рассмотрев жалобу ООО "Медикал-Сервис" на действия Заказчиков ГУЗ СО "ВОЛЬСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ СО "БАЛАКОВСКАЯ РАЙОННАЯ ПОЛИКЛИНИКА", ГУЗ СО "САМОЙЛОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ СО "МАРКСОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ СО "АЛЕКСАНДРОВОГАЙСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА ИМЕНИ В.П. ДУРНОВА", ГУЗ СО "ФЕДОРОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", "КРАСНОАРМЕЙСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ СО "ЛЫСОГОРСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ СО "ТАТИЩЕВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (далее- Заказчики) и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении электронного аукциона N
0860200000822008635 "Ультразвуковой сканер с наличием конвексного датчика на 3,5 МГц и влагалищного датчика на 5 МГц",
УСТАНОВИЛА:
21.12.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "МедикалСервис" (далее- Зяавитель) на действия Заказчиков и Уполномоченного учреждения
ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении электронного аукциона N 0860200000822008635 "Ультразвуковой сканер с наличием конвексного датчика на 3,5 МГц и влагалищного датчика на 5 МГц" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком при описании объекта закупки нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя, присутствующий при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
15.12.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчикам по данному Аукциону являются ГУЗ СО "ВОЛЬСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ СО "БАЛАКОВСКАЯ РАЙОННАЯ ПОЛИКЛИНИКА", ГУЗ СО "САМОЙЛОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ СО "МАРКСОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ СО "АЛЕКСАНДРОВОГАЙСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА ИМЕНИ В.П. ДУРНОВА", ГУЗ СО "ФЕДОРОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ СО "КРАСНОАРМЕЙСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ СО "ЛЫСОГОРСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ СО "ТАТИЩЕВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 38 900 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка комплекса ангиографического с возможностью выполнения эндоваскулярных диагностических и лечебных вмешательств на брахиоцефальных, внутримозговых, коронарных артериях в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями".
В приложении N1 "Описание объекта закупки" к Извещению установлены функциональные, технические характеристики к поставляемому товару (далееОписание объекта закупки).
Из жалобы Заявителя следует, что в нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в описании объекта закупки установлены характеристики товара, которым соответствует ультразвуковой сканер только одного производителя MINDRAY, а именно по таким характеристикам как: п 1.3.3.4"Максимальный угол сканирования, градусов не менее 90"; п. 1.3.6. "Максимальный угол сканирования, градусов не менее 180"; п. 2.1.4.1 "Число парциальных кадров, используемых для компаундирования, штук не менее 4"; п. 3.15 "Максимальная частота кадров в режиме цветового доплера, к/с не менее 214"; п. 4.1.6 "Диапазон значений измерительного объема в режиме импульсно-волнового допплера PW, мм не менее от 0,5 до 20,0"; п. 4.3.1 "Кинопетля, количество кадров не менее 10 200"; п. 5.2.2 "Сенсорная ЖК-панель, с диагональю, дюймов не менее 13,3"; п. 5.2.2.2 "Разрешение изображения, выводимого на экран панели не менее 1920х1080".
Кроме того, Заказчиком в нарушение п. 7.2 ГОСТ Р 56327-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Ультразвуковые аппараты экспертного класса. Технические требования для государственных закупок (далее- ГОСТ Р 56327-2014) не дано обоснование с позиции проведения необходимых исследований в соответствии с профилем ЛПУ.
Согласно Описанию объекта закупки, Заказчиком установлены технические характеристики в соответствии с ГОСТ Р 56331-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Изделия медицинские ультразвуковые диагностические. Технические требования для государственных закупок" (далее- ГОСТ Р 56331-2014).
Согласно п. 7.2 ГОСТ Р 56331-2014 возможно включение дополнительных требований, обоснованных заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем ЛПУ.
