Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "Росгеология" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Всероссийский начно-исследовательский геологический нефтяной институт" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок ФГБУ "Всероссийский начно-исследовательский геологический нефтяной институт" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по предоставлению во временное владение и пользование комплекта спецтехники и оборудования на объекте "Бурение параметрической скважины Громовская N 2 для переоценки ресурсного потенциала Пайдугинской НГО. Проектная глубина 3200-м" (ФС ГРР) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100135322000088) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) ненадлежащим образом сформировавшего описание объекта закупки извещения о проведении Конкурса (далее - Извещение);
2) ненадлежащим образом сформировавшего проект контракта Извещения.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 24.11.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 014 000 000 руб.;
4) источник финансирования - собственные средства организации;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 20.12.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признано ООО "Удмуртнефтегеофизика" с предложением о цене контракта в размере 1 014 000 000 руб.
1. В соответствии с доводом Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки Извещения.
1.1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки Извещения, поскольку в соответствии с пунктом 2.6 описания объекта закупки Извещения исполнитель по контракту должен выполнить монтаж буровой установки, пусконаладочные и подготовительные работы на объекте. Прием буровой установки производится Заказчиком по результатам монтажа, пусконаладочных работ, пробного пуска в эксплуатацию под нагрузкой и подписанием соответствующего акта, вместе с тем в Извещении не установлено условие и порядок предоставления исполнителю по контракту соответствующей буровой площадки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно Извещению объектом закупки является предоставление во временное владение и пользование комплекта спецтехники и оборудования на объекте "Бурение параметрической скважины Громовская N 2 для переоценки ресурсного потенциала Пайдугинской НГО. Проектная глубина 3200-м" (ФС ГРР).
В соответствии с пунктом 2.6 описания объекта закупки Извещения исполнитель по контракту должен выполнить монтаж буровой установки, пусконаладочные и подготовительные работы на объекте. Прием буровой установки производится Заказчиком по результатам монтажа, пусконаладочных работ, пробного пуска в эксплуатацию под нагрузкой и подписанием соответствующего акта.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении не установлено условие и порядок предоставления исполнителю по контракту соответствующей буровой площадки для исполнения обязательств по контракту.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что подготовка территории объекта закупки, в том числе для завоза и монтажа бурового оборудования и сопутствующих сооружений является предметом исполнения контракта от 11.11.2022 N 0373100135322000068, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке с номером извещения в ЕИС 0373100135322000068.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика ставят возможность подрядчика исполнить обязательства по контракту в зависимость от волеизъявления третьих лиц, что в свою очередь, определено отсутствием в Извещении условия и порядка предоставления исполнителю по контракту соответствующей буровой площадки.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки Извещения, поскольку Заказчиком не представлена информация или документация, позволяющая Заявителю рассчитать объем необходимых горюче-смазочных материалов (ГСМ) и комплектующих запчастей (ЗИП) для поддержания работоспособности имущества на весь период действия контракта.
В соответствии с пунктом 2.8 описания объекта закупки Извещения исполнитель по контракту в течение всего срока действия контракта обязан за свой счет и своими силами производить техническое обслуживание, замену, заправку двигателей буровой установки, спецтехники ГСМ, поддерживать буровую установку, спецтехнику и оборудование в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести все расходы на их содержание.
Пунктом 4.7 проекта контракта Извещения установлено, что исполнитель по контракту обязан в течение всего срока действия контракта за свой счет обеспечивать наличие запаса быстроизнашиваемых узлов и элементов спецтехники и оборудования, наличие комплекта оперативной замены вышедших из строя узлов и элементов.
При этом в соответствии с пунктом 4.8 проекта контракта Извещения исполнитель по контракту обязан в течение всего срока действия контракта за свой счет производить заправку техники ГСМ, поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести все расходы на его содержание (в том числе прохождение ТО и ОСАГО). В случае технической неисправности имущества, требующего долгосрочного ремонта, в течение 3 (трех) рабочих дней, предоставить Заказчику на период ремонта аналогичное имущество.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что информация или документация, позволяющая Заявителю рассчитать объем необходимых горюче-смазочных материалов (ГСМ) и комплектующих запчастей (ЗИП) для поддержания работоспособности имущества на весь период действия контракта не может быть установлена в Извещении, поскольку вышеуказанная информация определяется исходя из технических характеристик оборудования, представленного победителем в результате определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая изложенное, а также изучив Извещение, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки Извещения, поскольку Заказчиком не установлены сведения о составе необходимого для предоставления услуг по обучению персонала буровой бригады Заказчика.
В соответствии с пунктом 2.10 описания объекта закупки Извещения исполнитель по контракту должен обеспечить обучение персонала буровой бригады Заказчика эксплуатации буровой установки и основных узлов и агрегатов.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что для целей обучения работников буровых бригад их численный состав при групповом обучении значения не имеет.
Кроме того, сведения о численном составе буровой бригады не может быть установлена в Извещении, поскольку вышеуказанная информация определяется исходя из технических характеристик оборудования, представленного победителем в результате определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая изложенное, а также изучив Извещение, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки Извещения, поскольку в Извещении не представлены сведения по постройке зимнего технологического проезда (далее - Зимник), необходимого для оказания услуг по контракту.
В соответствии с пунктом 1.1 описания объекта закупки Извещения объектом закупки является предоставление во временное владение и пользование комплекта спецтехники и оборудования.
При этом согласно пункту 2.1 описания объекта закупки Извещения исполнитель по контракту обязан предоставить Заказчику во временное владение и пользование комплект спецтехники и оборудования для выполнения работ на объекте: "Бурение параметрической скважины Громовская N 2 для переоценки ресурсного потенциала Пайдугинской НГО. Проектная глубины 3200-м" в соответствии с требованиями настоящего Технического задания и Приложения N1.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.5 проекта контракта Извещения начало оказания услуг по контракту - I квартал 2023 г.
