Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик, Покупатель): по доверенности,
ООО "РМ Центр" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32358-ЭП/22 от 15.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку картриджей и оптических блоков (извещение N 0372100048822000063),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.02.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку картриджей и оптических блоков (извещение N 0372100048822000063) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 618 710,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.03.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "РМ Центр".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РМ Центр" заключен государственный контракт N 0372100048822000063 от 17.03.2022 на сумму 4 618 710,00 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Поставщик обязался поставить картриджи и оптические блоки (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.3 Контракта предусмотрено его расторжение по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 29.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РМ Центр" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта поставка товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки товара (период поставки) составляет 5 (пять) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки товара начинает течь со следующего после даты получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара рабочего дня и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки. Покупатель вправе направить заявку на поставку Товара по 01.10.2022.
Заявка на поставку Товара от 07.11.2022 N ИС-10.7-06/7725 направлена в адрес Поставщика и получена последним 07.11.2022. Срок исполнения обязательств Поставщика истек 14.11.2022.
Поставщик нарушил условие, содержащееся в п. 3.1 Контракта, поскольку не представил Покупателю Товар в количестве и ассортименте, определенных заявкой на поставку товара, в вышеуказанный срок.
Вместе с тем по состоянию на 29.11.2022 Поставщик не исполнил обязательства по поставке Товара в количестве и ассортименте, предусмотренными Контрактом. Указанные нарушения свидетельствуют о недобросовестном поведении Поставщика и совершении им умышленных действий в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 29.11.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.12.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "РМ Центр" устранены не были.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "РМ Центр" пояснил следующее.
Для принятия участия в Аукционе ООО "РМ Центр" проводит анализ возможности поставки товара в установленный в документации срок поставки товара. Подавая заявку на участие в Аукционе, Поставщик забронировал необходимый к поставке товар на срок до 10.10.2022.
Позицией N 11 Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) предусмотрена поставка Картриджей BLOSSOM B235000 для МФУ Lexmark MB2338adw в количестве 150 шт.
По заявкам Заказчика Поставщик поставил товар на сумму 2 128 441 руб., в том числе по позиции N 11 Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) Поставщик поставил Картриджи BLOSSOM B235000 для МФУ Lexmark MB2338adw в количестве 100 шт.
07.11.2022 Заказчик направил Поставщику заявку N ИС-10.7-06/7725 на сумму 2 334 560 рублей.
В связи с тем, что заявка была направлена после истечения установленного Контрактом срока направления Заказчиком заявки, то Поставщик не имел возможности поставить товар по позиции N 11 Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) Картридж BLOSSOM B235000 для МФУ Lexmark MB2338adw в количестве 50 шт. по причине отсутствия его на рынке, что подтверждается письмом производителя товара ООО "Компания Блоссом" N 171 от 08.11.2022.
10.11.2022 Поставщик направил Заказчику письмо N 1310-11/22 о том, что комплектующие материалы для производства товара поставляются из других стран, и из-за сложной обстановки в мире поставки комплектующих материалов в Российскую Федерацию приостановлены, производители снизили объемы производства товара, часть товара отсутствует у производителей, поэтому Поставщик не имеет возможности поставить Картриджи BLOSSOM B235000 для МФУ Lexmark MB2338adw в количестве 50 шт. Поставщик предложил по соглашению сторон расторгнуть контракт в части поставки данного товара с уменьшением цены Контракта на его стоимость.
23.11.2022 Заказчик направил Поставщику письмо N 21.2-10/8269 с требованием поставить товар в срок до 25.11.2022.
02.12.2022 Поставщик поставил Заказчику товар на сумму 2 041 060 рублей и не смог поставить товар на сумму 293 500 руб.
06.12.2022 Поставщик в письме N 1579-12/22 повторно уведомил Заказчик о невозможности поставить товар по позиции N 11 Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) Картридж BLOSSOM B235000 для МФУ Lexmark MB2338adw в количестве 50 шт. и повторно предложил по соглашению сторон расторгнуть контракт в части поставки данного товара с уменьшением цены Контракта на его стоимость.
В решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 28.11.2022 (далее - Решение об отказе) Заказчик указывает:
"Покупатель вправе направить заявку на поставку Товара по 01.10.2022. Заявка N ИС-10.7-06/7725 была направлена 07.11.2022. Срок исполнения обязательства 14.11.2022. Поставщик не исполнил обязательства по поставке товара в количестве и в ассортименте, предусмотренным Контрактом".
В связи с тем, что в условиях Контакта отсутствует обязанность Поставщика поставлять товар по заявке, направленной после 01.10.2022, то Поставщик не нарушал существенные условия Контракта, и у Заказчик отсутствовали основания для принятия Решения об отказе.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "РМ Центр" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Поставщик не уклонялся от исполнения Контракта, поставил товар по всем заявкам Заказчика, направленным в установленный Контрактом срок, даже по заявке направленной Заказчиком после установленного Контрактом срока Поставщик поставил товар, за исключением товара по одной позиции, фактически Поставщик исполнил Контракт на 94% и не нарушал существенных условий Контракта.
Комиссией УФАС было установлено, что ООО "РМ Центр" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые исполняются без нареканий со стороны государственных и муниципальных заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ООО "РМ Центр", что подтверждает добросовестность Участника в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "РМ Центр" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "РМ Центр" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "РМ Центр" (ИНН: 7718868981) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 декабря 2022 г. N РНП-78-1675/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2022