Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5811-ИП/22 от 09.12.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на оказание услуги по охране имущества, жизни и здоровья граждан и обеспечение внутриобъектового и контрольно-пропускного режима на объекте, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 02.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 976 791,96 рублей.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявитель указывает на то, что, по его мнению, Заказчиком ненадлежащим образом составлено извещение об осуществлении закупки. В частности, описание объекта закупки составлено в нарушение положений Закона о контрактной системе.
Заявитель обращает внимание Комиссии на то, что 07.12.2022 Заказчику направлен запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона, содержание которого изложено в 6 доводах.
Также, Заявитель указывает на то, что разъяснения положений извещения об осуществлении закупки NРИ1 были размещены Заказчиком 09 декабря 2022 г. Согласно данным разъяснениям, Заказчик согласен с доводами NN1,3,4,5,6 и готов исключить требования, предъявляемые к Исполнителю в разделе 7 и 9 Технического задания.
Однако на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в связи с отсутствием технической возможности (возможный срок для внесения изменений в извещение истек), Заказчик может внести данные изменения при заключении контракта или откорректировать, заключив дополнительное соглашение к контракту.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Таким образом, Комиссия соглашается с доводами NN 1,3,4,5,6 Заявителя в части некорректно составленного Заказчиком описания объекта закупки. Комиссия отмечает, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, следовательно, Заказчику следует внести в извещение корректные сведения для его заключения.
На основании чего, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. В целях того, чтобы Заказчик исправил выявленное нарушение, Комиссия решила выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки.
В доводе N2 жалобы Заявитель считает, что Заказчик неправомерно отказал в требовании об исключении группы быстрого реагирования, в связи с отсутствием показателя Стсо при расчёте НМЦК.
Согласно разделу 7 описания объекта закупки Заказчиком установлено следующее положение: "В соответствии с требованиями ГОСТ Р 59044-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования" для оказания услуг охранное предприятие должно иметь мобильную группу на автомобиле, имеющем опознавательную символику данного охранного предприятия, в составе не менее 2-х сотрудников охраны, обеспеченных огнестрельным оружием, спецсредствами и имуществом для действий при ЧС. Время реагирования на вызов до 15 минут с момента поступления сигнала. Наличие систем спутникового слежения".
В отношении довода N 2 Заказчик пояснил:
"При расчете НМЦК показатель СТСО в расчет НМЦК не включаются, так как потребности заказчика в соответствующих дополнительных услугах нет, услуга ГБР не относится к показателям СТСО.
Показатели СТСО включаются в формулу определения НМЦК, предусмотренную пунктом 2 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, в случае наличия потребности заказчика в соответствующей дополнительной услуге, при этом:
СТСО - осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации<2>, и (или) принятие соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. Определяются в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 6 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, без учета <1> НДС.
<1> Приказ Росгвардии от 15.02.2021 N 45 "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2021 N 63259)
<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 26, ст. 3820; 2019, N 36, ст. 5051)
В учреждении уже имеются технические средства охраны и обслуживание КТР проводит соответствующий контрагент, а сигнальная информация проходит на ФГКУ "УВО ВНГ России по г. СПб и JIO".
На основании Закона от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и согласно ГОСТ Р 59044-2020 ГБР входит в состав частных охранных предприятий и осуществляет оперативный выезд на охраняемый объект в случае возникновения чрезвычайной ситуации и вызывается охранниками по средствам мобильной связи".
По мнению Комиссии, данное положение не ограничивает конкуренцию и не может привести к ограничению общего числа потенциальных участников закупки.
Таким образом, указанный довод Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Гром" обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 16 декабря 2022 г. N 047/06/42-3564/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022