В п.1.3.3.4 Описания объекта закупки по характеристике "Максимальный угол сканирования, градусов не менее 90" Заказчиком дано обоснование установления данного параметра, а именно широкий угол сканирования характеризует поле обзора датчика, широкое поле обзора позволяет увидеть протяженные органы и структуры и провести измерения без использования опции панорамного сканирования, что улучшает качество и возможности диагностики.
Согласно пояснениям Заказчика, широкий угол обзора необходим для сканирования правой доли печени без дополнительных опций и получения изображения правой доли полностью.
В п. 1.3.6.4 Описания объекта закупки по характеристике "Максимальный угол сканирования, градусов не менее 180" Заказчиком дано обоснование установления данного параметра, а именно широкий угол сканирования характеризует поле обзора датчика, широкое поле обзора позволяет увидеть протяженные органы и структуры и провести измерения без использования опции панорамного сканирования, что улучшает качество и возможности диагностики.
Согласно пояснениям Заказчика, данный параметр установлен в связи с проведением исследований урологических, таких как простата, широкий угол позволяет получить достоверную картину предстательной железы у мужского населения без использования специализированного датчика.
В п. 2.1.4.1 Описания объекта закупки по характеристике "Число парциальных кадров, используемых для компаундирования, штук не менее 4" Заказчиком дано обоснование установления данного параметра, а именно данный параметр характеризует качество многолучевого сканирования, чем больше кадров, тем выше пространственное разрешение и меньше акустических теней.
Согласно пояснениям Заказчика, данный параметр необходим для всех
видов исследований и получения качественных изображений без акустических теней.
В п. 3.15 Описания объекта закупки по характеристике "Максимальная частота кадров в режиме цветового доплера, к/с не менее 214" Заказчиком дано обоснование установления данного параметра, а именно для обеспечения хорошего временного разрешения, что очень важно, особенно при эхокардиографических исследованиях.
Согласно пояснениям Заказчика, данный параметр необходим для улучшения проникновения для большей чувствительности и разрешения ЦДК, при исследования больших областей, таких как крупные новообразования.
В п. 4.1.6 Описания объекта закупки характеристика "Диапазон значений измерительного объема в режиме импульсно-волнового допплера PW, мм не менее от 0,5 до 20,0" установлена в соответствии с п.6.4.1.2 ГОСТ Р 56331-2014 для качественного изображения при кардиологических исследованиях.
Согласно п.6.4.1.2 ГОСТ Р 56331-2014 основной технической характеристикой, указываемой в техническом задании, является диапазон значений измерительного объема в режиме импульсно-волнового допплера PW, мм.
В п. 4.3.1 Описания объекта закупки характеристика "Кинопетля, количество кадров не менее 10 200" установлена в соответствии п.6.4.3.1 ГОСТ Р 56331-2014.
Согласно п.6.4.3.1 ГОСТ Р 56331-2014 основной технической характеристикой, указываемой в техническом задании, является кинопетля, количество кадров, не менее.
В п. 5.2.2 Описания объекта закупки по характеристике "Сенсорная ЖКпанель, с диагональю, дюймов не менее 13,3" Заказчиком дано обоснование установления данного параметра, а именно для более точного описания панели управления и ее функциональных возможностей, оптимизирующих процесс работы с оборудованием.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что на основании п. 7.2 ГОСТ Р 56331-2014 и специфики деятельности Заказчиков в описание объекта закупки включены значимые для Заказчика спорные характеристики с обоснованием их установления.
При этом извещение об осуществлении закупки содержит обоснование показателей, требований, условных обозначений, отсутствующих в ГОСТ 563312014. Все характеристики, включенные в описание объекта закупки, являются обоснованными необходимостью проведения исследований в соответствии с профилем ЛПУ Заказчиков.
