рассмотрев жалобу ООО "МедикалТек" на действия Заказчика ГУЗ СО
"БАЛАКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" и
Уполномоченного учреждения ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении электронного аукциона N 0860200000822008597 "Поставка комплекса ангиографического с возможностью выполнения эндоваскулярных диагностических и лечебных вмешательств на брахиоцефальных, внутримозговых, коронарных артериях в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями",
УСТАНОВИЛА:
16.12.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "МедикалТек" на действия Заказчика ГУЗ СО "БАЛАКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении электронного аукциона N 0860200000822008597"Поставка комплекса ангиографического с возможностью выполнения эндоваскулярных диагностических и лечебных вмешательств на брахиоцефальных, внутримозговых, коронарных артериях в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком при описании объекта закупки нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители Заявителя, присутствующие при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе поддержали в полном объеме.
Представитель Заказчика и Уполномоченного учреждения, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
13.12.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является Министерство здравоохранения Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 70 000 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка комплекса ангиографического с возможностью выполнения эндоваскулярных диагностических и лечебных вмешательств на брахиоцефальных, внутримозговых, коронарных артериях в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями".
В приложении N1 "Описание объекта закупки" к Извещению установлены функциональные, технические характеристики к поставляемому товару (далееОписание объекта закупки).
Из жалобы Заявителя следует, что в нарушение п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в описании объекта закупки установлены уникальные и безальтернативные характеристики товара, значения показателей которых характерны только оборудованию (товару) единственного производителя Philips Azurion 7.
По мнению Заявителя под установленные Заказчиком в описании объекта закупки характеристики товара не подходит оборудование производителя Siemens модель Artis Q, а именно:
по п. 2.7 Описания объекта закупки "Флюроскопическое покрытие пациента,
см не менее 195" у модели Artis Q данный параметр "188";
по п. 5.2 Описания объекта закупки "Максимальная мощность рентгеновского излучателя при работе на фокусе минимального размера, кВт не менее 30" у модели Artis Q данный параметр "26"; по п.5.6 Описания объекта закупки "Наличие технология сеточного управления импульсной рентгеноскопией" у модели Artis Q данная характеристика отсутствует;
по п.6.8.3 Описания объекта закупки "Количество дополнительных
жидкокристаллических мониторов на подвеске в операционной, шт. не менее 2" у модели Artis Q количество дополнительных жидкокристаллических мониторов на подвеске в операционной 1 шт.; по п.8.3 Описания объекта закупки "Объем памяти жесткого диска, Тбайт не
менее 1" у модели Artis Q данный параметр "0,3"; по п.8.5 Описания объекта закупки "Размер диагонали мониторов, дюймов не
менее 24" у модели Artis Q данный параметр "19"; по п. 8.6 Описания объекта закупки "Число отображаемых пикселей, шт. не
менее 1920 х 1080" у модели Artis Q данный параметр "1280х1024"; по п. 10.3 "Комплект шприцев одноразового использования, шт. не менее
100" у модели Artis Q данный параметр "50"; по п. 10.20 Описания объекта закупки "Держатель для датчиков непрерывного измерения инвазивного давления, шт. не менее 4" у модели Artis Q данный параметр "1"; по п. 10.22.1 Описания объекта закупки "Матрац пациента, шт. не менее 2" у модели Artis Q данный параметр "1".
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки сформировано исходя из потребности медицинского учреждения в приобретении оборудования с установленными характеристиками. Характеристики медицинского оборудования были утверждены с учетом особых нужд медицинских учреждений, а также высокой социальной важности деятельности учреждения.
Так по п. 2.7 Описания объекта закупки характеристика "Флюроскопическое покрытие пациента, см не менее 195" обоснована необходимостью проведения процедуры ангиографии максимально без перемещения пациента в статичном режиме в целях исключения перфорации сосудов, в т.ч. коронарных.
