Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУ "Дом молодежи Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):,
ИП Шуробора Артёма Олеговича (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 32525-ЭП/22 от 16.12.2022) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации функционирования молодёжного Пространства в 2023 году в реализации молодёжной политики Санкт-Петербурга (извещение N 0372200211622000061) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200211622000061. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 500 355, 56 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Описание объекта закупки.docx" к извещению об осуществлении закупки.
Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки содержит раздел 7 "Требование к организации функционирования пространства и обеспечению бесперебойной работы пространства".
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с представленными возражениями Заказчика, согласно п. 7.4 ООЗ Исполнитель обязан возместить Заказчику стоимость имущества или предоставить имущество с эквивалентными или улучшенными характеристиками лишь в случае причинения вреда по вине Исполнителя. Согласно положениями гражданского законодательства вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ч. 1 ст. 1064 ГК РФ). То есть п. 7.4 соответствует положению гражданского кодекса и предусматривает возмещение Исполнителем ущерба лишь в том случае, если действие (бездействие) Исполнителя привели к возникновению такого ущерба. Заказчик же в таком случае обязан доказать причинно-следственную связь между действием (бездействием) исполнителя и причиненным ущербом (ч. 1 ст. 401 ГК РФ).
Согласно п. 7.4.1 ООЗ текущий ремонт имущества заказчика производится силами и за счет Заказчика, после установления фактической причины выхода из строя. По смыслу действующего законодательства, исходя из определения, представленного в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 июля 2017 г. N 29521-ОГ/04, под текущим ремонтом подразумевается ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления* исправности или работоспособности. Так как Заказчик для реализации Контракта передает Исполнителю имущество по акту, то в процессе оказания услуг переданное имущество подвергается естественному износу, то есть подразумевается, что свойства и внешний вид имущества со временем могут меняться, причем независимо от того, кем это имущество будет использоваться. Таким образом, для стабильного функционирования Пространства Заказчик берет на себя ответственность проведение за текущего ремонта с целью предотвращения выхода оборудования из строя и приостановки оказания услуг по Контракту.
Таким образом пункты п. 7.4 и 7.4.1 регулируют две разные ситуации и не являются противоречащими.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. Пунктом 7.10 описания объекта закупки предусмотрено, что для реализации Контракта Заказчик в течении 5 рабочих дней после подписания Контракта направляет на официальную почту в соответствии с п.13.8. Технического задания Исполнителю брендбук и Концепцию реализации Пространства. Опираясь на данные материалы, Исполнителем должны реализовываться все позиции данного Технического задания, в том числе разрабатываться информационный контент и план-сетка мероприятий.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает что вышеуказанные документы отсутствуют в составе извещения, что не позволяет определить потребность Заказчика и сформировать участнику предложение в отношении объекта закупки.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении довода 4 жалобы.
3. Пунктом 11.3 описания объекта закупки предусмотрено, что для реализации целей и задач Пространства необходимо создать или предоставить существующие сайты Пространства (в течение 5 рабочих дней с даты начала оказания услуг) и передает Заказчику исключительное права владения на них в течение 5 рабочих дней с момента создания (предоставления).
В соответствии с доводами Заявителя, вышеуказанное требование является ненадлежащим, поскольку у Заказчика уже имеется сайт.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Согласно представленным Заказчиком возражениям, Заказчик оказывает услуги по организации молодежного пространства с 2019 года и сайт Пространства, соответственно, был создан в 2019 году. Однако, в 2022 году при проведении анализа сайта Заказчик признал его устаревшим, а его работу неэффективной. Таким образом, создание сайта было обусловлено текущей потребностью заказчика, выраженной в необходимости создания качественного и удобного сайта для пользователей и посетителей Пространства. Также Заказчиком было установлено, что создание нового сайта будет стоить дешевле, чем изменение старого.
Условие о передаче существующих сайтов Пространства определяет лишь тот случай, когда у Исполнителя уже есть готовый сайт, подходящий под все характеристики, указанные в техническом задании. Данное условие направлено на обеспечение принципа конкуренции для участников закупки.
Заявителем в материалы дела доказательств обратного не представлено, в связи с чем довод жалобы признается необоснованным.
К аналогичным выводам, Комиссия УФАС пришла в отношении довода 5 жалобы.
4. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 42, 48, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шуробора Артёма Олеговича обоснованной в части доводов о нарушении правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 декабря 2022 г. N 44-4442/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2022