Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "ГАРАНТ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного казенного общеобразовательного учреждения Московской области кадетская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий, сооружений, помещений и прилегающей территории ГКОУ МО КШИ С ПЛП (извещение N 0348200061722000025 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего положение извещения о проведении Конкурса в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 11.11.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 996 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 08.12.2022;
4) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки участников закупки.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно Пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является "Оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий, сооружений, помещений и прилегающей территории ГКОУ МО КШИ С ПЛП".
В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки контрактов (договоров) на оказание услуг связанного с исполнением предмета контракта" по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" в рамках критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Оценка по данному показателю определяется: наличие опыта исполнения участником закупки контракта (договора), предусматривающего оказание услуг связанного с исполнением предмета контракта по ФЗ-44, ФЗ-223.
Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по контракту (договору) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта:
- копии исполненных контрактов (договоров), предусматривающего оказание услуг связанного с исполнением предмета контракта исполненных в 2017-2021 годах (при этом все контракты (договоры) должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней);
- акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении таких контрактов (договоров), при этом последний акт по каждому контракту (договору) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок".
Изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком в Критериях оценки указанного условия не соответствует пункту 28 Положения и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, что противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в критериях оценки заявок по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация", Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры. К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документами, подтверждающими опыт оказания услуг, будут являться копии исполненных контрактов (договоров), а также акты приемки оказанных услуг (либо скриншоты страниц сайта www.zakupki.gov.ru, содержащие сведения об исполненных контрактах (договорах))".
Комиссия, изучив указанный порядок оценки, приходит к выводу, что действия Заказчика, в части установления условий о подтверждении предложения участника реестровыми номерами контрактов на сайте Единой информационной системы в сфере закупок "zakupki.gov.ru", не соответствуют Положению и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе, Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Согласно извещению о проведении Конкурса, объектом закупки является Оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий, сооружений, помещений и прилегающей территории ГКОУ МО КШИ С ПЛП.
На заседании Комиссии установлено, что в рамках исполнения государственного контракта будут оказываться, например, следующие услуги: Влажная уборка ручным способом полов, Протирка подоконников только с внутренней стороны, Уборка механизированным способом с применение чистящих средств, Сухая уборка потолков высотой 4 м и светильников, Мытье стен, колонн, Мытье дверей стеклянных однодольных, Протирка мебели: стул полумягкий, стул обивка из кожзаменителя, стол, шкаф, тумба, стул деревянный, парта, мытье только с внутренней стороны поверхности окон, уборка ручным способом полов, Протирка подоконников только с внутренней стороны, Сухая уборка потолков высотой 4 м и светильников, Мытье стен, колонн, мытье дверей, дверей стеклянных однодольных, Протирка мебели: стул полумягкий, стул обивка из кожзаменителя, стол, шкаф, тумба, стул деревянный, парта. Мытье дверей стеклянных однодольных Мытье только с внутренней стороны поверхности окони т.д.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что ряд услуг, оказываемых в рамках исполнения контракта, относятся к кодам 81.21.10 "Услуги по общей уборке зданий", 81.29.11 "Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации", 81.22.11 "Услуги по мытью окон", включены в Перечень и должны осуществляться путем проведения электронного аукциона.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме вместо электронного аукциона нарушают часть 6 статьи 24, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно Извещению о проведении Конкурса объектом закупки является "Оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий, сооружений, помещений и прилегающей территории ГКОУ МО КШИ С ПЛП".
Заказчиком в Описании объекта закупки установлены, в том числе следующие требования к оказанию услуг, предусмотренных Контрактом:
N п/п |
Наименование услуги |
1 |
Комплексное техническое обслуживание пластиковых окон |
2 |
Комплексное техническое обслуживание пластиковых дверей |
3 |
Комплексное техническое обслуживание систем отопления, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения |
4 |
Комплексное техническое обслуживание и санитарное содержание внутренних помещений |
5 |
Комплексное техническое обслуживание и санитарное содержание прилегающей территории с усовершенствованным, гравийным, щебеночным покрытием |
6 |
Комплексное техническое обслуживание и санитарное содержание прилегающей территории (газоны, клумбы и кустарники) |
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части объединения вышеназванных работ и услуг в один лот приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, поскольку указанные работы, услуги образуют разные товарные рынки и не имеют функциональную и технологическую связь между собой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, представитель Заказчика на заседание Комиссии не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Аналогичная позиция отражена в решении Федеральной антимонопольной службы по делу от 04 июля 2022 г. N 28/06/105- 2185/2022.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "ГАРАНТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,4 части 2 статьи 42, части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 14.12.2022 N 050/06/105-47170/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14 декабря 2022 г. N 050/06/105-47170/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2022