Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба ИП Блинова Н.А. (вх. N 5801-ИП/22 от 11.12.2022) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания обучающихся льготных категорий, питания и обеспечения молоком или иным молочным продуктом обучающихся, получающих начальное общее образование в МОУ "Сланцевская СОШ N 3",в т.ч. обеспечение сухими пайками, по предварительно согласованному с Заказчиком графику.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме 25.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 508 443,60 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Так, следуя пункту 3 Постановления Правительства N 2604, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно доводу жалобы Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки в части установления ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок участников.
Комиссией установлено, что порядком рассмотрения и оценки заявок участников по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" предусмотрены следующие положения:
| ||
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Критерий: "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" |
Подпункт "а" пункта 3 Положения |
2 |
Критерий "Качественные характеристики объекта закупки" |
Подпункт "в" пункта 3 Положения Оценка осуществляется с использованием следующего показателя: "качественные характеристики объекта закупки" (значимость показателя - 100%). Оценка заявок по показателю "качественные характеристики объекта закупки" выставляется в баллах от 0 до 100 (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов). Начисление баллов по показателю "качественные характеристики объекта закупки" производится в соответствии со шкалой оценки: Уровень шкалы Значение показателя Количество присуждаемых баллов 1. Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки- 0; 4. Наличие "Предложения о качественных характеристиках объекта закупки с описанием тип 1" 100. Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость. Оценка заявки участника закупки по показателю "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником закупки предложению о качественных характеристиках объекта закупки, которое включает в себя описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов (далее - Предложение о качестве). Предложение о качестве должно быть разработано участником с учетом требований, указанных в описании объекта закупки (Приложение N 1 к извещению), а также требований санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 года N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20", Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 N 98 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03", ГОСТ 30390-2013 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия", санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 года N 36 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20" (далее - СП). В рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "характеристики объекта закупки" под разделами Предложения о качестве понимаются: описание технологии оказания услуг (раздел номер 1), описание контроля качества оказания услуг (раздел номер 2), описание используемого оборудования и машин (раздел номер 3), описание необходимых трудовых ресурсов (раздел номер 4).В рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "характеристики объекта закупки" под объектом закупки понимается контракт, сопоставимый с предметом контракта, заключаемый по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Предложение о качестве признается "Предложением о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием" в случае, если в составе заявки представлено предложение о качестве не в полном объеме. В случае, если в составе заявки представлено предложение о качестве, содержащее описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов в полном объеме, но к указанному предложению о качестве не представлена пояснительная записка, то такое предложение о качестве признается "Предложением о качественных характеристиках объекта закупки с описанием тип 2". Описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов в соответствии с требованиями настоящего пункта и учитывает требования описания объекта закупки и СП. Описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов считается представленным не в полном объеме в случае, если такое описание содержит описание технологии оказания услуг, но отсутствует описание контроля качества оказания услуг, и/или описание используемого оборудования и машин, и/или описание необходимых трудовых ресурсов. Участник закупки на свое усмотрение может оформить пояснительную записку к предложению о качестве с описанием производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг по контракту, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В отдельной строке указывается наименование объекта закупки, по которому участником закупки предполагается сделать описание производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) при оказании услуг по контракту, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В отдельной строке напротив наименования объекта закупки, указывается само описание производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг по контракту, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "характеристики объекта закупки" пояснительная записка считается представленной, если в ней содержится описание производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг по контракту, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отвечающее требованиям описания объекта закупки и Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18, а также содержащее порядок организации и проведения производственного контроля, программу (план) производственного контроля, меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения на объекте производственного контроля. Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника закупки должно быть представлено предложение о качестве, содержащее описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов в полном объеме, а к указанному предложению о качестве должна быть представлена пояснительная записка с описанием производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг по контракту, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В рамках порядка организации и проведения производственного контроля, указываемого участником закупки в пояснительной записке, должно содержаться, в том числе сведения о каждом составляющем производственного контроля (так, например, в рамках "контроля за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством" необходимо описать каким образом осуществляется такой контроль, кем и с какой периодичностью).
В рамках раздела номер 1 Предложения о качестве участнику закупки необходимо указать условия транспортировки, приемки и хранения всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд согласно меню, (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню), условия транспортировки и разгрузки приготовленной пищи (при необходимости транспортировки и разгрузки приготовленной пищи в соответствии с требованиями технического задания настоящей конкурсной документации), описать последовательность всех действий при оказании услуг по контракту, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с указанием режима работы и последовательности операций (от того, как приступают к оказанию услуг до того, как заканчивают процесс оказания услуг); описать процесс соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, направленных на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания, в соответствии с СП при исполнении контракта, описать процесс соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, направленных на предотвращение вредного воздействия биологических, химических и физических факторов, в соответствии с СП при оказании услуг по контракту, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); описать процесс соблюдения особых требований, установленных СП, при организации питания; описать технологию приготовления каждого блюда, исчерпывающий перечень которых указан в меню, а также описать процесс обеспечения надлежащего санитарного состояния в помещении столовой и обеденном зале (в случае если в соответствии с описанием объекта закупки, приготовление блюд осуществляется на пищеблоке Заказчика) и обеспечения надлежащего санитарного состояния посуды и инвентаря для приготовления блюд.
