Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГКУ "Организатор пассажирских перевозок Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Черноколпакове Д.С. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (110) (изв. N 0156200009920000603),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009920000603 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (110). Начальная (максимальная) цена контракта - 10 532 993,78 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 23.12.2022 N 15000/22) рассмотрение обращения было назначено на 27.12.2022 в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 28.12.2022 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
25.08.2020 г. между Заказчиком и ИП Черноколпаковым Д.С. заключен контракт N 35-ОПП-20 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (110) на сумму 11 011 114,35 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, указанных в Контракте, 07.12.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 13 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам (далее - работы) по маршрутам, параметры которых установлены приложением N 1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы.
1.2. Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование которых соответствуют требованиям, установленным приложением N 2 к Контракту.
1.3. Объемы работ установлены приложением N 3 к Контракту.
6.1. Заказчик вправе:
6.1.2. требовать от Подрядчика надлежащего выполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта.
6.1. Подрядчик обязан:
6.1.1. реализовывать пассажирам билеты , предоставленные Заказчиком в соответствии с заключенным Сторонами соглашением;
6.1.2. приступить к выполнению предусмотренных Контрактом работ в течение 2 календарных дней со дня заключения Контракта;
6.1.3. обеспечивать информирование пассажиров об условиях перевозок в соответствии с приложением N 18 к Контракту;
6.1.4. обеспечить чистоту салонов транспортных средств в соответствии с приложением N 19 к Контракту;
6.1.5. обеспечить внешнее и внутреннее оформление транспортных средств в соответствии с приложением N 20 к Контракту.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
13.5. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 07.12.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 20.12.2022 г. Информация об ИП Черноколпакове Д.С. направлена в адрес Пермского УФАС России 21.12.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Исполнитель, в нарушении условий Контракта, услуги в полном объеме оказаны не были.
Исполнитель после 02.12.2022 г. перестал оказывать услуги.
Заказчик также пояснил, что по данным Региональной навигационной информационной системы Пермского края, с помощью которого согласно приложению N6 к Контракту осуществляется учет объема выполненной транспортной работы на маршруте, за период с 01.12.2022 г. по 06.12.2022 г. Исполнителем фактически выполнено только 471 км., вместо 1318,8 км., что составляет 35,7% от общего процента выполнения работ за период с 01.12.2022 г. по 06.12.2022 г.
26.08.2022 г. - Заказчик направил в адрес Исполнителя письмо (исх. N 44-И-01-04-901 от 26.08.2022 г.), в котором сообщил, что в связи с переходом межмуниципального маршрута N 110 в статус муниципального, согласно письму N 148-01-22-2-исх-3416 от 04.08.2022 г. администрация Губахинского городского округа Пермского края, осуществляющая полномочия по организации пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах, планирует проведение открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в срок до конца 2023 г. На данных обстоятельств, Заказчик предлагал расторгнуть контракт по соглашению сторон с 01.01.2023 г.
06.12.2022 г. - Заказчик направил в адрес Исполнителя письмо (исх. N 44-И-01-04-1442 от 06.12.2022 г.), в котором просил дать пояснения по факту срыва рейсов по маршруту N 110 "г. Гремячинск - г. Губаха" с 13 час. 30 мин. 02.12.2022 г.
09.12.2022 г. - Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо (исх. N 109 от 09.12.2022 г.), в котором пояснил, что в связи с произошедшим 02.12.2022 г. ДТП с участием рейсового автобуса следовавшего по маршруту N110 "г. Гремячинск - г. Губаха" транспортное обслуживание остановлено с 03.12.2022 г. в связи с неисправностью основного автобуса и расторжением трудового договора с водителем (по собственной инициативе) участвовавшим при ДТП.
Ставить резервное ТС на постоянную основу не позволяют условия ГК N 35-ОПП-20 от 25.08.2020 г., а также данный Контракт с 01.01.2023 г. прекращает действие, в связи с переходом г. Гремячинска в муниципальный округ. При данных условиях Исполнитель считает не целесообразным трудоустраивать второго водителя, а силами одного водителя обслуживать данный маршрут не возможно.
