На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе при заключении Федеральным медико-биологическим агентством (далее - Заказчик) государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на выполнение работ (оказание услуг) по заготовке, хранению, транспортировке и обеспечению безопасности донорской крови и (или) её компонентов (реестровый номер контракта в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 1773452141922000093),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило уведомление от 05.12.2022 N 32-02/05-1/343 (далее - Уведомление) о заключении Заказчиком государственного контракта с ГАУЗ "РЦК МЗ РТ" на выполнение работ (оказание услуг) по заготовке,хранению, транспортировке и обеспечению безопасности донорской крови и (или) её компонентов (далее - Контракт), содержащее признаки нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части правомерности осуществления неконкуретной закупки.
С учетом изложенного, Комиссией в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения внеплановой проверки 13.12.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 21.12.2022.
Комиссией установлено, что Контракт заключен на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в связи с осуществлением ГАУЗ "РЦК МЗ РТ" исключительных полномочий на выполнение работ по заготовке,хранению, транспортировке и обеспечению безопасности донорской крови и (или) её компонентов на территории Республики Татарстан.
На основании части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при условии наличия у поставщика (исполнителя, подрядчика) исключительных полномочий на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг, являющихся предметом закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" медицинские организации государственной системы здравоохранения вправе осуществлять заготовку и хранение донорской крови и (или) ее компонентов.
В соответствии с Контрактом предметом закупки является выполнение работ (оказание услуг) по заготовке, хранению, транспортировке и обеспечению безопасности донорской крови и (или) её компонентов в целях безвозмездного обеспечения медицинских, образовательных и научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти (далее - ФОИВ),а также организаций ФОИВ, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба (далее - Получатели), донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования и поставке донорской крови и (или) ее компонентов Получателям.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 20.09.2022 N 890 "Об утверждении нормативных затрат на выполнение медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Республики Татарстан государственной работы по заготовке, хранению, транспортировке и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов на 2022 год" на территории Республики Татарстан государственные работы по заготовке, хранению, транспортировке и обеспечению безопасности донорской крови и компонентов осуществляют:
- ГАУЗ "РЦК МЗ РТ";
- ГАУЗ "МКДЦ";
- ГАУЗ "РКБ МЗ РТ";
- ГАУЗ "ДРКБ МЗ РТ".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с письмом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 16.12.2022
N 09-01/20518 обеспечение донорской крови и ее компонентов медицинскими организациями, включая медицинские организации федерального уровня подчинения на территории Республики Татарстан, осуществляет только ГАУЗ "РЦК МЗ РТ".
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.4 Устава ГАУЗ "РЦК МЗ РТ" указанное юридическое лицо осуществляет отпуск (реализацию) крови и его компонентов сверх установленного планового задания по ежегодно утверждаемой программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан.
При этом согласно Уставам ГАУЗ "МКДЦ", ГАУЗ "РКБ МЗ РТ",ГАУЗ "ДРКБ МЗ РТ" такие медицинские учреждения не осуществляют указанный вид деятельности.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, выразившиеся в заключении контракта на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия Федерального медико-биологического агентства соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 декабря 2022 г. N П-454/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2022