, что продолжение выполнения работ, возможно после передачи в адрес рабочей документации, откорректированного ЛСР и подписанного полного комплекта ИД на выполненные работы.
21.10.2022 письмом исх. N 541 Заказчиком направлена откорректированная РД в формате PDF.
Из Протокола N 4 от 25.10.2022 встречи сторон следует, что ИД с замечаниями передана на корректировку, передана откорректированная РД, принято решение о разработке сметной документации силами Общества.
31.10.2022 письмом исх. N 221 Участник направил Заказчику откорректированную согласно выставленным замечаниям ИД, которая направлена на окончательное согласование.
01.11.2022 Участник письмом исх. N 223 направил Заказчику откорректированный ЛСР направлен на рассмотрение и согласование, письмом исх. N 226 просил продлить сроки работ.
02.11.2022 письмом исх. N 227 Общество направило Заказчику проект дополнительного соглашения, с просьбой определить порядок дальнейших взаимодействий.
02.11.2022 письмом исх. N 568 Заказчиком направлены замечания к откорректированной согласно выставленным замечаниям исполнительной документации, выставлены замечания к строительно-монтажным работам (дополнительные замечания 03.11.2022 исх. N 570).
07.11.2022 письмом исх. N 575 Заказчик сообщает Обществу о нарушении сроков производства работ, о невозможности продления сроков.
12.11.2022 Участник письмом исх. N 231 просил допустить персонал на строительную площадку для устранения замечаний по строительно-монтажным работам.
14.11.2022 Заказчик направил письмо исх. N 590 том, что работы выполнены только в части на сумму 689 918,57 и рассмотрения вопроса о расторжении Контракта по соглашению сторон.
16.11.2022 Участник письмом исх. N 232 сообщил Заказчику, что готов рассмотреть возможность подписания соглашения о расторжении договора по соглашению сторон при условии приемки и оплаты всех фактически выполненных работ, компенсации затрат.
16.11.2022 письмом исх. N 596 Заказчик сообщил о нарушении срока выполнения работ.
17.11.2022 Заказчик претензией исх. N 597 направил Участнику акт о проведении контроля выполнения работ с указанием выявленных несоответствий качества выполненных работ.
Из Протокола встречи от 18.11.2022 следует, что Обществу следует устранить замечания, предоставить технологическую карту по ремонту бетонной поверхности (трещин), заменить плитку с признаками трещин. Заказчику следует направить проект на тротуарную плитку, установить срок, когда сметный расчет будет направлен в адрес Общества, вскрыть три локальных места для проверки основания тротуарной плитки, разработчик ПСД вносит изменения в РД. Куратор объекта разрабатывает акт о переносе дорожки, без изменений объемов.
22.11.2022 Заказчик письмом исх. N 606 сообщил о нарушении при вывозе строительного мусора, о составлении заявления в правоохранительные органы.
22.11.2022 письмом исх. N 607 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
23.11.2022 Участник письмом исх. N 236 передал Заказчику откорректированную РД (в ранее выданной РД были ошибочно изменены подстилающие слои основания для укладки шахматного плитки); о предоставлении Акта о переносе тротуарной дорожки; о невозможности выполнения обязательств по передаче корректной ИД, ввиду отсутствия откорректированной РД; просит направить сметную документацию согласно Протоколу встречи от 18.11.2022.
23.11.2022 Участник письмом исх. N 237 дает Заказчику ответ на Акт N 01/22 от 16.11.2022, об устранении части замечаний, а часть гарантирует устранить при наступлении благоприятных погодных условий, в адрес Заказчика, направлены часть закрывающих документов на выполненные строительно-монтажные работы (КС-2, КС-3).
23.11.2022 Заказчиком направлено письмо исх. N 611 с Актом и исполнительной схемой о решении переноса тротуарной дорожки.
24.11.2022 Заказчиком направлено письмо исх. N 613 о невозможности принятия фактически выполненных работ.
28.11.2022 Заказчиком Актом N2, выявлены замечания.
01.12.2022 письмом исх. N 239 Участник направил технологические карты на согласование.
05.12.2022 Заказчиком направлено письмо исх. N 619 о вступлении в силу решения об одностороннем отказе.
07.12.2022 Заказчиком направлено письмо исх. N 631 об уплате неустойки.
