Резолютивная часть решения объявлена 14.12.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.12.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии:
"..." - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"..." - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
"..." - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "КМ-Финанс" (далее - ООО "КМ-Финанс"):
- "...", действующий на основании доверенности от 13.12.2022 года N 73;
при участии в заседании Комиссии Тывинского УФАС России:
от уполномоченного органа - Мэрии города Кызыла:
- "...", действующий на основании доверенности от 07.12.2022 года N 01-06-22/5467,
в отсутствии надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла,
рассмотрев жалобу (вх. N 4666 от 07.12.2022 года) ООО "КМ-Финанс" (660052, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Затонская, зд. 62/2, офис 311) на действия комиссии при проведении электронного аукциона N 0312300017322000117 "Оказание услуг по приобретению специализированной техники на условиях финансовой аренды (лизинга)", и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес муниципального заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) в разделе "Реестр жалоб".
Согласно письменным доводам жалобы ООО "КМ-Финанс" комиссией по осуществлению закупки было неправомерно принято решение о признании заявки заявителя, несоответствующей требованиям извещения электронного аукциона N 0312300017322000117 по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0312300017322000117 от 05.12.2022 года. Кроме того, обжалуемое решение принято комиссией в количестве двух человек, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, следовательно, решение комиссии является недействительным.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя поддержал письменные доводы жалобы.
До рассмотрения жалобы в адрес Тывинского УФАС России поступило письменное возражение (вх. N 4720 от 12.12.2022 года) Мэрии города Кызыла, согласно которому представленный участником закупки (ООО "КМ-Финанс") договор от 11.02.2022 года N 89241 на дату размещения извещения не исполнен, поскольку срок действия договора установлен до 31.12.2023 года, также согласно графику лизинговых платежей, лизинговые платежи подлежат оплате до 15.02.2023 года, кроме того на момент рассмотрения заявки предмет лизинга по указанному договору не передан в собственность лизингополучателя, следовательно обязательства лизингодателя по предоставленному договору до настоящего времен не исполнены. Вместе с тем, кворум для рассмотрения заявок по электронному аукциону N 0312300017322000117 имеется, так как в заседании комиссии участвовало не менее пятьдесят процентов общего числа ее членов, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного органа поддержал письменное возражение на жалобу.
13.12.2022 года в рассмотрении жалобы ООО "КМ-Финанс" был объявлен перерыв до 14.12.2022 года 16 часов 00 минут (время местное).
После объявленного перерыва от заявителя поступило письменное возражение (вх. N 4763 от 14.12.2022 года), согласно которому со стороны ООО "КМ-Финанс" обязательства по договору от 11.02.2022 года N 89241 исполнены в полном объеме.
В ходе заседания Комиссии 14.12.2022 года представитель подателя жалобы поддержал письменные доводы жалобы в полном объеме, а также пояснил, что в стоимость представленного договора включена в том числе сумма выкупа, предоставляемого в финансовую аренду имущества.
Рассмотрев жалобу, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0312300017322000117 "Оказание услуг по приобретению специализированной техники на условиях финансовой аренды (лизинга)", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Мэрией города Кызыла в ЕИС 17.11.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300017322000117 "Оказание услуг по приобретению специализированной техники на условиях финансовой аренды (лизинга)", начальная (максимальная) цена контракта: 102 741 609,80 рублей.
18.11.2022 года уполномоченным органом - Мэрией города Кызыла в ЕИС размещено изменение в извещение о проведении электронного аукциона N 0312300017322000117 "Оказание услуг по приобретению специализированной техники на условиях финансовой аренды (лизинга)", начальная (максимальная) цена контракта: 102 741 609,80 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений электронного аукциона N 0312300017322000117 от 02.12.2022 года от участников закупки поступили следующие ценовые предложения.
Идентификационный номер заявки |
Предложение о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Дата и время поступления ценового предложения |
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором |
74 |
97 878 676,91 |
понижение |
4.73 % |
02.12.2022 13:03:08 |
1 |
60 |
98 392 384,96 |
понижение |
4.23 % |
02.12.2022 13:02:13 |
2 |
170 |
101 714 193.70 |
понижение |
1.00 % |
02.12.2022 13:00:20 |
3 |
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0312300017322000117 от 05.12.2022 года членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены все заявки, поданные на участие в закупке, и принято решение отклонить заявку участника закупки N 74 по следующим основаниям: "На основании п.3 ч.12 ст. 48 44-ФЗ - несоответствия участника закупки требованиям в соответствии с ч.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ, в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ (Участником закупки не предоставлено свидетельство о полном исполнении договора, нет подписанного сторонами акта о выкупе техники, нет свидетельств оплаты заказчиком оказанной услуги лизинга в полном объеме В реестре договоров статус "исполняется")".
