Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова" Минздрава России (далее - Заказчик):,
ООО "Охранное Предприятие "ЕВРО ОХРАНА" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 32543-ЭП/22 от 16.12.2022) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране городка, общежитий и учебно-оздоровительного комплекса (извещение N 0372100010622000843) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 17.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100010622000843. Начальная (максимальная) цена контракта - 32 608 074, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Извещение об осуществлении закупки содержит следующие положения:
"Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: оснащение объектов заказчика (-ов) и квалифицированного персонала участника закупки надлежащим оборудованием и специальными средствами; технология управления рисками; обеспечение объектов заказчика (-ов) необходимым количеством квалифицированного персонала; осуществления своевременного контроля качества оказания услуг.
Оценка заявки участника по детализирующей характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки определяется согласно представленной форме "Качественные характеристики объекта закупки", установленной в настоящем пункте, содержащей описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте, и заполненной в соответствии с инструкцией по ее заполнению:
Инструкция по заполнению столбца 1 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указывается номер строки в формате "Строка 1", "Строка 2", "Строка 3" и т.д. Инструкция по заполнению столбца 2 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указывается наименование объекта настоящей закупки. Инструкция по заполнению столбца 3 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указывается наименование свойства объекта закупки, по которому участником закупки предполагается сделать описание. Инструкция по заполнению столбца 4 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указываются сведения по соответствующему свойству объекта закупки, указанному в столбце 3 этой же строки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте. Инструкция по заполнению формы "Качественные характеристики объекта закупки" (общие положения): в рамках одной строки участникам необходимо описывать только одно свойство объекта закупки, при этом все столбцы должны быть заполнены строго в соответствии с настоящей инструкцией.
В рамках оснащения объектов заказчика (-ов) и квалифицированного персонала участника закупки надлежащим оборудованием и специальными средствами необходимо предоставить следующий перечень сведений: совокупность оборудования, специальных средств, используемых непосредственными исполнителями (подрядчиками) при оказании услуг, с обязательным указанием по каждому такому оборудованию и специальному средству в отдельности: наименования, количества, марки, минимальных характеристик, и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе оказания соответствующих услуг.
В рамках раздела технология управления рисками необходимо предоставить следующие подразделы: "Планирование по управлению рисками"; "Качественный анализ рисков"; "Количественный анализ рисков"; "Система контроля реализации принятых рисковых решений".
В описании технологии управления рисками обязательное указание факторов внешней среды предприятия: отношение к риску и толерантность к риску организации и лиц, участвующих в процессе оказания услуг, оказывает влияние на план управления и может проявляться в конкретных действиях: исполнитель должен иметь заранее разработанные подходы к управлению рисками, например категории рисков, общие определения понятий и терминов, стандартные шаблоны, схемы распределения ролей и ответственности, а также определенные уровни полномочий для принятия решений. В качестве инструментов и методов планирования управлением рисками: проводятся ли совещания по планированию и анализу, привести иерархическую структуру определения рисков.
В рамках обеспечения объектов заказчика (-ов) необходимым количеством квалифицированного персонала необходимо предоставить следующий перечень сведений: перечень специалистов (сотрудников), задействованных при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с обязательным указанием по каждому такому специалисту (сотруднику) в отдельности: должностей, профессиональных задач и обязанностей, опыта работы в соответствующей должности.
При формировании описания свойств объекта закупки участник закупки должен не повторить требования описания объекта закупки со всеми его приложениями и/или положения нормативной документации, а представить описание свойств объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.
Описание свойств объекта закупки должно разрабатываться участником на основе описания объекта закупки и приложений к нему, являющимся его неотъемлемой частью, а также с учетом требований нормативно-правовых актов. Описание свойств объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в описании объекта закупки и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в описании объекта закупки.
