Резолютивная часть объявлена 27.12.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 30.12.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
В.И. Прудниковав - специалист первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заявителя - ООО "МЕГАБИТ": В.В. Жданова (по доверенности); А.В. Бессоницына (по доверенности);
заказчика - Государственного бюджетного учреждения Калининградской области "Отряд государственной противопожарной службы и обеспечения мероприятий гражданской обороны": Л.С. Солодова (по доверенности); А.Д. Протасова (по доверенности);
уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": В.И. Белоговой (по доверенности),
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ООО "МЕГАБИТ" (вх. N 10014/22 от 20.12.2022) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения Калининградской области "Отряд государственной противопожарной службы и обеспечения мероприятий гражданской обороны" при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для модернизации информационной системы "Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Калининградской области" (извещение N 0335200014922004048) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 20.12.2022 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании извещения о проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, Заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе не применил обязательный для данной категории товаров код КТРУ 26.20.15.000-00000001 "Системный блок", 26.20.14.000-00000001 "Сервер", а также указал дополнительную информацию, дополнительные потребительские свойства товаров в пунктах 1.15, 2.18, 2.19, 2.20, 2.21, 3.18, 3.19, 3.20, 4.18, 4.19, 4.20, 4.21, что не предусмотрено данными позициями КТРУ ввиду наличия установленного запрета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616).
Заявитель полагает, что Заказчиком также неправомерно объединены в один лот поставляемые товары (системный блок, сервер) и специальное программное обеспечение, что ограничивает возможность участия Заявителя в данной закупке.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы Заявителя и сообщили, что действия Заказчика при формировании извещения о проведении Аукциона соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Уполномоченного учреждения на заседании Комиссии с доводами жалобы Заявителя не согласились, полагают, что действия Заказчика соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
14.12.2022 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение об осуществлении закупки N 0335200014922004048 с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 58 299 999,50 рублей.
Как установлено пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), устанавливающие порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил).
Комиссией установлено, что объектом закупки является поставка оборудования для модернизации информационной системы "Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Калининградской области" со следующими кода позиций ОКПД2:
- 26.20.15.000 "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода";
- 26.20.14.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных";
- 26.20.22.000 "Устройства запоминающие полупроводниковые, сохраняющие информацию при выключении питания".
Комиссией установлено, что согласно приложению "Описание объекта закупки" извещения о проведении Аукциона в рамках исполнения контракта предусмотрена поставка следующих товаров:
1.Системный блок - 19 шт. (код ОКПД2 - 26.20.15.000).
2.Сервер приложений N1 - 1 шт. (код ОКПД2 - 26.20.14.000).
3.Сервер приложений N2 - 1 шт. (код ОКПД2 - 26.20.14.000).
4.Сервер приложений N3 - 1 шт. (код ОКПД2 - 26.20.14.000).
5.Система хранения данных - 1 шт. (код ОКПД2 - 26.20.22.000).
При этом, согласно сведениям ЕИС характеристики товаров "системный блок", "сервер" установлены позициями КТРУ 26.20.15.000-00000001 "Системный блок", 26.20.14.000-00000001 "Сервер", применение данных позиция КТРУ обязательно с 24.08.2022.
Комиссия, сопоставив установленные приложением "Описание объекта закупки" извещения о проведении Аукциона и позициями КТРУ 26.20.15.000-00000001 "Системный блок", 26.20.14.000-00000001 "Сервер" характеристики товара, установила, что характеристики товара, содержащиеся в приложении "Описание объекта закупки" извещения о проведении Аукциона идентичны характеристикам, установленным в указанных позициям КТРУ, за исключением тех характеристик, которые содержат требование о наличии предустановленного программного обеспечения (пункт 1.15, 2.18, 2.19, 2.20, 2.21, 3.18, 3.19, 3.20, 4.18, 4.19, 4.20, 4.21 приложения "Описание объекта закупки" извещения о проведении Аукциона).
Кроме того, характеристики товаров, содержащиеся в позициях КТРУ 26.20.15.000-00000001 "Системный блок", 26.20.14.000-00000001 "Сервер", являются обязательными для применения.
Комиссии также установлено, что вышеуказанные товары входят в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 616.
