Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Алиева В.А. - руководителя управления;
членов комиссии:
Лукьяненка К.К. - специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности;
Истоминой З.С. - специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности,
рассмотрев информацию ((вх.N10074-ЭП/22 от 20.12.2022), направленную в Томское УФАС России Администрация Асиновского городского поселения (далее - Заказчик) для рассмотрения вопроса о включении сведений в отношении Ежовой Яны Александровны (далее - Продавец, Участник закупки), победителе закупки в форме электронного аукциона "Приобретение жилого помещения в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в рамках исполнения решения Асиновского городского суда" (извещение N 0865300002422000118) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, с целью включения сведений о нём в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков (исполнителей) (далее - Реестр), Заказчик и Участник закупки, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела явку не обеспечили, представителя не направили,
УСТАНОВИЛА:
20.12.2022 Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Участнике закупки для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее:
08.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещены извещение и документация об электронном аукционе Приобретение жилого помещения в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в рамках исполнения решения Асиновского городского суда" (извещение N 0865300002422000118) с начальной (максимальной) ценой 1 751 341,90 руб.
Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
29.11.2022 Заказчик и Участник закупки заключили государственный контракт N Ф.2022.51 (далее - Контракт) с ценой Контракта 1 751 341,90 руб.
Согласно пункту 1.1 Контракта, Продавец обязуется передать Заказчику недвижимое имущество (далее - объект недвижимости), характеристики которых определены Контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить объект недвижимости, в порядке, установленном в Контракте.
В силу пункта 1.2. Контракта, характеристики объекта недвижимости:
вид объекта недвижимости: помещение жилое;
адрес (местоположение) объекта недвижимости: 636843, Томская область, г. Асино, ул. им. Чернышевского, д. 13, кв. 41;
В соответствии с технической документацией, выданной организацией, осуществляющей технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, указанное жилое помещение расположено на 3 этаже, состоит из 1 комнаты общей площадью -30,9 м2, с кадастровым номером 70:17:0000015:4327.
иные характеристики объекта недвижимости согласно приложению к Контракту.
Наименование страны происхождения: Российская Федерация
Пунктом 10.1. Контракта, установлено, что Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС подписанного Заказчиком Контракта и прекращает свое действие 30.10.2022 г., но не ранее исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Контракта, Заказчик вправе требовать от Продавца надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта.
Согласно пункту 3.4.2. Контракта, Продавец обязан в течение 3 (трех) дней с даты заключения Контракта передать Заказчику объект недвижимости с соблюдением следующих условий:
объект недвижимости находится в пригодном к использованию санитарно-техническом состоянии, не требует текущего и капитального ремонта, не признан непригодным для проживания, а многоквартирный дом не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
объект недвижимости никому не продан, не заложен в качестве обеспечения исполнения обязательства, не обещан в дар, в споре и под запрещением (арестом) не состоит, свободен от любых обязательств, прав удержания за долги, от любых притязаний и прав третьих лиц, не обременен правом пожизненного пользования, правом найма, не обременен никакими из подлежащих государственной регистрации правами третьих лиц, а также правом безвозмездного пользования
В силу пункта 3.2.1 Контракта, Заказчик обязан обеспечить приемку объекта недвижимости и оплатить объект недвижимости при отсутствии у него замечаний по соответствию объекта недвижимости условиями Контракта.
30.11.2022 при приемке объекта недвижимости Заказчиком был составлен Акт визуального обследования помещения, в котором было установлено, что Продавец предоставил недостоверные сведения о характеристиках объекта недвижимости. Так, приемочной комиссией было установлено следующее:
1. В спецификации к муниципальному контракту указан вид кухни как изолированное помещение. При приемке жилого помещения комиссией было установлено, что жилое помещение не содержит изолированной кухни, что не соответствует заявленной спецификации.
2. Блок входной двери с внутренней стороны обработан строительной монтажной пеной без удаления лишнего слоя.
