Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Делана" (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению бельевого режима (изв. N 0156200009922001341),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 21.12.2022 г. в 10:45 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 27.12.2022 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009922001341 Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на оказание услуг по обеспечению бельевого режима.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.12.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 27 087 015,96 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 20.12.2022 г.
1. По мнению Заявителя, установленное описанием объекта закупки требование о ведении автоматизированной электронной системы контроля и учета предоставляемого во временное пользование белья с использованием радиометок ограничивает круг потенциальных участников закупки. Кроме того, Заявитель указывает также, что Уполномоченным органом необоснованно объединены в одну закупку услуги, которые исполнителю предстоит выполнить в разных районах и городах Пермского края.
Представитель Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласен, указав, что необходимость применения автоматизированной системы, использующей радиометки, вшитые в предоставляемое белье, обусловлено значительным объемом услуг по стирке, сушке, глажке белья. Введение автоматизированного учета белья позволяет обеспечить максимально точную идентификацию используемой заказчиками обезличенной массы белья. Технология автоматизированного учета белья позволяет осуществлять эффективное отслеживание всего цикла обеспечения бельевого режима в учреждениях здравоохранения Пермского края. В результате внедрения указанной технологии у заказчиков возникает возможность сокращения количества персонала, задействованного в учете белья. Кроме того, экономится время на действия по приемке и выдаче белья, а также сводятся к минимуму ошибки, связанные с учетом белья. В полной мере осуществляется контроль за исполнением обязательств по контракту как в части соблюдения качественных, так и количественных показателей, что ведет к значительному повышению эффективности использования средств обязательного медицинского страхования, повышению качества оказываемых Заказчиком медицинского обслуживания граждан в соответствующих территориях Пермского края. Вследствие чего, к исполнителю контракта по оспариваемой закупке предъявляются требования, которые в полной мере отвечают принципу эффективности и результативности обеспечения государственных нужд. Включение в извещение об осуществлении рассматриваемой закупки условий, исключающих участие в закупке определенных хозяйствующих субъектов, не соответствующих данным требованиям, сформулированным исходя из потребности Заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Таким образом, оспариваемое требование извещения о проведении аукциона сформировано исходя из потребностей Заказчика и не противоречит нормам законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Относительно довода Заявителя о территории оказываемых услуг представитель Уполномоченного органа пояснил, что для удовлетворения нужд учреждений здравоохранения в Пермском крае Уполномоченным органом объявлены три совместные закупки по обеспечению бельевого режима. В частности, оспариваемая закупка N 0156200009922001341 включает в себя стирку, сушку, глажку белья фасонного (за исключением инфекционного), на территории Исполнителя, а также стирку, сушку, глажку белья прямого (за исключением инфекционного), с предоставлением белья во временное пользование, на территории исполнителя с применением системы контроля. Таким образом, оспариваемый Заявителем метод "лотирования" услуг позволяет заказчику реализовать метод "единого окна", когда за обеспечение бельевого режима в различных медицинских организациях Пермского края отвечает один исполнитель. Такой подход способствует минимизации затрат заказчика на организационные мероприятия, связанные с услугами по стирке белья и способствует как единообразию и согласованности оказываемых услуг, так и эффективности расходования средств, выделенных на финансирование данного мероприятия.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках, При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона о закупках, при осуществлении закупки одних и тех же товаров, работ, услуг допускается проведение совместного конкурса или аукциона на основании заключенного в соответствии с настоящей статьей соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона (далее в настоящей статье - соглашение). При проведении совместного конкурса или аукциона применяются положения настоящего Федерального закона о проведении конкурсов, аукционов с учетом следующих особенностей:
1) проведение совместного конкурса или аукциона осуществляется его организатором, являющимся одним из заказчиков, одним из уполномоченных органов или уполномоченных учреждений, которому другие заказчики, уполномоченные органы или уполномоченные учреждения передали полномочия по проведению такого конкурса или аукциона на основании соглашения. Информация о таком организаторе подлежит включению такими заказчиками, уполномоченными органами или уполномоченными учреждениями в планы-графики после заключения соглашения и до начала осуществления закупки;
2) извещение об осуществлении закупки, приглашение должны содержать начальную (максимальную) цену каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса или аукциона, и сумму таких начальных (максимальных) цен, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, - начальную цену единицы товара, работы, услуги, а также начальную сумму цен указанных единиц и максимальное значение цены каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса или аукциона;
3) участник закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для подачи предложения о цене контракта, подает предложение о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса или аукциона, предусматривающее снижение определенной в соответствии с пунктом 2 настоящей части суммы начальных (максимальных) цен всех таких контрактов. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, участник закупки подает предложение о сумме цен единиц товара, работы, услуги;
4) контракт по результатам проведения совместного конкурса или аукциона заключается каждой стороной соглашения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Цена контракта определяется путем уменьшения начальной (максимальной) цены соответствующего контракта пропорционально предложенному участником закупки снижению суммы начальных (максимальных) цен всех контрактов. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, в проект каждого контракта включается максимальное значение цены соответствующего контракта, а также цена единицы товара, работы, услуги, которая определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы пропорционально снижению начальной суммы цен указанных единиц, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
5) обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом направляется в контрольный орган в сфере закупок каждой стороной соглашения.