В рамках раздела номер 2 Предложения о качестве участнику закупки необходимо указать методы контроля качества продукции общественного питания и методы организационного контроля. Под методами контроля качества продукции общественного питания понимаются способы контроля за качеством и безопасностью продукции общественного питания, процедуры обеспечения безопасности продукции общественного питания, основанные на принципах ХАССП. Под методами организационного контроля понимаются способы контроля за действиями сотрудников, планируемых к привлечению при оказании услуг по контракту, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "характеристики объекта закупки" под технологией приготовления каждого блюда, исчерпывающий перечень которых указан в меню, понимается информация о технологических процессах приготовления, оформления и подачи блюда (изделия), условиях и сроках реализации блюда, наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо, нормах расхода продуктов брутто и нетто на одну порцию, весе готового блюда (кулинарного изделия, мучного кондитерского и хлебобулочного изделия), химическом составе блюда. При этом, по позиции в меню, подразумевающей поставку готового продукта (например, яблоко, огурец и т.п.) от производителя (поставщика, продавца), не требуется в предложение о качестве вносить информацию о технологических процессах приготовления. В случае, если в меню, содержится несколько блюд с одинаковым наименованием, выходом, видом (-ами) диеты (при наличии) и иными сведениями (при наличии), в предложении о качестве участник вправе описать технологию приготовления такого блюда один раз.
В рамках раздела номер 3 Предложения о качестве участнику закупки необходимо указать перечень оборудования, используемого при приготовлении блюд при оказании услуг по контракту, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с обязательным указанием наименований такого оборудования, минимальных характеристик и пояснений, позволяющих четко определить сферу его применения в процессе приготовления блюд (в случае если в соответствии с описанием объекта закупки приготовление блюд осуществляется на пищеблоке исполнителя); перечень иного оборудования и машин, задействованного при оказании услуг по контракту, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с обязательным указанием наименований, минимальных характеристик такого оборудования и машин, а также пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе приготовления блюд. В рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "характеристики объекта закупки" под весом готового блюда понимается масса одной порции. В рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "характеристики объекта закупки" предлагаемое в Предложении соответствующее блюдо должно (представленные сведения по каждому блюду должны) полностью соответствовать всем требованиям, содержащимся в описании объекта закупки. В рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "характеристики объекта закупки" под химическим составом блюда понимается количество белков, жиров, углеводов и энергетическая ценность (калорийность) блюда.
В рамках раздела номер 4 Предложения о качестве участнику закупки необходимо указать перечень сотрудников, планируемых к привлечению при оказании услуг по контракту, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с учетом представленного описания технологии оказания услуг, с указанием должностей, образования, опыта работы, профессиональных задач/обязанностей каждого из таких сотрудников, инструкции по взаимодействию с другими сотрудниками, планируемыми к привлечению при оказании услуг по контракту, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), видов ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных задач/обязанностей, с указанием случаев применения каждого вида ответственности и порядка их применения, а также сведения о соблюдении сотрудниками (работниками) санитарных требований к личной гигиене. При указании сведений о соблюдении сотрудниками санитарных требований к личной гигиене необходимо указать принятые меры во исполнение таких требований и совокупность действий сотрудников, направленных на их соблюдение. В случае указания в Предложении о качестве каких-либо способов и/или методов и/или процедур, участнику закупки необходимо не только указать наименования способов и/или методов и/или процедур, но и описать их, то есть указать каким образом они осуществляются, кем и с какой периодичностью.
Предложение о качестве должно быть однозначным, изложено в изъявительном наклонении и не должно допускать двусмысленных толкований, содержать слов "должен", "будет", "обязан", "возможно", "вероятно" и их производные.
Непредставление Предложения о качестве или предоставление Предложения о качестве, несоответствующего требованиям описания объекта закупки и/или СП, трактуется как "Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки".
В случае, если участником закупки указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов, то такое Предложение о качестве также трактуется, как "Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки".
При формировании Предложения о качестве участник закупки должен не повторить требования описания объекта закупки, и/или положения нормативной документации, а представить описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств. |
3 |
Критерий: "Квалификация участников закупки" |
|
3.1 |
Показатель N 1: "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
Характеристика квалификации участников закупки N 1- наличие специалистов и иных работников, имеющих квалификацию, в должности "повар", "помощник повара", "кухонный работник", "заведующий производством", имеющих опыт работы 3 (три) года и более до даты подачи заявок на участие в конкурсе. Устанавливается перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки: 1. трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; 2. информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации). |
В соответствии с пунктом 16 Положения оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Постановления Правительства N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Постановления Правительства N 2604).
Комиссией установлено, что Заказчиком в рамках нестоимостного критерия оценки "Характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качественные характеристики объекта закупки".
