Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
в отсутствие представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 2" (далее - Заказчик) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
ООО "Порядок" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 32546-ЭП/22 от 16.12.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию вентиляционного оборудования (извещение N 0372200080822000176) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 07.12.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200080822000176. Начальная (максимальная) цена контракта - 344 091,60 рубль.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Согласно письменным возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что все характеристики необходимых к поставке товаров являются потребностью Заказчика.
В ходе заседания Комиссии УФАС представлены возражения Заказчика содержащие, в том числе следующую позицию:
Обращаем внимание Комиссии УФАС, что объектами рассматриваемых закупок являются услуги по техническому обслуживанию вентиляционного оборудования и услуги по обслуживанию технологического оборудования пищеблока и прачечной.
Из содержания приложений N 1 к извещениям об осуществлении закупок "Описание объекта закупки", проектов контрактов следует, что в стоимость работ по Контракту включены все расходы по оказанию услуг с учетом затрат на доставку, разгрузку, установку, монтаж, замену оборудования, доставку необходимого оборудования, стоимость расходных материалов, а также налоги и другие обязательные платежи. Запасные части, необходимые для оказания услуг, связанных с ремонтом оборудования (замена, монтаж, демонтаж), стоимость каждой из которых не превышает 10 000 руб., входит в стоимость технического обслуживания.
Запасные части, необходимые для оказания услуг, связанных с ремонтом оборудования (замена, монтаж, демонтаж), стоимость каждой из которых превышает 10 000 руб., закупаются Заказчиком самостоятельно с последующим предоставлением Исполнителю для устранения неисправностей оборудования.
Исчерпывающий перечень оборудования (с указанием модели), подлежащего обслуживанию и ремонту, так же приведён в приложениях N 1 к извещениям об осуществлении закупок "Описание объекта закупки", проектах контрактов.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что Закон позволяет Заказчику не определять количество запасных частей, если такой объем определить не представляется возможным, полагаем, что нарушений норм Закона при установлении вышеуказанных условий Заказчиком не имеется.
Осуществляя закупку, Заказчик предполагает, что участники закупки, подающие заявки на участие в закупке, являются специализированными организациями по ремонту и обслуживанию соответствующего оборудования и имеют представление о конструктивных особенностях оборудования, об используемых расходных материалах и их стоимости, о наиболее часто выходящих из строя деталях и узлах.
Доводы ООО "Порядок" о лишении возможности подать заявки на участие в закупках, принять в них участие и исполнять контракты не соответствуют действительности, поскольку ООО "Порядок" подана заявка с номером 24 по закупке N 0372200080822000176 и заявка с номером 72 по закупке N 0372200080822000177, с ценой 137 800,00 руб. и 585 027,66 руб., соответственно. Таким образом, наличие оспариваемых Заявителем условий не препятствовало подаче заявок и формированию ценового предложения.
На основании изложенного, полагаем, что в действиях Заказчика не усматривается нарушений требований действующего законодательства о контрактной системе, жалоба ООО "Порядок" является необоснованной.
Одновременно, обращаем внимание Комиссии, что ранее - 06.12.2021 г. комиссией Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок было вынесено решение N 44-5547/21 по жалобе ООО "Порядок" на действия СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 2" при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования пищеблока (проведении закупки на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования пищеблока (извещение N 0372200080821000145), которым жалоба по аналогичным доводам признана необоснованной. Поскольку ООО "Порядок" было признано победителем аукциона, Заказчиком был заключен контракт с Заявителем. Однако, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту он был расторгнут 16.11.2022 г. в одностороннем порядке по решению Заказчика. Несмотря на представленные Заказчиком на заседание комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок по делу N РНП-78-1484/22 доказательства ненадлежащего исполнения условий контракта, 24.11.2022 г. сведения в отношении Заявителя в реестр недобросовестных поставщиков не включены.
Полагаем, что целью подачи настоящих жалоб является не желание быть признанным победителем закупок и исполнять контракты добросовестно, а намерение приостановить закупки, чтобы у Заказчика не было возможности получить требуемые услуги к сроку.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Порядок" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 декабря 2022 г. N 44-4462/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2022