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0312300017322000117 от 05.12.2022 года заявки участников закупки N 60 и N 170 признаны членами комиссии по осуществлению закупок, соответствующими требованиям извещения электронного аукциона N 0312300017322000117 и законодательству о контрактной системе.
1. Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации (в данном случае, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 " О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
На основании части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Согласно пункту 4 Постановления N 2571 информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
С учетом изложенного подпункта "в" пункта 4 Постановления N 2571 следует, что такой договор (контракт) должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме, то есть выполнение работ, оказание услуг по соответствующему договору (контракту) должно быть завершено, что будет являться подтверждением наличия опыта у конкретного лица, позволяющего сделать вывод об объеме выполненных работ, оказанных услуг непосредственно этим участником.
Аналогичные требования установлены в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300017322000117, а также в подпункте "о" пункта 1 раздела 1. Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, являющимся приложением к извещению.
Участником закупки N 74 (ООО "КМ-Финанс") в качестве документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и пунктом 4 Постановления N 2571 представлены:
- договор от 11.02.2020 года N 89241 на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) с ценой договора 130 800 954,02 рублей;
- акты приема-передачи ТС в лизинг от 21.07.2020 г., 10.08.2020 г.
Согласно пункту 1.1. договора от 11.02.2020 года N 89241 лизингодатель (ООО "КМ-Финанс") обязуется приобрести в собственность указанное Лизингополучателем (МУП "Специализированное управление по ремонту и содержанию автомобильных дорог" г. Грозного) имущество (далее по тексту "Транспортное средство", "ТС", "Самоходная машина", "СМ" или "предмет(ы) лизинга") которое определено в Спецификации, являющейся Приложением N 1 к настоящему Контракту, и предоставить это имущество в качестве предмета(ов) лизинга Лизингополучателю за плату во временное владение и пользование, а Лизингополучатель обязуется принять предмет(ы) лизинга и выплатить Лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Контрактом.
Оплата по настоящему Контракту осуществляется Лизингополучателем в безналичном порядке, путём перечисления денежных средств на расчётный счёт Лизингодателя, указанный в пункте 15 Контракта в соответствии с "Графиком платежей" (Приложением N 2/n к настоящему Контракту, где n - номер Графика платежей (Приложения) по соответствующему предмету лизинга), (далее по тексту - "График(и) платежей" или "Приложение N 2"). Исполнение (оплата) лизинговых платежей осуществляется в объемах и в сроки, указанные в Графике платежей (пункт 3.5. договора от 11.02.2020 года N 89241).
Согласно Приложению N 2/1 к договору от "11" февраля 2020 года N 89241 последний платеж 36-го периода определен 15.02.2023 года c возможностью досрочной выкупной стоимости.
Пунктом 4.2.1. договора от 11.02.2020 года N 89241 предусмотрено, что лизингополучатель вправе по предварительному письменному согласованию с Лизингодателем досрочно выкупить предмет лизинга с оформлением акта перехода права собственности, но не ранее истечения половины срока лизинга. В этом случае Лизингополучатель обязан письменно уведомить Лизингодателя не менее чем за 45 (Сорок пять) календарных дней до даты досрочного выкупа и выплатить Лизингодателю все не оплаченные лизинговые платежи (при наличии указанной задолженности) за временное владение и пользование предметом лизинга и досрочную выкупную стоимость, определенную Контрактом на дату досрочного выкупа. Лизинговый платеж за период, в котором прекращается настоящий Контракт или осуществляется выкуп предмета лизинга, подлежит оплате в полном объеме (в размере, установленном в Графике платежей), независимо от продолжительности указанного лизингового периода.
Цена предмета лизинга определяется Сторонами равной досрочной выкупной стоимости предмета лизинга, указанной в Графике платежей в месяце, в котором прекращается настоящий Контракт.
В случае наличия у Лизингополучателя на момент досрочного выкупа задолженности по начисленным, но неоплаченным лизинговым платежам по Контракту, Лизингополучатель обязуется уплатить разницу между начисленными и оплаченными лизинговыми платежами одновременно с уплатой досрочной выкупной стоимости предмета лизинга.
