Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО СПбГУ ГА (далее - Заказчик):
ООО "СнабАвиа" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32364-ЭП/22 от 15.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по обновлению баз данных для пилотажно-навигационного комплекса Garmin G1000, имеющегося у Заказчика (извещение N 0372100043922000016),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.03.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по обновлению баз данных для пилотажно-навигационного комплекса Garmin G1000, имеющегося у Заказчика (извещение N 0372100043922000016) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 959 100,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.04.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СнабАвиа".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СнабАвиа" заключен государственный контракт N 03721000439220000160001 от 20.04.2022 на сумму 3 899 713,50 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.2 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- если отступления в услугах от условий Контракта или иные недостатки оказанных услуг в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены;
- если отступления в услугах от условий Контракта или иные недостатки оказанных услуг являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 02.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СнабАвиа".
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по обновлению баз данных для пилотажно-навигационного комплекса Garmin G1000, имеющегося у Заказчика (далее - Услуги).
В соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) при заключении Контракта Участник гарантирует соблюдение требований законодательства Российской Федерации о защите авторских прав и объектов интеллектуальной собственности и законодательства Российской Федерации о защите конкуренции с предоставлением документов, подтверждающих правомерность приобретения и передачи Заказчику баз данных в соответствии с настоящим Техническим заданием, устанавливаемых Заказчиком на принадлежащие ему воздушные суда. Указанная документация предоставляется Участником при выполнении каждого цикла AIRAC.
Файлы обновления баз данных для пилотажно-навигационного комплекса Garmin G1000 воздушных судов Diamond DA42NG поступили от Участника на электронный адрес эскадрильи ФГБОУ ВО СПбГУ ГА (gugada42ng@mail.ru). После попытки скачивания файлов базы данных не открылись, в связи с чем установить файлы обновления баз данных на воздушные суда невозможно.
Согласно письму, направленному 19.05.2022 с электронной почты Участника (snabavialtd@gmail.com) на электронную почту Заказчика (gugada42ng@mail.ru), ООО "СнабАвиа" информировало Заказчика о том, что компания Garmin заблокировала по IP доступ с территории Российской Федерации и Республики Беларусь, файлы с базой данных доступны только через VPN. В случае если у Заказчика нет VPN, файлы с базой данных возможно скачать с сервера ООО "СнабАвиа" в Российской Федерации.
Заказчик посчитал, что использование VPN может привести к некорректной работе оборудования.
Кроме того, в соответствии с Регламентом Совета Европейского союза 833/2014 (с учетом изменений, внесенных Регламентом Совета Европейского союза 2022/328 от 25.02.2022) с 26.02.2022 Европейским союзом введен запрет на экспорт товаров и технологий, пригодных для использования в авиационной или космической отрасли (самолетов, космических кораблей и их частей), независимо от того, происходят ли они из Европейского Союза или нет, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для использования в России.
Вместе с тем между ООО "СнабАвиа" и ООО "Скай Сервис" заключен лицензионный договор от 25.05.2021 N J23/1 о предоставлении простой (неисключительной) лицензии на базу данных (далее - Лицензионный договор).
Предметом Лицензионного договора является предоставление ООО "Скай Сервис" права использования ООО "СнабАвиа" баз данных Garmin на навигационные системы, в том числе Garmin G1000.
Пунктом 1.2 раздела 1 Лицензионного договора закреплено, что исключительное право на базы данных принадлежит иностранной компании Jeppesen GmbH (Джеппесен ГмбХ). Компанией Jeppesen GmbH (Джеппесен ГмбХ) предоставлено право ООО "Скай Сервис" на реализацию лицензионных программных продуктов и баз данных.
Сертификатом от 29.04.2022 N 10/0612 Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее - Сертификат) засвидетельствовано, что ООО "Сэйф Скай" и компания Jeppesen GmbH (Джеппесен ГмбХ) заключили Дилерское соглашение N SAF-42865 от 16.09.2019 (далее - Дилерское соглашение), по условиям которого ООО "Сэйф Скай" приобретало у компании Jeppesen GmbH (Джеппесен ГмбХ) авиационную/аэронавигационную продукцию и услуги. При исполнении обязательств по Дилерскому соглашению стороны не могли предусмотреть обстоятельств, наступивших после его заключения, а именно введение Европейским Союзом с 26.02.2022 запрета на экспорт товара и технологий, пригодных для использования в авиационной или космической отрасли, независимо от того, происходят ли они из Европейского Союза или нет, любому физическому или юридическому лицу, организации, органу в России или для использования в России. Сертификат Торгово-промышленной палаты Российской Федерации подтверждает, что вследствие возникших обстоятельств стороны (ООО "Сэйф Скай" и компания Jeppesen GmbH (Джеппесен ГмбХ)) не имеют возможности исполнять Дилерское соглашение. Из вышеуказанного следует, что у ООО "Скай Сервис" отсутствует право на реализацию лицензионных программных продуктов и баз данных Garmin на навигационные системы G1000 по Лицензионному договору.
На основании изложенного, в связи с запретом, введенным Регламентом Европейского Союза, на экспорт товаров и технологий, пригодных для использования в авиационной или космической отрасли на территорию Российской Федерации, исходя из наличия сертификата Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, засвидетельствовавшего обстоятельства непреодолимой силы, и электронного письма ООО "СнабАвиа", Участник не может подтвердить правомерность приобретения и передачи баз данных Заказчику в соответствии с Техническим Заданием.
