Резолютивная часть решения объявлена 15.12.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.12.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы:
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок посредством видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
- "_", действующая на основании доверенности от 11.01.2022 года N 8,
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Тыва":
- "_", действующая на основании доверенности от 13.12.2022 года N 81,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Путь" (далее - ООО "Путь"),
рассмотрев жалобу (вх. N 4704 от 09.12.2022 года) ООО "Путь" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0112200000822004654 на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Улуг-Хемского района Республики Тыва на 2023-2024 гг. и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам жалобы ООО "Путь" аукционной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки участника закупки - ООО "Путь" несоответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000822004420 по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов электронного аукциона N 0112200000822004654 от 05.12.2022 года.
Представитель государственного заказчика не согласилась с доводами жалобы и пояснила, что участником закупки (ООО "Путь") в составе своей заявки в качестве наличия опыта выполнения работ представлен государственный контракт, исполнение по которому не завершено.
Представитель уполномоченного органа поддержала доводы представителя государственного заказчика в полном объеме.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, а также проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000822004654 на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Улуг-Хемского района Республики Тыва на 2023-2024 гг., Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому заказчик устанавливает требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям (подпункт 6 пункта 5.2), уполномоченный орган формирует состав комиссии по осуществлению закупок. Состав комиссии утверждается руководителем уполномоченного органа (подпункт 9 пункта 5.1).
Так, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 23.11.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000822004654 на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Улуг-Хемского района Республики Тыва на 2023-2024 гг., начальная (максимальная) цена контракта: 15 081 107,42 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 01.12.2022 года поступило 2 ценовых предложения, наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки N 113120852 в размере 14 704 079,72 рублей, участником закупки N 113114061 представлено ценовое предложение в размере 14 779 485,26 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0112200000822004654 от 05.12.2022 года заявка участника закупки N 113114061 признана соответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе.
Заявка участника закупки N 113120852 признана несоответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе, на основании пункта 3 части 12 статьи 47 Закона о контрактной системе, а именно:
"Участником закупки в качестве подтверждения опыта исполнения договора приложен Государственный контракт исполнение работ по которому не завершен подрядчиком. А в соответствии с требованиями ПП 2571 от 29.12.2021 года наличие опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по содержанию автомобильной дороги, подтверждается предоставлением Исполненного договора и акта выполненных работ".
В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.
Такие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571.
Объектом электронного аукциона N 0112200000822004654 (предметом контракта) является выполнение работ по содержанию автомобильной дороги с начальной (максимальной) ценой контракта 15 081 107,42 рублей.
Как следует из извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822004654, государственным заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 18 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571.
В позиции 18 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно наличие у участника закупки опыта выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, а именно:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по указанным договорам должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки таким дополнительным требованиям при наличии опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 позиции 18 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571, являются:
- исполненный договор;
- акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 позиция 18 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации превышает 5 млн. рублей.
Для целей постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 договором, предусмотренным пунктами 1 и 2 позиции 18 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571, считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (абзац 5 подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571).
При этом, в соответствии с абзацем 3 подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 опытом исполнения договора считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа).
Таким образом, при осуществлении закупок в соответствии с позицией 18 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 подтверждением соответствия дополнительному требованию о наличии опыта у участника закупки является исполненный участником закупки контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или исполненный договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При этом такой договор (контракт) должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме, то есть выполнение работ, оказание услуг по соответствующему договору (контракту) должно быть завершено, что будет являться подтверждением наличия опыта у конкретного лица, позволяющего сделать вывод об объеме выполненных работ, оказанных услуг непосредственно этим участником.
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, государственный или муниципальный контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме.
Таким образом, полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по договору (контракту) включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2022 года N 24-06-06/85201.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, участником закупки N 113120852 (ООО "Путь") в составе своей заявки в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ представлены:
- государственный контракт от 10.01.2022 года N Ф.2021.5710 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог (3 дорог): Кызыл - Ээрбек - Баян-Кол (участок км 0+000 - км 66+000), Подъезд к с. Терлиг-Хая (участок км 0+000 - км 10+000), Подъезд к ст. Тайга (участок км 0+000 - км 19+986) на 2022 год на сумму 8 088 791,43 рублей;
- акты выполненных работ на общую сумму 7 170 676,25 рублей.
