Резолютивная часть решения объявлена 20.12.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 22.12.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "..." - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"..." - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"..." - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей государственного заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - ФКУЗ "Тувинская противочумная станция" Роспотребнадзора, государственный заказчик), а также индивидуального предпринимателя "..." (далее - ИП "..."),
рассмотрев обращение (вх. N 4796 от 14.12.2022 года) ФКУЗ "Тувинская противочумная станция" Роспотребнадзора о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "...", в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 14.06.2022 года N Ф.2022.052, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100005422000052 "Газовые баллоны с газом (цанговые, резьбовые)", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 15.12.2022 года N 302 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312100005422000052.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и ИП "..." были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-100/2022, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - ФКУЗ "Тувинская противочумная станция" Роспотребнадзора в ЕИС 20.05.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312100005422000052 "Газовые баллоны с газом (цанговые, резьбовые)", начальная (максимальная) цена контракта: 125 000,00 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений электронного аукциона N 0312100005422000052 от 31.05.2022 года до окончания срока подачи заявок поступило 3 заявки со следующими ценовыми предложениями:
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором |
Ценовое предложение, поданное участником закупки |
Время подачи ценового предложения |
Вид аукциона |
1 |
111977187 |
75 000,00 руб. |
31.05.2022 09:07:21.051 (по московскому времени) |
понижение |
2 |
111940264 |
75 000,00 руб. |
31.05.2022 09:07:21.096 (по московскому времени) |
понижение |
3 |
111989693 |
99 500,00 руб. |
31.05.2022 09:02:44.483 (по московскому времени) |
понижение |
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0312100005422000052 от 01.06.2022 года заявки участников закупки N 111977187, N 111940264, N 111989693 признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе и извещению электронного аукциона N 0312100005422000052, победителем признан участник закупки N 111977187 (ИП "...").
14.06.2022 года между ФКУЗ "Тувинская противочумная станция" Роспотребнадзора и ИП "..." заключен государственный контракт N Ф.2022.052 на поставку газовых баллонов с газом (цанговых, резьбовых) на сумму 75 000,00 рублей.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 10.4 государственного контракта от 14.06.2022 года N Ф.2022.052 предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, а также в случаях, установленных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у поставщика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 14.06.2022 года N Ф.2022.052 принято 29.11.2022 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС 29.11.2022 года.
Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, является 10.12.2022 года, то есть день следующий за днем по истечении десятидневного срока со дня размещения в ЕИС решения заказчика от 29.11.2022 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 14.06.2022 года N Ф.2022.052 в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
С учетом изложенного следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения от 29.11.2022 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 14.06.2022 года N Ф.2022.052 является невыполнение поставщиком обязательств по поставке баллонов резьбовых в сроки, установленные контрактом.
Пунктом 1.2. контракта от 14.06.2022 года N Ф.2022.052 предусмотрено, что Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по Поставке газовых баллонов с газом (цанговых, резьбовых) для нужд ФКУЗ "Тувинская ПЧС" РПН в 2022 году (далее - Товар) в количестве, ассортименте и в соответствии с характеристиками, указанными в спецификации (Приложение N 1), в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
Согласно приложению N 1 к контракту от 14.06.2022 года N Ф.2022.052 к поставке требуются следующие товары:
- Газовый баллон цанговый всесезонный 220г в количестве 300 шт.;
- Баллон резьбовой Kovea большой KGF-0460 в количестве 100 шт.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта от 14.06.2022 года N Ф.2022.052 поставка Товара осуществляется в течение 15-и календарных дней с момента заключения Контракта.
Согласно счет-фактуре от 24.06.2022 года N 2 поставщик поставил газовые баллоны в количестве 300 шт., полученные заказчиком 28.06.2022 года.
Вместе с тем, баллоны резьбовые в количестве 100 шт. ИП "..." не поставил.
Таким образом, в установленные государственным контрактом от 14.06.2022 года N Ф.2022.052 сроки ИП "..." не выполнило обязательства, предусмотренные контрактом.
29.11.2022 года государственный заказчик принял решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта от 14.06.2022 года N Ф.2022.052.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, поставщик, принимая решение о заключении контракта, должен осознать все связанные с этим риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий, а именно: в силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие не исполнения условий контракта лежит именно на поставщике, поскольку им не предприняты все возможные меры для его исполнения.
При таких обстоятельствах и с учетом того, что государственным заказчиком было предоставлено достаточно времени для исполнения обязательств по контракту, выходящего за пределы срока его исполнения, а со стороны ИП "..." в материалы дела не представлены доказательства принятия исчерпывающих мер по исполнению условий государственного контракта, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что факт неисполнения ИП "..." государственного контракта от 14.06.2022 года N Ф.2022.052 свидетельствует о совершении им недобросовестных действий. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения ФКУЗ "Тувинская противочумная станция" Роспотребнадзора оснований для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "...", предусмотренных пунктом 15 Правил, не установлено.
В свою очередь, доказательства совершения ИП "..." действий (мер), направленных на устранение нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем порядке от исполнения контракта, в материалах дела отсутствуют.
Как отмечалось выше, заказчик направляет в контрольный орган обращение о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как было указано выше, государственным заказчиком - ФКУЗ "Тувинская противочумная станция" Роспотребнадзора 29.11.2022 года принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Указанное решение вступило в законную силу 10.12.2022 года.
В свою очередь обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "..." поступило в адрес Тывинского УФАС России 14.12.2022 года, то есть с нарушением установленного срока на один день, что является нарушением части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении индивидуального предпринимателя "...", в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 14.06.2022 года N Ф.2022.052, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100005422000052 "Газовые баллоны с газом (цанговые, резьбовые), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 1 год 11 месяцев 29 дней.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 настоящего решения, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения данных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
"..."
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III) разделы |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III раздел |
|||
10.12.2022 |
13.12.2022 |
14.12.2022 |
1 |
14.12.2022 |
21.12.2022 |
20.12.2022 |
0 |
23.12.2022 |
22.12.2022 |
0 |
1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 22 декабря 2022 г. N 017/06/104-100/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2022