Резолютивная часть объявлена 22.12.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 27.12.2022
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
При участии представителей:
заказчика - Федерального бюджетного учреждения "Калининградская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации": А.Ю. Тарасевич (по доверенности);
победителя - ООО "АМУРСТРОЙ": А.А. Костюнина (по доверенности);
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" обращение Федерального бюджетного учреждения "Калининградская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" (вх. 9888/22 от 15.12.2022) (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АМУРСТРОЙ" (ИНН 2703102627, 681008, Россия, Хабаровский край, г. Комсомольск на Амуре, ул. Машинная, дом 28а офис 223, директор - Дианова Елена Игоревна) в связи с уклонением от подписания контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме, объектом которого является выполнение мероприятий по содержанию имущества, находящегося в оперативном управлении ФБУ Калининградской ЛСЭ Минюста России в рамках Государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ), расположенного по адресу г. Калининград, ул. Космонавта Леонова, д. 9 (ремонт помещений N 110, N113, N114Б (1 этаж)) (извещение N 0335100009222000024) (далее - Запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
1) Дата размещения на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения об осуществлении закупки - 05.12.2022.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 917 212,00 рублей.
3) По окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок до 09 часов 00 минут 12.12.2022 подано 2 (две) заявки. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем запроса котировок признан участник закупки идентификационный N 2 (ООО "АМУРСТРОЙ"). Предложение о цене контракта составило - 897 000,00 рублей.
4) 13.12.2022 Заказчиком без своей подписи размещен в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта для подписания победителем запроса котировок.
5) 14.12.2022 ООО "АМУРСТРОЙ" подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещен на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
6) 15.12.2022 Заказчиком размещен в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта от 15.12.2022.
7) 15.12.2022 Заказчиком направлено в Калининградское УФАС России обращение (вх. N 9888/22) о включении сведений об ООО "АМУРСТРОЙ" (далее - Общество) в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
В установленные сроки Заказчик сформировал с использованием единой информационной системы и разместил в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
ООО "АМУРСТРОЙ" в сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе, не исполнило обязательства предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе в полном объеме, в связи с чем был признан уклонившимся от заключения контракта по основаниям, указанным в протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта от 15.12.2022.
Из данного протокола следует, что Победителем Запроса котировок в качестве обеспечения исполнения контракта представлена независимая гарантия N 1168684 от 14.12.2022, выданная ПАО "ТРАНСКАПИТАЛБАНК", которая не соответствует требованиям извещения о проведении Запроса котировок, дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005.
Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные сторонами доводы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В обоснование своей позиции на заседании Комиссии представитель ООО "АМУРСТРОЙ" пояснил, что умысла на уклонение от заключения контракта у Общества не имелось. Общество планировало исполнять контракт, однако представленная независимая гарантия N 1168684 от 14.12.2022 была не принята Заказчиком ввиду ее несоответствия требованиям извещения о проведении Запроса котировок, дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005.
Кроме того, Общество письменно обращалось (исх. N 33 от 15.12.2022) к гаранту - ПАО "ТРАНСКАПИТАЛБАНК" для внесения изменений в независимую гарантию N 1168684 от 14.12.2022 или выпуска новой независимой гарантией с целью устранения причин, препятствующих подписанию контракта по результатам Запроса котировок.
Однако, 19.12.2022 Обществом получен ответ (исх. N 661-05 от 19.12.2022) от ПАО "ТРАНСКАПИТАЛБАНК", в котором гарант сообщает, что выпуск независимой гарантии после признания победителя закупки уклонившимся при отсутствии согласия бенефициара не допускается и представляется нецелесообразным ввиду того, что бенефициар уже выразил отказ в заключении контракта по результатам проведения закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что на включении ООО "АМУРСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков не настаивает.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
По смыслу указанной нормы Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
При этом антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о включении сведений в реестр, не может ограничиваться формальной констатацией лишь установления заказчиком факта уклонения подрядчика от заключения контракта, не выявляя иные, связанные с ним обстоятельства.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении действий, которые предполагают его недобросовестное поведение, совершение умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключении контракта и нарушающих права Заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, так и в их совершении по неосторожности, либо в бездействии, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, чем создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган исполнительной власти обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Субъективным критерием недобросовестности как основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков является умысел на уклонение от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение победителя закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Комиссия полагает, что применительно к рассматриваемому обращению Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе антимонопольный орган не может ограничиться формальной констатацией факта уклонения от заключения контракта, а в числе прочего должен учитывать характер и степень тяжести допущенных им нарушений, совокупность действий Общества, направленных на исправление сложившейся ситуации, а также учитывать цели деятельности Федеральной антимонопольной службы - создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.
Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные сторонами доводы, принимая во внимание также, что Заказчик на включении в реестр недобросовестных поставщиков не настаивал, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО "АМУРСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
В заседании комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении обращения, на вопрос заместителя председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалах дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Федеральным бюджетным учреждением "Калининградская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" (вх. 9888/22 от 15.12.2022), в реестр недобросовестных поставщиков об ООО "АМУРСТРОЙ" (ИНН 2703102627, 681008, Россия, Хабаровский край, г. Комсомольск на Амуре, ул. Машинная, дом 28а офис 223, директор - Дианова Елена Игоревна) не включать.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: А.Н. Хлусова
О.И. Филатов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 27 декабря 2022 г. N 039/10/104-1081/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2022