09.12.2022 Участником направлено письмо исх. N 243 о передаче Заказчику комплекта исполнительной документации и оригинала журнала работ N1.
Согласно Письму ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14 "По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов", при нарушении Заказчиком порядка расторжения контракта основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в ЕИС 22.11.2022, а получено Участником 22.11.2022 в 17:55 (МСК).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) С одной стороны, Комиссия, изучив материалы дела и проанализировав всю переписку, соглашается с позицией Заказчика о том, что у него действительно имелись основания принять решение об одностороннем отказе, так как Участник не исполнил обязательства в установленный срок до 29.07.2022, а доводы Общества в вышеуказанной части подлежат отклонению, поскольку подписав Контракт согласился со всеми его условиями.
С другой стороны, Комиссия Ленинградского УФАС России не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика (в том числе правомерным) без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта и сталкивался с определенными сложностями.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком не означает автоматическое включение сведений об Участнике в РНП.
Комиссия подчеркивает, Участнику, Заказчику и судам (в случае приобщения настоящего решения в материалы дела), что она не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как это не входит в ее компетенцию. Комиссия на основе представленных документов, письменных и устных пояснений сторон оценивала только необходимость применения санкции в виде включения на 2 года Участника в РНП, ввиду чего, настоящее решение не предрешает исходы судебных споров и не нацелено на поддержку какой-либо из сторон.
Комиссия в ходе анализа всех документов, представленных сторонами в материалы дела, лишь констатирует, что Участник выполнял работы (пусть на дату рассмотрения дела они выполнены в части), реагировал на претензии и замечания, о возникающих при исполнении Контракта трудностях, сообщал Заказчику, неоднократно просил его содействия, участвовал на совещаниях, неоднократно приостанавливал работы, проблемные вопросу о необходимости корректировки документации и сметы поднимались на совещаниях.
Комиссия исходит из того, что усматривает в действиях Участника желание исполнить обязательства по Контракту, материалами дела подтверждается, что он производил действия на выполнение работ, являющихся предметом Контракта.
Таким образом, Комиссии представлены документы, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
Таким образом, Комиссия частично принимает во внимание доводы Участника, что в процессе исполнения Контракта он сталкивался с обстоятельствами, которые не зависели от него и могли повлиять на выполнение работ, о чем сразу же уведомлял Заказчика.
Материалами дела подтверждается, что первоначальная документация требовала внесения изменений не только с связи с желанием Общества заменить часть позиций, но и в связи с тем, что часть видов работ и материалов отсутствовала в ней, что, по мнению Комиссии, действительно могло оказать влияние на исполнение обязательств и не может свидетельствовать о том, что вышеуказанные обстоятельства стали следствие недобросовестного поведения Участника, который со своей стороны стремился скорректировать проект самостоятельно.
О необходимости дополнительных решений в связи с проблемой также были проинформированы все стороны на проводимых совещаниях с участие третьих лиц.
С учетом всех обстоятельств рассматриваемого дела, Комиссия может исходить из того, что задержка хотя и имеет место быть, но произошла не исключительно по причине действий (бездействия) Участника.
Комиссия отмечает, что согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Материалами дела подтверждается, что Участник просил такого содействия Заказчика в пределах действия Контракта.
Также часть результатов работ последовательно передавались Заказчику по их завершению, Участник проявлял заинтересованность в исполнении Контракта.
Комиссия считает, что само по себе нарушения срока выполнения работ в настоящем деле, не может свидетельствовать о безусловной необходимости включения сведений в РНП, Комиссия при этом учитывает, что в случае ненадлежащего исполнения Обществом условий Контракта законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник.
3) Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) закупках.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязательств по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин "недобросовестное поведение" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленного неисполнения Участником обязательств по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Участника сознательного неисполнения, а также наличия вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на него обязательств.
То есть, рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
С учетом всех фактов и доказательств, сознательного неисполнения Контракта и вины, выраженной в умышленных действиях (бездействиях) Участника не усматривается, в связи с чем меру в виде включения в РНП на 2 года Комиссия не считает целесообразной.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе по Контракту N1 и N2
РЕШИЛА:
сведения об ООО "АрхиТаск" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 декабря 2022 г. N 047/06/104-3539/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022