Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" (далее - Заказчик) в соответствии с пунктом 11 Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 961,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с документами, составленными при определении подрядчика (поставщика, исполнителя):
Наименование закупки |
Выполнение работ по изготовлению мебели для оснащения общежитий, учебной и офисной мебели |
||
Способ закупки |
Открытый конкурс в электронной форме (далее - Конкурс) |
Идентификационный код закупки |
221780100227478010100100050960000244 |
Дата размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме |
02.11.2022 |
Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги |
3 200 239,82 руб. |
Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе |
09.12.2022 |
Количество заявок, поданных на участие в Конкурсе |
3 |
Наименование единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
ЗАО "ПЕРВАЯ МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА" (ИНН: 7813054206) |
Количество заявок, соответствующих требованиям документации о Конкурсе |
0 |
Цена контракта, предложенная единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (рублей) |
2 417 396,51 руб. |
1. Заказчик обратился за согласованием заключения контракта c единственным поставщиком в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно пункту 11 Правил, контрольный орган в сфере закупок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение и проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Проведение такой внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, и с учетом Правил.
К обращению Заявителя приложены документы и сведения, свидетельствующие о соответствии единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке, а также согласие единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заключить контракт на условиях, предусмотренных документацией о закупке, и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении закупки и документации о закупке.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами комиссии.
Инструкцией по заполнению заявки предусмотрен следующий порядок предоставления сведений:
"14. В случае, если Заказчиком установлены требования к показателям с использованием слова "или", следует указывать один из предложенных вариантов**".
Кроме того, инструкция содержит примечание в отношении вышеуказанного положения следующего содержания:
"** - за исключением случаев, когда производитель товара по данному показателю использует несколько вариантов".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки содержится в файле "ОКЭ-11 ТЗ, Единичные расценки работ.docx".
В отношении товарной позиции N 17 "Конференц- стол руководителя" Заказчиком установлено требование: "Детали стола должны быть изготовлены из двусторонней ЛДСП в цвете дуб медовый или вишня марбелло".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что по вышеуказанному показателю потребности Заказчика соответствует одно из предложенных значений.
Вместе с тем, из совокупности анализа инструкции и формы изложения требований к значениям показателей (характеристикам) товара не представляется однозначным образом опередить потребности Заказчика в товаре, так как согласно инструкции, участникам представлена возможность предоставить в заявках оба значения.
При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают положения ч. 2 ст. 32 и п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. При указанных обстоятельствах Комиссия усматривает достаточные основания, предусмотренные п. 13 Правил, препятствующие заключению контракта с ЗАО "ПЕРВАЯ МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА" (ИНН 7813054206).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 24 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, пунктом 13 Правил, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Отказать ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" в согласовании заключения государственного контракта по итогам проведения Конкурса с номером извещения 0372100003422000812 с единственным подрядчиком - ЗАО "ПЕРВАЯ МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 32 и п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России отдела контроля федеральной контрактной системы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 декабря 2022 г. N 93-157/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022