Исходя из вышеизложенного, действия Заказчика не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что в Извещении установлено ограничение допуска согласно Постановлению Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и условия допуска на основании приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом под требуемый Заказчику класс аппарата и функционал в едином реестре российской радиоэлектронной продукции имеется "Система ультразвуковая диагностическая медицинская "РуСкан 60" по ТУ 26.60.12-002-98204792-2017 с принадлежностями" (РЭ-7309/22), но Заказчик установил требования, под которые не проходит ни один российский аппарат.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что Заказчиками было проведено исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации с целью выявления на рынке идентичного или однородного товара. В результате анализа информации получены коммерческие предложения от 3-х поставщиков закупаемого оборудования, соответствующие описанию объекта закупки, а также выявлено соответствие требуемым техническим характеристикам аппаратов двух разных производителей ООО "ЕЛС-МЕД" Россия и "Шеньчжень Майндрей Био-Медикал Электроникс Ко., Лтд" Китай (уполномоченный (официальный) представитель компании ООО "Миндрей Медикал РУС").
Коммерческие предложения предоставлены на аппарат "Система ультразвуковая диагностическая DC с принадлежностями, вариант исполнения DC60 EXP" регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7107 от 17.03.2021 и на аппарат "Система ультразвуковая диагностическая медицинская "ЕЛС-МЕД", вариант исполнения ЕЛС-500" регистрационное удостоверение N РЗН 2021/14456 от 02.03.2022.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представителя Заявителя, пояснил, что руководствуясь размещенной на сайте Росздравнадзора руководством по эксплуатации на медицинское изделие "Система ультразвуковая диагностическая медицинская "ЕЛС-МЕД" по ТУ 26.60-002-39346393-2019", вариант исполнения ЕЛС-500 (далее- аппарат ЕЛС-500), аппарат ЕЛС-500 не соответствует установленным Заказчиком в описании объекта закупки характеристикам, в частности: в описании объекта закупки установлено требование к датчику ультразвуковой конвексный, тип: C2-6R65 Максимальный угол сканирования, градусов не менее 90" у аппарата ЕЛС-500 угловой размер сектора от 60 до 70 от 60 до 70 сканирования, град; диапазон рабочих частот датчика не менее от 2,0 до 5,5 МГц у аппарата ЕЛС-500 рабочая частота датчика от 4.0 до 9.0 МГц от 4.0 до 9.0 МГц.
В соответствии с ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закон об основах охраны здоровья граждан на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Действие данных требований может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза.
Указанный Порядок определен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Постановление Правительства N1416).
Согласно пункта 4 Постановления Правительства N 1416 техническая документация производителя (изготовителя) - документы, регламентирующие конструкцию медицинского изделия, устанавливающие технические требования и содержащие данные для его разработки, производства, применения, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, утилизации или уничтожения; эксплуатационная документация производителя (изготовителя) - документы, предназначенные для ознакомления потребителя с конструкцией медицинского изделия, регламентирующие условия и правила эксплуатации (использование по назначению, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и транспортировка), гарантированные производителем (изготовителем) значения основных параметров, характеристик (свойств) медицинского изделия, гарантийные обязательства, а также сведения о его утилизации или уничтожении.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства N 1416 для государственной регистрации медицинского изделия разработчик, производитель (изготовитель) медицинского изделия или уполномоченный представитель производителя (изготовителя) (далее - заявитель) представляет либо направляет в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации медицинского изделия, а также документы, указанные в пункте 10 Постановления Правительства N 1416.
В пункте 10 Постановления Правительства N 1416 установлено, что для государственной регистрации медицинского изделия представляются в том числе следующие документы: сведения о нормативной документации на медицинское изделие; техническая документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие; эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие, в том числе инструкция по применению или руководство по эксплуатации медицинского изделия.
На основании комплексного толкования указанных выше норм права законодательство разделяет понятия технической (технические условия) и эксплуатационной (инструкции по применению и руководство по эксплуатации) документации, а часть 3 статьи 38 Закона об основах охраны о здоровья граждан прямо указывает на необходимость совместного применения данных документов. Аналогичный вывод содержится в постановлении Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу А32-1564/2019.
Таким образом, не только руководство по эксплуатации на медицинское изделие "Система ультразвуковая диагностическая медицинская "ЕЛС-МЕД" по ТУ 26.60-002-39346393-2019", а также технические условия 26.60-002-39346393-2019 являются документами, регламентирующими возможности изготовления изделия, его исполнения, комплектацию, характеристики.