В связи с указанными обстоятельствами, транспортную работу по данному маршруту Исполнитель был вынужден прекратить.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС (реестровый номер N 2590437986420000015), Исполнитель до декабря услуги выполнял надлежащим образом, что подтверждается: платежным поручением N 860841 от 15.09.2022 г. на сумму 88477,15 руб.; платежным поручением N 860842 от 15.09.2022 г. на сумму 227512,66 руб.; актом приемки выполненных работ от 05.10.2020 г.; платежным поручением N 968085 от 13.10.2022 г. на сумму 47885,08 от 13.10.2020 г.; платежным поручением N 968086 от 13.10.2020 г. на сумму 123133,07 руб.; актом выполненных работ от 05.11.202020 г.; платежным поручением N 1105087 от 16.11.2020 г.; платежным поручением N 1105088 от 16.11.2020 г. на сумму 124797,02 руб.; актом приемки выполненных работ от 03.12.2020 г.; платежным поручением N 1245839 от 17.12.2020 г. на сумму 45296,70 руб.; платежным поручением N 1245840 от 17.12.2020 г. на сумму 116477,22 руб.; актом приемки выполненных работ от 21.12.2020 г.; платежным поручением N 1311548 от 28.12.2020 г. на сумму 110930,69 руб.; актом приемки выполненных работ от 12.01.2021 г.; актом приемки выполненных работ от 09.02.2021 г.; платежным поручением N 121732 от 20.02.2021 г. на сумму 145196,79 руб.; актом приемки выполненных работ от 11.03.2021 г.; платежным поручением N 221397 от 19.03.2021 г. на сумму 157098,16 руб.; актом приемки выполненных работ от 07.04.2021 г.; платежным поручением N 356150 от 22.04.2021 г. на сумму 116965,72 руб.; платежным поручением N 356151 от 22.04.2021 г. на сумму 61554,02 руб.; платежным поручением N 375453 от 29.04.2021 г. на сумму 0,90 руб.; актом приемки выполненных работ от 13.05.2021 г.; платежным поручением N 456381 от 20.05.2021 г. на сумму 102200,36 руб.; платежным поручением N 456382 от 20.05.2021 г. на сумму 73940,01 руб.; актом приемки выполненных работ от 09.06.2021 г.; платежным поручением N 572130 от 21.06.2021 г. на сумму 66295,72 руб.; платежным поручением N 572129 от 21.06.2021 г. на сумму 97943,27 руб.; актом приёмки выполненных работ от 21.07.2021 г.; платежным поручением N 733125 от 02.08.2021 г. на сумму 100186,95 руб.; платежным поручением N 733126 от 02.08.2021 г. на сумму 50853,17 руб.; платежным поручением N 777889 от 12.08.2021 г. на сумму 25810,06 руб.; актом приемки выполненных работ от 23.08.2021 г.; платежным поручением N 833954 от 30.08.2021 г. на сумму 64298,84 руб.; платежным поручением N 833951 от 30.08.2021 г. на сумму 124228,57 руб.; актом приемки выполненных работ от 22.09.2021 г.; платежным поручением N 941688 от 28.09.2021 г. на сумму 135756,01 руб.; платежным поручением N 941689 от 28.09.2021 г. на сумму 52771,40 руб.; актом приемки выполненных работ от 19.10.2021 г.; платежным поручением N 1075582 от 29.10.2021 г. на сумму 62187,82 руб.; платежным поручением N 1075580 от 29.10.2021 г. на сумму 118798,49 руб.; актом приемки выполненных работ от 23.11.2021 г.; платежным поручением N 1200115 от 02.12.2021 г. на сумму 107512,00 руб.; платежным поручением N 1200116 от 02.12.2021 г. на сумму 75988,01 руб.; актом приемки выполненных работ от 15.12.2021 г.; актом приемки выполненных работ от 20.12.2021 г.; платежным поручением N 1278091 от 20.12.2021 г. на сумму 100922,19 руб.; платежным поручением N 1278093 от 20.12.2021 г. на сумму 75036,71 руб.; платежным поручением N 534794 от 24.05.2022 г. на сумму 105993,11 руб.; платежным поручением N 534793 от 24.05.2022 г. на сумму 80453,71 руб.; актом приемки выполненных работ от 16.05.2022 г. и др.
Кроме того, Заказчик не оспаривает сам факт исполнения части услуг по Контракту ИП Черноколпакове Д.С., предусмотренного условиями Контракта, что отражено в решении об одностороннем отказе.
Кроме того, согласно сведениям из ЕИС стоимость исполненных ИП Черноколпакове Д.С. обязательств - 4 938 233,48 руб.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Исполнителем взятых на себя обязательств, сведения об ИП Черноколпакове Д.С. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Черноколпакове Д.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 декабря 2022 г. N РНП-59-522
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022