В пункте 5.1 государственного контракта от 10.01.2022 года N Ф.2021.5710 определены календарные сроки выполнения работ: начало выполнения работ - с 01.01.2022 года, окончание выполнения работ - 31.12.2022 года.
Таким образом, на дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000822004654 государственный контракт от 10.01.2022 года N Ф.2021.5710 не исполнен в полном объеме, то есть выполнение работ по указанному контракту не завершено.
Кроме того, согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, государственный контракт от 10.01.2022 года N Ф.2021.5710 находится в стадии исполнения.
Более того, решением Комиссии Тывинского УФАС России по делу N 017/06/99-02/2022 от 28.01.2022 года в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок установлено нарушение пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (в редакции Федеральных законов от 02.07.2021 года N 344-ФЗ и N 351-ФЗ), в части неправомерного принятия решения о соответствии заявки участника закупки N111101309 (ООО "Путь") требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и документацией электронного аукциона N 0112200000821005710.
В связи с выявленными нарушениями законодательства о контрактной системе, Тывинским УФАС России в Арбитражный суд Республики Тыва направлено исковое заявление о признании государственного контракта от 10.01.2022 года N Ф.2021.5710 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог (3 дорог): Кызыл - Ээрбек - Баян-Кол (участок км 0+000 - км 66+000), Подъезд к с. Терлиг-Хая (участок км 0+000 - км 10+000), Подъезд к ст. Тайга (участок км 0+000 - км 19+986) на 2022 год недействительным.
Указанное исковое заявление Тывинского УФАС России находится в стадии рассмотрения (номер дела суда А69-936/2022).
В свою очередь, участником закупки N 113114061 в составе своей заявки в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ представлены:
- государственный контракт от 29.04.2019 года N Ф.2019.210005 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог (6 дорог): Подъезд к этнокультурному комплексу Алдын-Булак, км 0+000-км 1+400; Подъезд к с. Хову-Аксы, км 0+000-км 64+186; Ак-Тал-Хольчук, км 0+000-км 20+000; Бай-Хаак-Чал-Кежиг, км 35+000-км 47+000; Подъезд к с. Элегест, км 0+000-км 5+000; Подъезд к с. Ак-Тал, км 0+000-км 18+000 на сумму 6 095 247,35 рублей;
- акты выполненных работ на общую сумму 6 095 247,35 рублей.
В пункте 1.3 государственного контракта от 29.04.2019 года N Ф.2019.210005 определены сроки выполнения работ: начало выполнения работ - с даты заключения контракта, окончание выполнения работ - 31.12.2019 года.
Кроме того, согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, государственный контракт от 29.04.2019 года N Ф.2019.210005 исполнен.
Таким образом, на дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000822004654 государственный контракт от 29.04.2019 года N Ф.2019.210005 исполнен в полном объеме, то есть выполнение работ по указанному контракту завершено.
Поскольку участником закупки N 113120852 (ООО "Путь") в составе своей заявки в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ представлен государственный контракт от 10.01.2022 года N Ф.2021.5710, который находится в стадии исполнения (не исполнен в полном объеме, то есть выполнение работ по указанному контракту не завершено), то участником закупки N 113120852 (ООО "Путь") не подтверждено наличие у него опыта выполнения работ по содержанию автомобильной дороги.
Согласно подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что аукционной комиссией уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок принято правомерное решение о признании заявки участника закупки N 113120852 (ООО "Путь") несоответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000822004654.
Таким образом, довод ООО "Путь" о неправомерности принятия аукционной комиссией решения о признании заявки участника закупки - ООО "Путь" несоответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000822004654, является необоснованным.
Ссылка ООО "Путь" на определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2019 года по делу N А66-12432/2018 (N 307-ЭС19-9815) не может быть принят во внимание, поскольку в рассматриваемом случае, участником закупки N 113120852 (ООО "Путь") представлен государственный контракт от 10.01.2022 года N Ф.2021.5710, который находится в стадии исполнения (не исполнен в полном объеме, то есть выполнение работ по указанному контракту не завершено).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Путь" необоснованной.
Председательствующий Комиссии |
"_"
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 19 декабря 2022 г. N 017/06/105-121/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022