рассмотрев обращение администрации Косинского муниципального округа Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Строительное управление - 55" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на строительство тротуара (Благоустройство улицы и установка тротуаров в п. Новая Светлица) (изв.N 0156600038622000005),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600038622000005 Заказчиком проводился электронный аукцион на строительство тротуара (Благоустройство улицы и установка тротуаров в п. Новая Светлица). Начальная (максимальная) цена контракта - 1 148 414,40 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 15.12.2022 N 14718/22) рассмотрение обращения было назначено на 19.12.2022 в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 21.12.2022 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
14.02.2022 г. между Заказчиком и ООО "Строительное управление - 55" (далее - Подрядчик) заключен контракт на строительство тротуара (Благоустройство улицы и установка тротуаров в п. Новая Светлица) (далее - Контракт).
В связи с нарушением Подрядчиком условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 03.11.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 6 Контракта).
Условия и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 7 Контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что следует, что в соответствии с условиями Контракта, срок выполнения Подрядчиком работ - 01.09.2022 г. Вместе с тем, по состоянию на 01.09.2022 г., работы по строительству тротуара Подрядчиком выполнены не были. 18.03.2022 г., 12.04.2022 г., 10.08.2022 г., 25.08.2022 г. Подрядчику были направлены претензии о необходимости начала производства работ по Контракту, вместе с тем, к выполнению работ Подрядчик не приступил.
Поскольку на 21.10.2022 г. Подрядчик к выполнению работ не приступил, на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 01.12.2022 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 3598100812722000010 в разделе "Решение об одностороннем отказе"
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 01.12.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 12.12.2022 г. Информация об ООО "Строительное управление-55" была направлена в адрес Пермского УФАС России 14.12.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, Подрядчик указал, что исходя из анализа условий Контракта, основная часть работ состояла из доставки и устройства дорожных покрытий из сборных прямоугольных железобетонных плит площадью до 10,5 м2. В соответствии с п. 6, п. 7 Ведомости объемов работ (раздел N 3 Приложения N 1 к Контракту), а также п. 6, п. 7 локального-сметного расчета к Контракту включают в себя: плиты железобетонные ПБ 24-10-6/8 в количестве 116 шт., а также перевозку бетонных, железобетонных изделий, стеновых и перегородных материалов (плит, панелей) панелевозом на автомобильном ходу грузоподъемностью 25 т на расстояние: I класс груза до 200 км. Как указал Подрядчик, доставить указанные выше плиты на объект работ в п. Новая Светлица можно было только пересекая реку Коса по ледовой переправе в Косинском муниципальном округе (село Коса - поселок Усть-Коса). Иного дорожного пути доставить плиты на объект работ в п. Новая Светлица не имелось, при этом, документация к закупке не содержала в себе сведений об особенностях проезда до места производства работ. Также, согласно информации полученной с официального сайта МЧС Пермского края, в конце марта 2022 г. на ледовой переправе через реку Коса в связи с несоответствием последней требованиям безопасности, было разрешено движение только для автомобильного транспорта массой не более 10 тонн. В начале апреля 2022 г., движение по ледовой переправе было полностью закрыто. Как указывает Подрядчик, с конца марта 2022 г., возможности доставить железобетонные плиты у Подрядчика не имелось, ввиду того, что вес транспорта, предназначенного для транспортировки железобетонных плит, без груза составляет 10 тонн, что исключает возможность транспортировки указанных панелей, так как повлечет нарушение установленных требований пользования ледяной переправой. Кроме этого, Подрядчик указывает, что, согласно ответу производителя, дата изготовления необходимых железобетонных плит в количестве 116 шт., составляет период с 10.05.2022 г. до 25.05.2022 г., таким образом, Подрядчик указал, что не имел возможности перевезти железобетонные плиты до места производства работ до закрытия ледяной переправы.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные стороной, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
В результате анализа условий контракта, переписки между сторонами, Комиссия пришла к следующему.
Согласно п. 1.3, п. 1.4 Контракта, датой начала выполнения работ является дата заключения Контракта, срок окончания выполнения работ: 01.09.2022 г.
В соответствии с п. 1.2 Технического задания, место выполнения работ - Пермский край, Косинский муниципальный округ, п. Новая Светлица. Установлено, что п. 6, п. 7 Ведомости объемов работ (раздел N 3 Приложения N 1 к Контракту), а также п. 6, п. 7 локального-сметного расчета к Контракту включают в себя: плиты железобетонные ПБ 24-10-6/8 в количестве 116 шт., а также перевозку бетонных, железобетонных изделий, стеновых и перегородных материалов (плит, панелей) панелевозом на автомобильном ходу грузоподъемностью 25 т на расстояние: I класс груза до 200 км.
В соответствии с представленной в адрес Комиссии перепиской Подрядчика с ООО "Твой Бетон", письмом (исх. N 95 от 20.02.2022 г.), Подрядчиком был сделан запрос в адрес ООО "Твой Бетон" о сроке изготовления плиты железобетонные ПБ 24-10-6/8 в количестве 116 шт., согласно ответу на который (письмо ООО "Твой Бетон" исх. N 05А/22 от 25.02.2022 г.), установлена примерная дата изготовления указанного товара - с 10.05.2022 г. до 25.05.2022 г.
В ходе анализа переписки между сторонами установлено также, что перевозка указанных железобетонных плит до места выполнения работ, возможна лишь по ледовой переправе, при этом, движение по указанной ледяной переправе, ввиду изменившихся погодных условий, со второй половины марта 2022 г., было разрешено лишь автомобильному транспорту, вес которого не превышает 10 тонн. Указанное обстоятельство препятствовало Подрядчику перевести необходимые для исполнения Контракта материалы к месту проведения работ. Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
На основании указанного, Подрядчик обратился в адрес Заказчика с запросом об увеличении срока исполнения обязательств по Контракту до 01.09.2023 г. (письмо исх. N 172 от 22.09.2022 г.).
Вместе с тем, Заказчик указывает, что указанные выше обстоятельства не являются существенными для изменения срока исполнения Контракта.
Таким образом, из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно порядка исполнения сторонами обязательств, предусмотренных Контрактом.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Строительное управление-55" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Строительное управление-55" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 декабря 2022 г. N РНП-59-546
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2022