Вместе с тем, пунктами 1.15, 2.18, 2.19, 2.20, 2.21, 3.18, 3.19, 3.20, 4.18, 4.19, 4.20, 4.21 приложения "Описание объекта закупки" извещения о проведении Аукциона установлены следующие дополнительные характеристик товара, которые не предусмотрены позициями КТРУ 26.20.15.000-00000001 "Системный блок", 26.20.14.000-00000001 "Сервер":
- позиция 1 "Системный блок", пункт 1.15 "ОС специального назначения * формат поставки BOX сертифицированная ФСТЭК, для рабочей станции, без ограничения срока, с включенной технической поддержкой тип Привилегированная на 12 мес. - наличие";
- позиция 2 "Сервер приложений N1", пункт 2.18 "ОС * сертифицированная ФСТЭК, для сервера, без ограничения срока, с включенной технической поддержкой тип Привилегированная на 12 мес. - 3 шт.";
- позиция 2 "Сервер приложений N1", пункт 2.19 "программный комплекс средств виртуализации** Бессрочная лицензия, способ передачи BOX, с техподдержкой Привилегированная на 1 год - 1 шт.";
- позиция 2 "Сервер приложений N1", пункт 2.20 "лицензия*** SI3000 EHM Приложение оператора Системы - 112: адаптер поддержки ALSE/RedOS, стандартная, для конфигураций с резервированием, ЦОВ - 1 шт.";
- позиция 2 "Сервер приложений N1", пункт 2.21 "лицензия СУБД **** на 1 ядро x86-64 - 4 шт.";
- позиция 3 "Сервер приложений N2", пункт 3.18 "ОС * сертифицированная ФСТЭК для сервера, без ограничения срока, с включенной технической поддержкой тип Привилегированная на 12 мес. - 3 шт.";
- позиция 3 "Сервер приложений N2", пункт 3.19 "программный комплекс средств виртуализации ** Бессрочная лицензия способ передачи BOX, с техподдержкой Привилегированная на 1 год - 1 шт.";
- позиция 3 "Сервер приложений N2", пункт 3.20 "лицензия СУБД **** на 1 ядро x86-64 - 4 шт.";
- позиция 4 "Сервер приложений N3", пункт 4.18 "ОС* Сертифицированная ФСТЭК, для сервера, без ограничения срока, с включенной технической поддержкой тип Привилегированная на 12 мес. - 6 шт.";
- позиция 4 "Сервер приложений N3", пункт 4.19 "программный комплекс средств виртуализации ** Бессрочная лицензия способ передачи BOX, с техподдержкой Привилегированная на 1 год - 1 шт.";
- позиция 4 "Сервер приложений N3", пункт 4.20 "лицензия***** SI3000 EIIM Модуль взаимодействия с внешними информационными системами: адаптер поддержки ALSE/RedOS - 1 шт.";
- позиция 4 "Сервер приложений N3", пункт 4.21 "лицензия ****** SI3000 LRS Сервер определения местоположения и шлюз SMS: адаптер поддержки ALSE/RedOS - 1 шт."
При этом, возможность установления Заказчиком не предусмотренных соответствующими позициями КТРУ дополнительных характеристик товаров, включенных в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 616, противоречит пункту 5 Правил.
Также Комиссия отмечает, что установленные Заказчиком в пунктах 1.15, 2.18, 2.19, 2.20, 2.21, 3.18, 3.19, 3.20, 4.18, 4.19, 4.20, 4.21 приложения "Описание объекта закупки" извещения о проведении Аукциона дополнительные характеристики товаров не являются дополнительными потребительскими свойствами, в том числе функциональными, техническими, качественными, эксплуатационными характеристиками товара, поскольку представляются собой отдельные товары, а именно программное обеспечение, поставку которого возможно осуществить отдельно от закупаемого оборудования.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно не применивших позиции КТРУ и установивших дополнительные характеристики в описании объекта закупки, которые не предусмотренные соответствующими позициями КТРУ, нарушают пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЕГАБИТ" обоснованной.
2. Признать Заказчика - Государственное бюджетное учреждение Калининградской области "Отряд государственной противопожарной службы и обеспечения мероприятий гражданской обороны" нарушившим пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Государственному бюджетному учреждению Калининградской области "Отряд государственной противопожарной службы и обеспечения мероприятий гражданской обороны", комиссии Уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов", оператору электронной площадки - ООО "РТС-Тендер" (в рамках имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: А.Н. Хлусова
В.И. Прудникова
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 30 декабря 2022 г. N 49-кс/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2022