При условии погашения Лизингополучателем задолженности по оплате лизинговых и иных платежей (при ее наличии, включая уплату разницы между начисленными и оплаченными лизинговыми платежами), оплаты лизингового платежа за период, в котором осуществляется выкуп, оплаты досрочной выкупной стоимости предмета лизинга в полном объеме, право собственности на предмет лизинга переходит к Лизингополучателю в день оплаты досрочной выкупной стоимости в полном объеме. В случае, если предмет лизинга передан в залог и на момент перехода права собственности к Лизингополучателю обременение в виде залога в отношении предмета лизинга не прекращено, право собственности на предмет лизинга передается с обременением, при этом Лизингодатель обязан обеспечить прекращение залога предмета лизинга в срок не позднее 3 (Трех) рабочих дней с даты перехода права собственности на предмет лизинга к Лизингополучателю, а также в течение 10 (Десяти) рабочих дней обеспечить исключение информации о залоге предмета лизинга из реестра уведомлений о залоге движимого имущества (если такая информация ранее была включена в реестр).
В силу пункта 9.2. договора от 11.02.2020 года N 89241 при условии оплаты полной суммы всех платежей, предусмотренных Контрактом, и при условии выплаты выкупной стоимости предмета лизинга в соответствии с Графиком платежей, Лизингополучатель приобретает предмет лизинга в собственность по Акту перехода права собственности на предмет лизинга в последний день срока лизинга.
Кроме порядка, установленного в п. 9.2. Контракта, при условии оплаты Лизингополучателем всех платежей, предусмотренных Контрактом, Стороны по окончании срока лизинга также могут заключить договор купли-продажи предмета лизинга по выкупной стоимости, согласованной Сторонами в таком договоре (пункт 9.5. договора от 11.02.2020 года N 89241).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге) в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
- лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;
- договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о лизинге, под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Как было указано выше, лизингополучатель приобретает предмет лизинга в собственность по акту перехода права собственности на предмет лизинга после оплаты лизингополучателем, предусмотренных договором лизинга суммы платежей.
Пунктом 8.1. договора от 11.02.2020 года N 89241 установлено, что настоящий Контракт считается заключенным с даты его подписания обеими Сторонами, и действует до "31" декабря 2023 года, а в части обязательств Сторон, возникших до указанной даты и не исполненных Сторонами - до полного их исполнения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, государственный или муниципальный контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме.
Таким образом, полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по договору (контракту) включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
С учетом изложенного, договор от 11.02.2020 года N 89241 на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона N 0312300017322000117 сторонами в полном объеме не исполнен (лизингодателем не реализовано право лизингополучателя получить в собственность арендуемое имущество, лизингополучателем не внесена плата в полном объеме и т.д.), что так же подтверждается письмом МУП "Специализированное управление по ремонту и содержанию автомобильных дорог" г. Грозного (вх. N 4754 от 14.12.2022 года).
С учетом изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что представленный участником закупки N 74 (ООО "КМ-Финанс") договор от 11.02.2020 года N 89241 на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона N 0312300017322000117 является не исполненным, что не соответствует требованиям подпункта "в" пункта 4 Постановления N 2571.
В силу пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что комиссия по осуществлению закупок правомерно признала заявку подателя жалобы, не соответствующей требованиям извещения электронного аукциона N 0312300017322000117.
Следовательно, довод подателя жалобы о неправомерном принятии решения о признании заявки ООО "КМ-Финанс" несоответствующей требованиям извещения электронного аукциона N 0312300017322000117 по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0312300017322000117 от 05.12.2022 года является необоснованным.
2. Частью 1 статьи 39 Закона о контрактной системе установлено, что для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).
Согласно части 2 статьи 39 Закона о контрактной системе решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.
Число членов комиссии должно быть не менее чем три человека (часть 3 статьи 39 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 8 статьи 39 Закона о контрактной системе комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии могут участвовать в таком заседании с использованием систем видео-конференц-связи с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте (при необходимости), дате и времени проведения заседания комиссии. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0312300017322000117 от 05.12.2022 года в рассмотрении заявок принимали участие два члена комиссии, следовательно, согласно требованиям части 8 статьи 39 Закона о контрактной системе кворум имеется. Следовательно, жалоба в этой части также признается необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "КМ-Финанс" необоснованной.
Председатель Комиссии |
"..." |
|
|
Члены Комиссии |
"..."
"..." |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 19 декабря 2022 г. N 017/06/105-120/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022