Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская туберкулезная больница N 2" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "СК АТОМ" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 32104-ЭП/22 от 13.12.2022) на действия СПб ГБУЗ "Городская туберкулезная больница N 2" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному (аварийному и техническому) обслуживанию зданий и инженерных сетей, систем вентиляции и кондиционирования СПБ ГБУЗ "ГТБ N2" в 2023 году (извещение N 0372200247622000137) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 05.12.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200247622000137. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 370 013,15 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в извещении.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В жалобе Заявитель сообщает, в том числе следующее:
Описание объекта закупки содержит невычисляемые объемы услуг, перечислим только часть из них:
3.3. Перечень услуг, оказываемых в случае возникновения аварий и неисправностей
Устранение провеса сетей, мест с поврежденной изоляцией до 2 м;
Отключение сетей при аварийных ситуациях;
Замена перегоревших электроламп и протирка плафонов в помещениях, местах общего пользования, лестничных клетках, технических этажах и подвалах, сетях наружного (уличного) освещения;
Замена штепсельных розеток и выключателей;
Замена магнитных пускателей;
Замена автоматических выключателей;
Замена электродвигателей;
Замена осветительной проводки;
Замена предохранителей;
Замена розеток, вилок;
Замена светильников;
Участие в приемке сетей после их монтажа и ремонта;
Монтаж кабельных линий, проводок и электрических оконечных устройств, при перестановках существующего и приобретаемого оборудования;
Подготовка водонагревателей к работе после отключения горячего водоснабжения;
Выполнение работ по заявкам, поданным отделениями и службами учреждения.
Также
5. Столярно-плотницкие услуги и услуги по текущему ремонту (содержанию) зданий и помещений
5.1. Перечень услуг:
5.1.1. Фундаменты и стены подвальных помещений:
Заделка и расшивка стыков, швов, трещин, восстановление мест облицовки фундаментных стен со стороны подвальных помещений, цоколей;
Ремонт приямков, входов в подвал;
Замена отдельных участков отмостки по периметру здания;
5.1.2. Оконные и дверные заполнения, светопрозрачные конструкции:
Замена доводчиков, пружин, упоров и их ремонт при эксплуатации;
Замена разбитых стекол, стеклоблоков;
Регулировка арматуры стеклопакетов и восстановление уплотнителей;
Ремонт, открытие /закрытие чердачных слуховых окон и люков;
Замена и ремонт замков врезных и навесных, дверных ручек, петель;
Пристрожка дверей;
Контроль состояния дверей, ремонт, смазка дверных петель, замков, восстановление уплотнителей;
Утепление окон и дверей круглогодично.
5.1.3. Перегородки и стены:
Укрепление, усиление, смена отдельных участков деревянных и гипсокартонных перегородок до 3 м2;
Заделка трещин, расшивка швов, восстановление облицовки и перекладка отдельных участков площадей до 2 м2 кирпичных стен.
Оштукатуривание и подкраска стен, откосов и отливов;
Восстановление облицовочной плитки стен площадью до 3 м2;
Ремонт поверхности кирпичных стен при глубине заделки 0,5 кирпича площадью в одном месте до 1 м2.
5.1.4. Лестницы, балконы, крыльца, козырьки над входами:
Заделка выбоин и трещин;
Ремонт и укрепление поручней лестничных и балконных ограждений;
Укрепление перил и других ограждений лестничных клеток;
Укрепление и покраска козырьков над входами.
5.1.5. Потолки:
Ремонт и покраска отдельных участков потолка;
Ремонт и замена отдельных элементов подвесного потолка площадью до 3 м2.
5.1.6. Полы:
Ремонт и замена отдельных участков напольного покрытия корпусов, переходов между корпусами и в медицинских отделениях до 5 м2;
Ремонт выбоин в полах из керамической плитки местами c заменой плитки площадью до 3 м2;
Замена гидроизоляции полов в отдельных санитарных узлах с полной сменой покрытия.
5.1.7. Кровля:
Осмотр подклейка (гидроизоляция) в местах отслоений, примыканий кровли к металлическим конструкциям, воздуховодам и стенам;
Частичный ремонт (гидроизоляция) кровли в местах протечек;
Очистка поверхности кровли от листьев, мусора;
Укрепление при повреждениях, частичная замена водосточных труб и мелких элементов по фасаду;
Усиление отдельных элементов деревянной стропильной системы, включая смену отдельных стропильных ног, стоек, подкосов, участков прогонов, лежней, обрешетки;
Ремонт выходов на крышу, слуховых окон и специальных люков, устранение протечек;
Очистка водостоков от мусора, снега и наледи.
Комиссия УФАС отмечает, что Заказчиком установлено неоднозначное описание объекта закупки в указанной части.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки. Следовательно, довод жалобы является обоснованным.
В части других доводов жалобы представитель Заказчика возразил, в том числе следующее:
Аварийными ситуациями считаются ситуации, когда дефекты на инженерных сетях создают угрозу срыва теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и канализации лечебного учреждения, а также дефекты, несвоевременная ликвидация которых, может привести к значительному материальному ущербу (размораживание системы отопления, проливы стен, потолков и перекрытий, возникновение очагов возгорания, угроза взрыва, обрушение строительных конструкций).
В соответствии с п. 8.3. Предельные сроки устранения неисправностей,
- устранение протечек кровли, разбитые стекла окон, неисправности электросетей и оборудования и т.д. выполняется в течение 1 суток,
-локализация аварийных повреждений систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и систем отопления - в течение 0,5 часа
-устранение неисправности в работе оборудования обслуживаемых помещения серверных, операционных и других особо значимых помещений - в течение 3 часов, и т. д
Все вышеуказанные сотрудники Исполнителя обязаны соблюдать предельные сроки устранения неисправностей, которые зачастую составляют совсем короткие промежутки времени, и не включают время прибытия специалиста на объект. Сроки устранения неисправностей обусловлены непрерывной работой социально значимого учреждения здравоохранения, непрерывным нахождением в учреждении пациентов, в том числе тяжелобольных, и необходимостью соблюдения Порядков оказания медицинской помощи, Санитарно-гигиенических правил, норм и нормативов.
Таким образом, ежедневное нахождение обоснованно самим характером оказания Услуг.
В рамках исполнения контракта Исполнитель обязан обеспечить аварийным обслуживанием, где качественное, быстрое и бесперебойное реагирование на поступающие заявки является основополагающей функцией.
Перечень услуг, оказываемый еженедельно и ежемесячно, относится к другим направлениям деятельности Исполнителя в данной закупке.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105-106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания всех доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК АТОМ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 декабря 2022 г. N 44-4380/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2022