В рамках осуществления своевременного контроля качества оказания услуг необходимо предоставить следующий перечень сведений: методы, направленные на контроль качества результата оказанных услуг, методы по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте; методы контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставления в составе заявки формы "Качественные характеристики объекта закупки", содержащей описание свойств объекта закупки, в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), в противном случае предоставляемое описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
При указании в описании свойств объекта закупки внутреннего контроля за состоянием уровня безопасности на объекте участнику закупки необходимо указать в том числе комплекс действий (мер), совершаемых ответственными должностными лицами участника конкурса по проверке соблюдения работниками участника конкурса возложенных на них обязанностей при исполнении контракта. Проверки, проводимые ответственными должностными лицами участника конкурса при указании мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, должны подразделяться на следующие виды: плановые; внеплановые.
Описание свойств объекта закупки должно быть однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований, содержать слов "должен", "будет", "обязан", "можно", "возможно", "вероятно" и их производные. При формировании описания свойств объекта закупки участник закупки должен не повторить требования описания объекта закупки со всеми его приложениями и/или положения нормативной документации, а представить описание свойств объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.
Непредставление описания свойств объекта закупки или предоставление описания свойств объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, и/или требованиям описания объекта закупки, и/или приложений к нему, трактуется как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В случае, если участником закупки указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание свойств объекта закупки, то такое предложение также трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". Предоставление описания свойств объекта закупки не в соответствии с формой "Качественные характеристики объекта закупки", или предоставление описания свойств объекта закупки не в соответствии с инструкцией по заполнению формы "Качественные характеристики объекта закупки" трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям Заказчика, установленным в настоящем порядке оценки, вне зависимости от степени детализации таких сведений.
Форма "Качественные характеристики объекта закупки":
Наименование конкурса: _____________________________
Столбец 1 |
Столбец 2 |
Столбец 3 |
Столбец 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значение количества баллов по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ от 05.04.2013 оценке по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки:
Уровень шкалы |
Значение критерия |
Количество присуждаемых баллов |
1. |
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одному из свойств объекта закупки, подлежащих оценке. |
0 |
2. |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем свойствам объекта закупки, подлежащим оценке, при этом описание только одного свойства объекта закупки представлено в полном объеме. |
25 |
3. |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем свойствам объекта закупки, подлежащим оценке, при этом описание только двух свойств объекта закупки представлено в полном объеме. |
50 |
4. |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем свойствам объекта закупки, подлежащим оценке, при этом описание только трех свойств объекта закупки представлено в полном объеме. |
75 |
5. |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем свойствам объекта закупки, подлежащим оценке, при этом описание всех свойств объекта закупки представлено в полном объеме. |
100 |
В соответствии с пп. г) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев).
Из анализа заявки Заявителя следует, что в рамках показателя качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участником закупки не представлено описание свойств объекта закупки в соответствии с п. 2 раздела III Приложения 4 извещения об осуществлении закупки.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с представленными возражениями Заказчика, при оценке по свойству "оснащение объектов заказчика и квалифицированного персонала участника электронного конкурса надлежащим оборудованием и специальными средствами" комиссия по осуществлению закупок руководствовалась следующим:
в соответствии с п.2. раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в рамках оснащения объектов заказчика (-ов) и квалифицированного персонала участника закупки надлежащим оборудованием и специальными средствами необходимо предоставить следующий перечень сведений: совокупность оборудования, специальных средств, используемых непосредственными исполнителями (подрядчиками) при оказании услуг, с обязательным указанием по каждому такому оборудованию и специальному средству в отдельности: наименования, количества, марки, минимальных характеристик, и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе оказания соответствующих услуг.
В заявке участника отсутствует информация о количестве оборудования и специальных средств. Таким образом, описание свойства объекта закупки - "оснащение объектов заказчика и квалифицированного персонала участника электронного конкурса надлежащим оборудованием и специальными средствами" представлено участником не в соответствии с установленными Заказчиком требованиями в п. 2 раздела III порядка рассмотрения и оценки заявок, в связи с чем, описание указанного свойства объекта закупки считается комиссией не представленным, а предоставленное участником описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В жалобе Заявитель указал, что некоем уведомлении в уполномоченный орган, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также уполномоченный орган по месту охраны имущества (расположения объекта охраны) частная охранная организация указывает количество специальных средств в соответствии с Приложением N1 к Контракту (Перечень и описание объектов, подлежащих охране: с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г., согласно которого - 25 охранников, у которых 25 комплектов специальных средств).