3. В санитарном узле стены окрашены водоэмульсионными составами неоднородным слоем. Выявлено наличие пятен на стенах. Наличие ржавчины в унитазе. Крышка унитаза не закреплена надлежащим образом.
4. В жилой комнате выявлены многочисленные пятна на потолке. Имеются следы протекания.
5. В коридоре половое покрытие частично повреждено. Обнаружены следы неизвестного происхождения, которые нарушают целостность полового покрытия.
6. В жилой комнате выявлены многочисленные пятна на стенах.
В результате приемки комиссией было вынесено заключение о том, что объект недвижимости не соответствует представленному техническому заданию.
Ежова Я.А. в своих пояснения указала, что в следствие невнимательности и последствий операции по коррекции зрения обоих глаз была предоставлена информация, не соответствующая действительности и предъявляемым требованиям Контракта к объекту недвижимости.
Факт проведения операции по коррекции зрения обоих глаз подтверждается чеками об оплате и выпиской об осмотре от 14.11.2022.
Таким образом, Продавцом был передан объект недвижимости, не соответвующий требованиям Контракта.
В силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), являющихся приложением к Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
1. Нарушения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, в действиях Заказчика в ходе заседания Комиссии не установлены. Требования к порядку и принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику и размещению в единой информационной системе Заказчиком соблюдены;
2. Факты существенного нарушения Поставщиком условий контракта находят свое подтверждение. Указанные факты отражены Заказчиком в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и не оспариваются Обществом.
3. Поставщиком не предоставлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Управление отмечает, что, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, Общество становится участником данной закупки и несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям законодательства, в том числе, приведших к невозможности исполнения обязательств по контракту.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию по существу государственных, публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из данного конкретного контракта. Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.
Как следует из пункта 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года), необоснованный отказ антимонопольного органа во включении указанных участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных в Постановлении от 24 июня 2009 года N 11-П, следует, что в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 7.1. Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения контракта в соответствии с частями 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Основанием для одностороннего отказа от исполнения Заказчиком Контракта является: нарушение Продавцом условий, предусмотренных пунктом 3.4.2 Контракта (существенное нарушение условий Контракта), за исключением случая, когда Продавец устранит несоответствия и (или) недостатки и приведет объект недвижимости в состояние пригодности к немедленному использованию в срок, установленный Заказчиком;
а также иные основания в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
30.11.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе.
В силу части 12.1. статьи 95 Закона о Контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель)
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.12.2022 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно сведениям из ЕИС указанное решение было получено Участником закупки 05.12.2022.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.12.2022 - дата вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
20.12.2022 Заказчиком в Томское УФАС России направлена информация (вх. 10074-ЭП от 14.12.2022) для рассмотрения вопроса о включении сведений об Участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта.
Сроки направления информации об Обществе в Томское УФАС России, установленные частью 16 статьи 95 Закона 44-ФЗ, Заказчиком не нарушены.
Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ определено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из содержания одностороннего отказа следует, что основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке явилась передача объекта недвижимости, предусмотренного Контрактом, с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.
На заседании Комиссии Заказчик предоставил Акт визуального обследования помещения от 30.11.2022 в котором было установлено, что Продавец предоставил недостоверные сведения о характеристиках объекта недвижимости.
Таким образом, существенное нарушение условий Контракта Заказчиком обосновано.
Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу о необходимости включения сведений об Ежовой Я.А. (ИНН 700203692170) в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения об Ежовой Я.А. (636841, обл. Томская, г. Асино, р-н. Асиновский, ул. им Чернышевского, д.13, кв.41, ИНН 700203692170) в реестр недобросовестных поставщиков включить сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об Ежовой Я.А. в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
16.12.2022 |
20.12.2022 |
20.12.2022 |
0 |
21.12.2022 |
27.12.2022 |
26.12.2022 |
0 |
29.12.2022 |
28.12.2022 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии |
|
|
В.А. Алиев |
Члены Комиссии: |
|
|
К.К.Лукьяненок
З.С. Истомина |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 26 декабря 2022 г. N 070/10/104-982/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022