Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N33032/22 от 21.12.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на техническое обслуживание систем охранной сигнализации (извещение N 0372200290022000218) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 05.12.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200290022000218. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 473 068,10 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки, а также в размещение Заказчиком извещения, которое не содержит определенную должным образом НМЦК.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1.Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта закупки содержится в электронном документе "Приложение_N1.docx".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что пункты 4.2.3.11-13 Приложения N1 к извещению о проведении закупки "Описание объекта закупки", на которые ссылается Заявитель, не устанавливают требований к услугам, для оказания которых необходима лицензия с правом оказания охранных услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. В рамках исполнения контракта не предполагается, а Описание объекта закупки не содержит, оказания каких-либо охранных услуг. Описанием объекта закупки предполагается создание круглосуточного поста централизованного наблюдения и оперативного управления объектовыми системами обеспечения безопасности. Таким образом, в задачи Исполнителя будет входить мониторинг функционирования автоматических охранных систем, но никак не охрана объекта.
Услуги по созданию круглосуточного поста централизованного наблюдения и оперативного управления объектовыми системами обеспечения безопасности действительно могут входить в состав оказания услуг по охране объекта, но сами по себе не относятся к охранным услугам. Так, указание на такие услуги отсутствует в ст.3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Положения о лицензировании частной детективной деятельности Постановления Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" устанавливают требование к получению лицензии с правом оказания охранных услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, при этом сами по себе работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны не требуют такой лицензии.
ГОСТ Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" устанавливает требования к проектированию, монтажу, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной сигнализации, а также требования к методам испытаний систем пожарной сигнализации на работоспособность. ГОСТ оговаривает содержание минимального набора необходимых регламентных работ по поддержанию систем сигнализации в работоспособном состоянии, т.е. отсутствие в ГОСТ описания каких-либо услуг не свидетельствует о невозможности закупки таких услуг Заказчиком в рамках технического обслуживания систем охранной сигнализации, если это требуется исходя из специфики устройства и эксплуатации объектов Заказчика. Получение детальной информации в режиме реального времени о техническом состоянии систем охранной сигнализации для объектов, где в течение нескольких недель может отсутствовать персонал Заказчика позволяет постоянно контролировать работоспособность указанных систем.
Приложением к техническому регламенту Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) установлен перечень средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, на которые распространяются требования технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения". Согласно п.29 раздела VIII "Технические средства, функционирующие в составе систем пожарной автоматики (систем пожарной сигнализации, систем передачи извещений о пожаре, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре)", в перечень входят "Приборы приемно-контрольные и управления пожарные и прочие устройства, предназначенные для расширения функциональных возможностей прибора". Объектовые модули, указанные в п. 4.2.3.14 Описания объекта закупки, соответствуют именно данному пункту перечня. При этом согласно технической документации, которую обязан изучить Исполнитель указанные модули выполняют функционал как в пожароохранном контуре, так и в охранном. Системы охранной и пожарной сигнализации Заказчика выполнены на единой приборной базе оборудования НВП "Болид", т.е. На некоторых объектах мониторинг систем организован с помощью одного Объектового модуля, что требует наличие у него сертификата ТР ЕАЭС 043/2017.
В Описании объекта закупки отсутствует указания на видеокамеры наблюдения, как на объекты, подлежащие техническому обслуживанию в рамках закупаемых услуг. Однако видеокамеры имеются в наличии на объектах Заказчика. Приведенные в п.4.2.4 требования к функционалу объектового модуля устанавливают, в том числе, требования его совместимости с оборудованием Заказчика (в том числе видеокамерами).
Установленные требования к пульту централизованного наблюдения (ПЦН) Исполнителя не требуют от него оказания охранных услуг. Согласно Описанию объекта закупки, в задачу Исполнителя входит обеспечение технического обслуживания охранных систем на объектах Заказчика, в том числе круглосуточный прием сигналов "неисправность", "тревога", оперативное управление системами с АРМ оператора (ПЦН Исполнителя), оперативный выезд ответственного представителя на объекты для устранения неисправностей.
Отсылка в Описании объекта закупки к ГОСТ Р 55017-2012 "Пульты централизованного наблюдения для использования в системах противокриминальной защиты. Требования к информации" не свидетельствует о необходимости оказания Исполнителем охранных услуг.
Требования к рабочему месту оператора ПЦН (п. 4.2.4.3 Описания объекта закупки) установлены исходя из технических характеристик устанавливаемого там оборудования и соответствуют потребностям Заказчика. Заявителем не представлено доказательств, что установленные требования нарушают права участников закупки.
В силу ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В случае, если у участника закупки возникли затруднения в восприятии положений извещения об осуществлении закупки в рассматриваемой части, он был вправе направить соответствующий запрос в рассматриваемой части на предоставление разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, однако данным правом не воспользовался.
Исходя из изложенного, а также учитывая, что Заявитель участие своих представителей не обеспечил, доказательств, свидетельствующих об обратном, не представил, Комиссия УФАС пришла к выводу, что в соответствии с пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
В связи с чем доводы жалобы не находят своего подтверждения и признаются необоснованным.
2. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
Расчет (начальной) максимальной цены контракта, определение и обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) содержится в электронном документе "Приложение_N3.xlsx".
Таким образом, в приложении к извещению содержится обоснование начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В силу ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о формировании и обосновании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта с нарушением, Комиссией УФАС не рассматривается.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 24, 33, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ОП "НОРДИК АСТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 декабря 2022 г. N 44-4563/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2022