В силу ч. 3 ст. 25 Закона о закупках, к деятельности организатора совместного конкурса или аукциона в пределах полномочий, переданных в соответствии с соглашением, применяются положения настоящего Федерального закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок. Организатор совместного конкурса или аукциона:
1) создает комиссию по осуществлению закупок;
2) размещает в единой информационной системе необходимые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) информацию и документы;
3) направляет в соответствии с настоящим Федеральным законом обращение о согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, предусмотренное частью 2 статьи 72 настоящего Федерального закона;
4) направляет приглашение принять участие в совместном закрытом конкурсе или закрытом аукционе, составляет предусмотренные настоящим Федеральным законом при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона документы;
5) утверждает и предоставляет документацию о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), разъясняет положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные соглашением.
Установлено, что описание объекта закупки содержится в приложении к извещению Техническое задание.
Так, согласно п. 6.11 Технического задания, Исполнитель должен вести автоматизированную электронную систему контроля и учета предоставляемого во временное пользование белья. Данная система должна позволять получать информацию о предоставляемом белье, в том числе о дате вводе в эксплуатацию изделия; по количеству стирок каждого изделия; о текущем остатке по контракту с Заказчиком и др. Исполнитель обязан предоставить возможность доступа Заказчику к электронной системе контроля и учета предоставляемого во временное пользование белья. Система контроля должна быть реализована с применением радиометок, вшитых в предоставляемое белье.
Положения п. 6.11 Технического задания содержат также требования к программно-аппаратному комплексу для учета предоставляемого белья.
Кроме того, в соответствии с п. 1.4 Технического задания, место выдачи и возврата белья: согласно Приложению 1 к Техническому заданию.
Так, Приложением 1 к Техническому заданию установлены конкретные адреса выдачи и возврата белья, соответствующие местоположениям Заказчиков на территории Пермского края, чьи потребности по оказанию услуг необходимо удовлетворить исполнителю.
Указанные положения Технического задания оспариваются Заявителем.
Комиссия отмечает, что исходя из норм Закона о контрактной системе, Заказчики не ограничены в правомочиях формулировать объект закупки исходя из собственной потребности, которую они определяют самостоятельно, с учетом норм Закона о контрактной системе. При этом, повышенные требования к порядку оказания услуг также могут являться отражением потребности Заказчика в оказании ему услуг лучшего качества.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, качества, а также предотвращению злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009).
Таким образом, включение в аукционную документацию условий, исключающих участие в закупке определенных хозяйствующих субъектов, не соответствующих данным требованиям, сформулированным исходя из потребности Заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Вместе с тем, Комиссия не находит требования Технического задания о ведении автоматизированного учета белья, а также об удаленности территорий оказываемых услуг неисполнимыми и ограничивающими возможность принятия участия в обжалуемой закупке для неограниченного круга хозяйствующих субъектов.
Довод Заявителя о том, что требования, установленные в п. 6.11 Технического задания не отвечают признакам необходимости, так как описанием объекта закупки не предусмотрены ограничения по количеству оказываемых услуг не коррелирует с положениями Приложения N 2 Технического задания, а именно, с требованиями о периодичности оказания услуг, которые устанавливают минимальное количество оказываемых услуг в неделю, а также время приема-выдачи белья.
Кроме того, в соответствии с п. 6.1, 6.2 Технического задания, на период действия контракта Исполнитель за свой счет предоставляет Заказчику белье согласно перечню, размерам и качеству, указанным в Приложении 3 к Техническому заданию. Исполнитель предоставляет во временное пользование новое белье либо ранее предоставляемое в пользование этому Заказчику. В период действия контракта переданное белье не подлежит передаче другим клиентам Исполнителя. Предоставляемое во временное пользование белье должно быть чистым, без повреждений, без следов ремонта.
Таким образом, в описании объекта закупки речь идет лишь о белье, предоставленном Исполнителем Заказчику.
Следовательно, Заказчиком требуется обеспечение автоматизированной электронной системы контроля и учета только того белья, которое будет предоставлено Исполнителем во временное пользование.
Комиссия отмечает, что указанные Заявителем обстоятельства не свидетельствуют о невозможности подачи заявки на участие в закупке для потенциальных участников.
Кроме того, в адрес Комиссии Уполномоченным органом были представлены коммерческие предложения, что свидетельствует о наличии потенциальных исполнителей, готовых исполнять условия контракта в соответствии с требованиями описания объекта закупки.
Дополнительно сообщаем, что Уполномоченным органом были соблюдены требования к проведению совместного аукциона, установленные положениями ст. 25 Закона о закупках. Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя о незаконном включении в техническое задание требований об автоматизированном учете белья, а также об удаленности территорий оказываемых услуг. Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
2. Комиссией установлено также, что часть доводов Заявителя касается порядка определения Уполномоченным органом начальной максимальной цены контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок осуществляется контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о закупках органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о закупках контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Исходя из совокупности изложенного, у Комиссии отсутствуют полномочия для рассмотрения доводов жалобы относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Делана" на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению бельевого режима (изв. N 0156200009922001341) необоснованной.
2. Передать жалобу для рассмотрения по подведомственности в Министерство финансов Пермского края.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 декабря 2022 г. N 19220/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022