Однако, первая часть заявки Заявителя содержит исключительно предложение по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и не содержит и не должна содержать информации об участнике закупки.
Следовательно, комиссия Заказчика не могла ознакомиться с указанным уведомлением, даже, если оно размещено в открытых источниках информации. Комиссия Заказчика могла лишь предположить минимальное количество наручников, резиновых палок, средств радиосвязи и ручных метало детекторов, исходя из требований Приложения N2 к Описанию объекта закупки, при условии добросовестности участника.
При оценке по свойству "технология управления рисками" комиссия по осуществлению закупок руководствовалась следующим:
в соответствии с п.2. раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в описании технологии управления рисками обязательное указание факторов внешней среды предприятия: отношение к риску и толерантность к риску организации и лиц, участвующих в процессе оказания услуг, оказывает влияние на план управления и может проявляться в конкретных действиях: исполнитель должен иметь заранее разработанные подходы к управлению рисками, например категории рисков, общие определения понятий и терминов, стандартные шаблоны, схемы распределения ролей и ответственности, а также определенные уровни полномочий для принятия решений. В качестве инструментов и методов планирования управлением рисками: проводятся ли совещания по планированию и анализу, привести иерархическую структуру определения рисков.
В заявке участника не приведена иерархическая структура определения рисков, отсутствует указание факторов внешней среды предприятия. Участником приведены три вида риска. Иерархическая структура определения рисков, как организованное представление определения идентифицированных рисков, которые разделены по уровням и подуровням угроз в заявке участника отсутствует. Таким образом, описание свойства объекта закупки - "технология управления рисками" представлено участником не в соответствии с установленными Заказчиком требованиями в п. 2 раздела III порядка рассмотрения и оценки заявок, в связи с чем, описание указанного свойства объекта закупки считается комиссией не представленным, а предоставленное участником описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
При оценке по свойству "обеспечение объектов заказчика (-ов) необходимым количеством квалифицированного персонала" комиссия по осуществлению закупок руководствовалась следующим:
в соответствии с п.2. раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в рамках обеспечения объектов заказчика (-ов) необходимым количеством квалифицированного персонала необходимо предоставить следующий перечень сведений: перечень специалистов (сотрудников), задействованных при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с обязательным указанием по каждому такому специалисту (сотруднику) в отдельности: должностей, профессиональных задач и обязанностей, опыта работы в соответствующей должности. В заявке участника не представлены профессиональные задачи (цели, заданные в определенных условиях, которые могут быть достигнуты при реализации определенных действий).
В жалобе заявитель ошибочно под профессиональными задачами представляет на рассмотрение комиссии обязанности.
Таким образом, описание свойства объекта закупки - "обеспечение объектов заказчика (-ов) необходимым количеством квалифицированного персонала" представлено участником не в соответствии с установленными Заказчиком требованиями в п. 2 раздела III порядка рассмотрения и оценки заявок, в связи с чем, описание указанного свойства объекта закупки считается комиссией не представленным, а предоставленное участником описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
Таким образом, комиссия Заказчика осуществила оценку заявки в полном соответствии с установленным порядком оценки.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС пришла к выводу, что у конкурсной комиссии Заказчика имелись основания для присвоения заявке участника 0 баллов.
Следовательно, у комиссии Заказчика имелись основания для признания предложения о качестве не представленным, согласно установленного порядка оценки, а доводы жалобы признаны необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 42, 48, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Охранное Предприятие "ЕВРО ОХРАНА" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 декабря 2022 г. N 44-4441/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2022