В связи с ненадлежащим исполнением ООО "СнабАвиа" своих обязательств по Контракту, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 9.2 Контракта, Законом о контрактной системе, принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 02.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.12.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что Решение Заказчика является незаконным, обязательства по Контракту были исполнены со стороны ООО "СнабАвиа" в полном объеме.
Заказчик указывает, что ООО "СнабАвиа" не имеет права оказывать услуги по обновлению баз данных навигационной системы Garmin G1000, ссылаясь на введенные санкции Европейского Союза (Регламент Совета Европейского Союза 833/2014 (с учетом изменений, внесенных Регламентом Совета Европейского союза 328/2022 от 25.02.2022)).
Между тем, санкции Европейского Союза не являются обязательными на территории Российской Федерации и не имеют юридической силы.
В силу ст. 288 Договора о функционировании Европейского союза (Рим, 25.03.1957) для осуществления компетенции Союза институты принимают регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения. Регламент имеет общее действие. Он является обязательным в полном объеме и подлежит прямому применению во всех государствах-членах.
Российская Федерация не является государством-членом Европейского союза, нормативные правовые акты Европейского союза не являются общепризнанными принципами и нормами международного права. Таким образом, регламенты Европейского союза не имеют юридической силы на территории Российской Федерации.
Таким образом, по мнению представителя Участника, ссылки на право Европейского Союза со стороны Заказчика являются необоснованными.
Права на базу данных Garmin G1000 принадлежат компании Jeppesen GmbH (Федеративная Республика Германия). Неисключительные права на базы данных Участником были приобретены у официального дистрибьютора (реселлера) компании Jeppesen GmbH в Российской Федерации ООО "Скай Сервис" по договору о предоставлении простой (неисключительной) лицензии на базу данных от 25.05.2021 года N J23/1 и актом N 1 приема-передачи простой (неисключительной) лицензии на базу данных по договору N J23/1 от 25.05.2021, согласно которому ООО "СнабАвиа" принял 200 лицензий на обновление баз данных для Garmin G1000 сроком до 31.12.2025 года с правом передачи прав пользования базами данных конечным пользователям. ООО "СнабАвиа" оплатило полученные лицензии.
В соответствии с п. 2.3 Лицензионного договора доступ к базам данных предоставляется посредством генерации ссылок на наборы данных. Гиперссылки с наборами баз данных предоставляются на сервер навигационных систем: http://garmin.com, http://navdata.ru.
В связи с изложенным, ООО "СнабАвиа" вправе предоставлять услуги по обновлению баз данных Garmin G1000.
Приложением N 1 к Техническому заданию Контракта были указаны адреса электронной почты Заказчика, на которые ООО "СнабАвиа" должно было направлять обновления на пилотажно-навигационные комплексы Garmin G1000 (gugada42ng@mail.ru, gugac172s@mail.ru, gugada40@mail.ru).
ООО "СнабАвиа" в надлежащие сроки направлялj обновления на указанные адреса электронной почты Заказчика. Также, когда Exfcnybr понял, что Заказчик собирается уклоняться от исполнения Контракта, Exfcnybr дублировал указанные данные и отправлял их в бумажном виде ценными письмами с описью вложения. Так, например, обновления последнего цикла AIRAC 2211 были направлены 26.10.2022. После отправки всех предусмотренных Контрактом обновлений, Участник сформировал через ЕРУЗ УПД на общую сумму оказанных Услуг, однако Заказчик его не подписал.
Также представитель Участника полагает, что Заказчик намеренно уклонялся от исполнения Контракта, Заказчик не был заинтересован в надлежащем исполнении Контракта со стороны ООО "СнабАвиа".
Так, после получения от ООО "СнабАвиа" доказательств правомерности пользования базами данных и письма производителя, подтверждающего, что ООО "Скай Сервис" является официальным реселлером компании Jeppesen GmbH, Заказчик направил предложение о расторжении Контракта по обоюдному согласию. На указанное предложение ООО "СнабАвиа" ответило отказом в связи с тем, что он понёс затраты на оказание Услуг Заказчику и рассчитывает получить прибыль от исполнения Контракта.
Также Заказчик спустя 1,5 месяца после получения первых обновлений направил рекламационный акт, в котором указал на наличие проблем с установкой обновлений на навигационные системы. На указанное письмо ООО "СнабАвиа" предоставило Заказчику сведения о технической поддержке, и предложило направить за свой счет своих специалистов для помощи Заказчику в установке обновлений. Однако, Заказчик не воспользовался предложением Участника и более не обращался к нему, что, по мнению представителя Участника, указывает на незаинтересованность Заказчика в фактическом исполнении взятых на себя обязательств по Контракту.
В итоге, Заказчик, только после получения от ООО "СнабАвиа" всех предусмотренных Контрактом обновлений (циклы 2203-2211) (т.е. фактически получив исполнение в полном объеме и использовав его по своему усмотрению) и после получения от ООО "СнабАвиа" через ЕРУЗ документов о приемке оказанных услуг, отказался от исполнения Контракта в одностороннем порядке.
Документ о приемке Заказчиком не был обработан в ЕРУЗ (документ не подписан, а также по нему не принято решение в отказе от подписания). Оплата за оказанные Услуги Заказчиком не произведена, в связи с чем ООО "СнабАвиа" была направлена соответствующая претензия.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СнабАвиа" в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, изложенные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что ООО "СнабАвиа" не уклонялось от исполнения Контракта, а напротив выполняло принятые на себя обязательства по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "СнабАвиа" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "СнабАвиа" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СнабАвиа" (ИНН: 9731003980), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 декабря 2022 г. N РНП-78-1680/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2022