Пунктом 22 Положения определено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с пунктом 23 Положения, если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Таким образом, Положением предусмотрено, что Заказчиком в рамках нестоимостного критерия "Характеристики объекта закупки" устанавливается один или несколько показателей, в рамках которого (которых) устанавливается детализирующий показатель (показатели), в соответствии с которым Заказчиком оцениваются свойства объекта закупки и для каждого детализирующего показателя устанавливается количество присваиваемых баллов за предоставление и не предоставление соответствующего описания.
Из указанного порядка рассмотрения и оценки следует, что для оценки первых частей заявок участников электронного конкурса Заказчиком будут учитываться свойства объекта закупки, подлежащие оценке, а именно предложение в отношении совокупности составляющих предложения, состоящих из 4 характеристик.
То есть, из материалов дела следует, установленная Заказчиком характеристика определяется количественным значением и выражается в предложении участника конкурса о выполняемых работах (оказываемых услугах) и взаимодействию с заказчиком в отношении 4 характеристик (описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг и т.д.).
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что установленная шкала оценки не могла быть применена Заказчиком на основании п. 22 и 23 Положения и не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения контракта, поскольку указанная шкала является непропорциональной, отсутствует зависимость между представленными сведениями и количеством начисляемых баллов.
Например:
- если один из участников закупки представит сведения о качественных характеристики в отношении всех 4 характеристик, кроме одной, то заявке такого участника закупки будет начислено 0 баллов в соответствии со шкалой оценки;
- если другой участник закупки не представит сведения о качественных характеристики по какой-либо характеристике, то заявке такого участника также будет начислено 0 баллов.
Таким образом, несмотря на тот факт, что один из участников закупки, очевидно, представил больше сведений о качественных характеристика объекта закупки, описал большее количество выполненных работ и большее количество задач, заявке будет присвоено столько же баллов, как и другому участнику закупки, в заявке которого вовсе они не представлены.
Более того, Комиссия считает, что буквальная трактовка пункта 22 Положения свидетельствует о том, что при его использовании баллы присваиваются за предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно толковому словарю Ожегова. С.И.: "СВОЙСТВО, -а, ср. Качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-н".
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что в нем не раскрывается, что в данном случае является свойством (свойства) объекта данной закупки, при этом "Наличии характеристики объекта закупки" или "Отсутствие характеристики объекта закупки" не является таковым, поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое заложено в Техническом задании.
Самое по себе многостраничное описание как потенциальный участник будет выполнять работы или оказывать услуги не является свойством объекта закупки, поскольку закупка проводится для удовлетворения нужд Заказчика.
Дополнительно, Комиссия Ленинградского УФАС выявила, что баллы по данному показателю не будут присваиваться если: "Непредставление Предложения о качестве или предоставление Предложения о качестве, несоответствующего требованиям описания объекта закупки и/или СП, трактуется как "Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки".
С использованными формулировками извещения, Ленинградскому УФАС России и потенциальным участникам не представляется возможным определить истинные требования и потребности Заказчика.
По мнению Комиссии, упоминание потенциальным участникам на то, что все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, указанными в извещении, и/или в соответствии с нормативными документами с нормативными документами, указанными в Техническом задании, не может рассматриваться как непредставление описания со стороны участников.
Причины, по которым, Заказчик не будет учитывать такое описание не раскрыты в извещении, не были они даны и во время заседания Комиссии Ленинградского УФАС.
Техническим заданием (ТЗ) - называется документ, в котором описаны требования, предъявляемые заказчиком к товарам, работам или услугам. В ТЗ должно содержаться подробное описание и характеристики товара/работ/услуг и сроки поставки/выполнения/оказания. Из ТЗ должно быть однозначно понятно, в каких работах нуждается заказчик, а требования в нем указываются понятно и доступно.
Фактически в настоящем деле, Заказчик, с одной стороны, в Проекте Контракта указывает, что нуждается в услугах в соответствии с нормативными документами, вместе с тем если участник укажет или упомянет про выполнение данных работ, то Заказчик оценит заявку по данному неценовому критерию в 0 баллов, поскольку будет считать описание полностью непредставленным.
Вышеуказанная практика подтверждена Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-9711/2022 (стр. 8 судебного акта), с участием Ленинградского УФАС России.
Исходя из чего, Управление считает, что подобный порядок оценки не нацелен на обеспечение принципа привлечения большего количества участников и выявления наилучшего предложения.
Также в соответствии с порядком оценки заявок по критерию "Качественные характеристики объекта закупки" оценка заявки участника конкурса определяется согласно представленному участником конкурса техническому предложению о качественных характеристиках объекта закупки в изъявительном наклонении без использования в любом роде числе и падеже следующих слов/ словосочетаний: "должен", "будет", "обязан", "возможно", "вероятно" и других слов/словосочетаний допускающих двоякое толкование предложения участника.
При этом Заказчиком в извещении об осуществлении закупки и на заседании Комиссии не представлено доказательств необходимости предоставления сведений в изъявительном наклонении. Комиссия пришла к выводу, что грамматическая форма предоставления сведений не может влиять на оценку заявок участников открытого конкурса в электронной форме. Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства N 2604 не предусмотрена определенная форма к представлению участником открытого конкурса в электронной форме технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Блинова Надежда Алексеевна обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов и внесением изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 16 декабря 2022 г. N 047/06/42-3563/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022