Также в соответствии с пунктом 4.2 проекта контракта Извещения исполнитель по контракту обязан в течение I-II квартала 2023 года подготовить имущество к передаче, включая монтаж, пусконаладочные работы, пробный пуск в эксплуатацию под нагрузкой.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении не установлено условие о постройке Зимника, кроме того в проекте контракта Извещения отсутствует условие об ответственности Заказчика в случае отсутствия постройки Зимника.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что подготовка территории объекта закупки, в том числе по построению зимника является предметом исполнения контракта от 11.11.2022 N 0373100135322000068, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке с номером извещения в ЕИС 0373100135322000068.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика ставят возможность подрядчика исполнить обязательства по контракту в зависимость от волеизъявления третьих лиц, что в свою очередь, определено отсутствием в Извещении условия и порядка постройки Зимника.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.5 Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки Извещения, поскольку в соответствии с пунктом 2.6 описания объекта закупки Извещения буровая установка считается принятой Заказчиком после подписания соответствующего акта по результатам успешного пробного пуска, вместе с тем в соответствии с пунктом 1.2 проекта контракта Извещения под имуществом понимается все оборудование, передаваемое исполнителем по перечню приложения N 1 к проекту контракта Извещения.
В соответствии с пунктом 1.2 проекта контракта Извещения комплект спецтехники и оборудования указан в приложении N1 к проекту контракта Извещения.
Пунктом 2.2 проекта контракта Извещения установлено, что исчисление платы за временное владение и пользование имуществом начинается с даты передачи имущества по акту приема-передачи и заканчивается подписанием возвратного акта приема-передачи. Форма акта приема-передачи приведена в Приложении N 2 к проекту контракта Извещения.
При этом пунктом 2.6 описания объекта закупки Извещения установлено, что 2.6 исполнитель по контракту должен выполнить монтаж буровой установки, пусконаладочные и подготовительные работы на объекте. Прием буровой установки производится Заказчиком по результатам монтажа, пусконаладочных работ, пробного пуска в эксплуатацию под нагрузкой и подписанием соответствующего акта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что пункты 1.2, 2.2 проекта контракта Извещения и пункт 2.6 описания объекта закупки Извещения не вступают в противоречие, поскольку в соответствии с пунктом 4.3 проекта контракта Извещения исполнитель по контракту обязан в течение 10 календарных дней с момента исполнения обязательств по пункту 4.2 контракта, передать Заказчику комплект спецтехники и оборудования по акту приема-передачи (Приложение N 2), но не позднее окончания II квартала 2023 года.
Учитывая изложенное, а также изучив Извещение, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с доводом Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформирован проект контракта Извещения.
2.1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте контракта Извещения ненадлежащим образом установлен порядок оплаты выполненных работ.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" (далее - Постановление N 19) установлены случаи в которых при заключении контракта указываются формулы цены и максимальное значение цены контракта, а именно: "заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования; заключение контракта на предоставление агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала; заключение контракта на оказание услуг по предоставлению кредита субъектам Российской Федерации и (или) муниципальным образованиям при условии установления в контракте процентной ставки, рассчитываемой как сумма ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации и надбавки, определяемой указанным контрактом; заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, в порядке и на основаниях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 563 "О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; заключение контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин; заключение на срок не менее чем 3 года контракта, в том числе контракта жизненного цикла, предметом которого является поставка, включая поставку по договору лизинга, и (или) сервисное обслуживание, и (или) ремонт железнодорожного подвижного состава, транспортных средств метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автобусов, приводимых в движение исключительно электрическим двигателем и тяговой батареей, заряжаемой исключительно от внешнего источника электроэнергии, при начальной (максимальной) цене таких контрактов 1 млрд. рублей и более".
В соответствии с Извещением объектом закупки является предоставление во временное владение и пользование комплекта спецтехники и оборудования.
Пунктом 2.1 проекта контракта Извещения установлено, в том числе, что цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе и контрактом.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в пунктах 2.4.1 и 2.4.2 проекта контракта Извещения установлены формулы цены и максимальное значение цены контракта.
Вместе с тем объект закупки Извещения не является случаем, предусмотренным Постановлением N 19.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в проекте контракта Извещения формулы цены и максимальное значение цены контракта, нарушают часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформирован проект контракта Извещения, поскольку в проекте контракта Извещения не установлены критерии оценки проведенного пробного запуска имущества и порядок проведения проверки работоспособности объектов.
В соответствии с пунктом 1.4 проекта контракта Извещения передаваемое во временное владение и пользование имущество должно находиться в исправном состоянии, отвечать требованиям, предъявляемым к эксплуатируемому имуществу, используемому в соответствии с конструктивным назначением имущества.
Пунктом 4.5 проекта контракта Извещения установлено, что требования пункта 1.4 контракта об исправном состоянии имущества и о его соответствии предъявляемым требованиям признаются соблюденными при условии удовлетворительных результатов пробного запуска имущества и проверки его работы под нагрузкой.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что удовлетворительным результатом пробного запуска имущества является подтверждение работоспособности бурового оборудования под нагрузкой, а в части сопутствующего имущества - подтверждение его соответствия предъявляемым требованиям.
При этом положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика в установлении в проекте контракта критерий оценки проведенного пробного запуска имущества и порядок проведения проверки работоспособности объектов.
Учитывая изложенное, а также изучив проект контракта Извещения, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Росгеология" обоснованной в части пунктов 1.1, 1.4, 2.1 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 27.12.2022 по делу N 28/06/105-3875/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря 2022 г. N 28/06/105-3875/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022