По п. 5.2 Описания объекта закупки установленная характеристика "Максимальная мощность рентгеновского излучателя при работе на фокусе минимального размера, кВт не менее 30" обусловлена необходимостью проведения точных снимков, в т.ч. и у "тучных" пациентов с высокой массой тела в целях исключения осложнений во время проведения процедуры. При высокой мощности рентгеновского излучателя уменьшается время экспозиции, снижается суммарная дозовая нагрузка на пациента и медицинский персонал.
Установленный в п.5.6 Описания объекта закупки параметр "Технология сеточного управления импульсной рентгеноскопией" применяется с целью повышения качества диагностики и уменьшения лучевой нагрузки на пациента, который основан на использовании импульсов излучения с различной частотой интервалов между ними вместо непрерывного излучения. При импульсной рентгеноскопии с сеточным контролем используется принцип "заполнения промежутка", когда информация об изображении, полученная с последнего импульса, заносится в память и выводится на экран до появления другого импульса, что создает впечатление непрерывного изображения даже при низкой частоте импульсов. В рентгеновской трубке этой системы включение и выключение излучения происходит непосредственно на источнике. Облако электронов прерывается специальной расположенной между катодом и анодом сеткой, которая действует как барьер. При управляемой по сетке рентгеноскопии импульсы генерируются рентгеновской трубкой с сеточным контролем. Сетка, расположенная между катодом и анодом, пропускает облако электронов без затрат времени на разгон и затухание. Это дает резко очерченные, прямоугольные рентгеновские импульсы с гомогенным качеством излучения, что снижает лучевую нагрузку на пациента и медицинский персонал.
По п.6.8.3 Описания объекта закупки "Количество дополнительных жидкокристаллических мониторов на подвеске в операционной, шт. не менее 2" данный параметр позволяет врачу сосудистому - хирургу видеть на одном мониторе сосудистую картинку, а на втором мониторе параметры, необходимые для проведения процедуры ангиографии, без переключений, в режиме реального времени. Ввиду того, что манипуляция производится " вслепую", т.е. только под контролем аппаратуры, необходима четкая визуализация процесса без отвлечений от сосудистого рисунка во избежание осложнений, в т.ч. перфораций и массированных кровотечений.
По п.8.3 Описания объекта закупки "Объем памяти жесткого диска, Тбайт не менее 1" - данный параметр позволяет сохранять достаточный объем снимков и сопутствующей информации непосредственно в операционной, без необходимости переброски на другие носители, в целях экономии времени и проведения большего количества манипуляций в смену.
По п.8.5 Описания объекта закупки "Размер диагонали мониторов, дюймов не менее 24" - данный параметр улучшает визуализацию картинки, укрупняет размер сосудистого рисунка, что позволяет более четко видеть не только крупные сосуды, но и мелкую сосудистую сеть, во избежание осложнений, в т.ч. перфораций и массированных кровотечений.
По п. 8.6 Описания объекта закупки "Число отображаемых пикселей, шт. не менее 1920 х 1080" - данный параметр улучшает визуализацию картинки, делает снимки более четкими без "размывания", позволяет более четко видеть не только крупные сосуды, но и мелкую сосудистую сеть, во избежание осложнений, в т.ч. перфораций и массированных кровотечений.
По п. 10.3 Описания объекта закупки "Комплект шприцев одноразового использования, шт. не менее 100" - количество шприцев обусловлено необходимостью введения аппарата в эксплуатацию и работы операционной на первом этапе.
По п. 10.20 Описания объекта закупки "Держатель для датчиков непрерывного измерения инвазивного давления, шт. не менее 4" - данный параметр обусловлен улучшением контроля за инвазивным давлением с разных "точек" пациента, исключением осложнений в виде тромбозов и эмболий, поскольку манипуляция проводится "вслепую", а также с целью контроля кровотока на разных участках тела пациента.
По п. 10.22.1 Описания объекта закупки "Матрац пациента, шт. не менее 2 - данный параметр обусловлен санитарно - эпидемиологическими требованиями к операционным, а также с целью сокращения времени между манипуляциями и проведения большего количества манипуляций в смену".