Стоит отметить, что на сайте Росздравнадзора https://roszdravnadzor.gov.ru размещено руководство по эксплуатации на медицинское изделие "Система ультразвуковая диагностическая медицинская "ЕЛС-МЕД" по ТУ 26.60-00239346393-2019" от 20.11.2020, при этом регистрационное удостоверение N РЗН 2021/14456 на данное медицинское изделие выдано 02.03.2022.
Кроме того, согласно письму Росздравнадзора от 14.03.2022 N04-13727/22 по вопросу представления детализированных сведений в отношении технических свойств медицинского изделия следует обращаться к производителю или его уполномоченному представителю на территории РФ.
Исходя из вышеизложенного, размещенное на сайте Росздравнадзора https://roszdravnadzor.gov.ru руководство по эксплуатации однозначно не свидетельствует о том, что производитель не сможет изготовить и поставить изделие с установленными в Описании объекта закупки техническими характеристиками.
Кроме того, руководство по эксплуатации не являться основанием для констатации наличия допущенных Заказчиком нарушений законодательства о контрактной системе.
Также на участие в аукционе поступила заявка участника закупки, в которой было указано об одновременном предоставлении Заказчикам оборудования двух производителей "Шэньчжэнь Майндрей Био-Медикал Электроникс Ко., Лтд.", ООО "ЕЛС-МЕД".
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
Сам по себе тот факт, что потребностям заказчика удовлетворяет товар одного производителя не свидетельствует о совершении таким заказчиком действий, направленных на ограничение конкуренции.
Соотношение спроса и предложения на какой-либо товар является элементом рыночной экономики и конкуренции как таковой, при этом отсутствие в должном объеме рыночного предложения соответствующего товара, необходимого потенциальному покупателю, не может возлагать на такого покупателя необоснованную обязанность по корректировке своей потребности в товаре с определенными свойствами.
Неспособность потенциального продавца предложить необходимый покупателю товар по конкурентоспособной цене не может использоваться в качестве легализующего предлога для понуждения покупателя к приобретению товара, не отвечающего его потребностям и в качестве механизма обхода конкурентной борьбы между участниками рыночных отношений в плане ценообразования на продукцию схожих типов.
Предметом закупки является специфическая продукция медицинского назначения, предъявленные характеристики к медицинскому оборудованию являлись необходимыми и значимыми с учетом особых нужд и социальной значимости медицинского учреждения, положения Извещения не содержали ссылок на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, промышленных образцов, наименования места происхождения товара и производителя товара, что свидетельствует о соблюдении заказчиком требований законодательства в сфере закупок и об отсутствии нарушения положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Аналогичная позиция отражена в решении суда кассационной инстанции по делу А57-15349/2020.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Заявителем не предоставлено каких-либо доказательств, относительно невозможности закупить товар необходимый заказчику.
Отсутствие у Заявителя возможности поставить товар, соответствующий потребности Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав данного участника закупки.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
При этом Заявитель не представил доказательств того, что при описании объекта закупки установлены избыточные характеристики, которые нарушают права и законные интересы участников аукциона.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Медикал-Сервис" на действия Заказчиков ГУЗ СО "ВОЛЬСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ СО "БАЛАКОВСКАЯ РАЙОННАЯ ПОЛИКЛИНИКА", ГУЗ СО "САМОЙЛОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ СО "МАРКСОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ СО "АЛЕКСАНДРОВОГАЙСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА ИМЕНИ В.П. ДУРНОВА", ГУЗ СО
"ФЕДОРОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", "КРАСНОАРМЕЙСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ СО "ЛЫСОГОРСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ СО "ТАТИЩЕВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении электронного аукциона N 0860200000822008635 "Ультразвуковой сканер с наличием конвексного датчика на 3,5 МГц и влагалищного датчика на 5 МГц" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 26 декабря 2022 г. N 064/06/33-1215/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022