Кроме того, Заказчик пояснил, что при изучении рынка были рассмотрены 2 модели разных производителей, удовлетворяющие потребностям Заказчика и соответствующие требованиям национального проекта "Здравоохранение" программе "Борьба с сердечно - сосудистыми заболеваниям", а именно Комплекс ангиографический "Azurion 7 F20", производства "Филипс Медикал Системс Нидерланд Б.В.", Нидерланды и
Комплекс ангиографический "Artis Q.Zen" Сименс Хелскэа ГмбХ, Германия. На каждую из моделей были получены ответы, а именно от ООО "Филипс" (исх.N95566 от 24.11.2022 года), от ООО "Торговый дом "Пульс", являющегося официальным дистрибьютором SIEMENS Healthineers в РФ (исх.N755 от 24.11.2022).
В рамках перерыва Саратовским УФАС России направлен запрос ООО "Сименс Здравоохранение" о соответствии установленных Заказчиком в описании объекта закупки характеристик товара системе ангиографической Siemens Somatom go.Top, а также представить техническую документацию в подтверждения направленного ответа.
ООО "Сименс Здравоохранение" в ответе на запрос (исх. от 23.12.2022 N202) сообщило, что техническим требованиям не соответствует ни одна ангиографическая система, реализуемая ООО "Сименс Здравоохранение".
Между тем, представленный ответ ООО "Сименс Здравоохранение" не являться основанием для констатации наличия допущенных Заказчиком нарушений законодательства о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
Сам по себе тот факт, что потребностям заказчика удовлетворяет товар одного производителя не свидетельствует о совершении таким заказчиком действий, направленных на ограничение конкуренции.
Соотношение спроса и предложения на какой-либо товар является элементом рыночной экономики и конкуренции как таковой, при этом отсутствие в должном объеме рыночного предложения соответствующего товара, необходимого потенциальному покупателю, не может возлагать на такого покупателя необоснованную обязанность по корректировке своей потребности в товаре с определенными свойствами.
Неспособность потенциального продавца предложить необходимый покупателю товар по конкурентоспособной цене не может использоваться в качестве легализующего предлога для понуждения покупателя к приобретению товара, не отвечающего его потребностям и в качестве механизма обхода конкурентной борьбы между участниками рыночных отношений в плане ценообразования на продукцию схожих типов.
Предметом закупки (поставка комплекса ангиографического с возможностью выполнения эндоваскулярных диагностических и лечебных вмешательств на брахиоцефальных, внутримозговых, коронарных артериях в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями) является специфическая продукция медицинского назначения, предъявленные характеристики к медицинскому оборудованию являлись необходимыми и значимыми с учетом особых нужд и социальной значимости медицинского учреждения, положения Извещения не содержали ссылок на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, промышленных образцов, наименования места происхождения товара и производителя товара, что свидетельствует о соблюдении заказчиком требований законодательства в сфере закупок и об отсутствии нарушения положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Аналогичная позиция отражена в решении Арбитражного суда кассационной инстанции по делу N А57-15349/2020
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Заявителем не предоставлено каких-либо доказательств, относительно невозможности закупить товар необходимый заказчику.
Отсутствие у Заявителя возможности поставить товар, соответствующий потребности Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав данного участника закупки.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
При этом Заявитель не представил доказательств того, что при описании объекта закупки установлены избыточные характеристики, которые нарушают права и законные интересы участников аукциона.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "МедикалТек" на действия Заказчика ГУЗ СО
"БАЛАКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" и
Уполномоченного учреждения ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении электронного аукциона N 0860200000822008597 "Поставка комплекса ангиографического с возможностью выполнения эндоваскулярных диагностических и лечебных вмешательств на брахиоцефальных, внутримозговых, коронарных артериях в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 23 декабря 2022 г. N 064/06/33-1224/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2022