Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Чистый город - БК" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу крупногабаритного мусора (изв.N 0356100001422000128),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 27.12.2022 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100001422000128 ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на оказание услуг по вывозу крупногабаритного мусора.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.12.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 197 285,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 21.12.2022 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком в составе документации не определен перечень отходов IV - V класса опасности и не представлены паспорта на отходы IV класса опасности, в отношении которых должны быть выполнены работы, оказаны услуги (пп. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), а также не определены виды работ (услуг), выполняемых участниками закупки в составе лицензируемого вида деятельности.
2. Кроме того, Заявитель полагает, что Заказчиком не установлены требования о предоставлении в составе лицензии копии приложения к лицензии с видами отходов IV класса опасности, в отношении которых должны быть выполнены работы, оказаны услуги. Также не определен перечень отходов IV классов опасности.
3. Заявитель также полагает, что Заказчиком неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе заявки номера записи из реестра лицензий или копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
4. Заявитель также полагает, что в извещении и приложении к нему отсутствуют количественные показатели объема образуемых отходов применительно к каждому месту оказания услуг и тип контейнера, который в данном месте необходимо будет установить, а также периодичность установки и вывоза контейнера с отходами.
5. Заявитель считает, что Заказчиком в извещении и приложении к нему не определена конечная судьба отходов.
Заказчик с доводами жалобы не согласен. В письменных пояснениях указал следующее.
Требование в составе заявки лицензии ограничит конкуренцию, так как "Вывоз крупногабаритного мусора" относится к V классу опасности, данный вид отходов не подлежит лицензированию. Объект закупки: вывоз КГМ относящийся к V классу опасности отходов, лицензирование данной деятельности не требуется, в Техническом задании ошибочно не указан V класс опасности отходов. При составлении проекта Контракта допущена техническая ошибка, а именно в п. 2.3. проекта Контракта указаны услуги по утилизации и обезвреживанию. Соответственно привлекать субподрядчика нет необходимости.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В связи с ч. 3 ст. 33 Закона о закупках не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Согласно п. 12. ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 2. ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии пп. "н" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0356100001422000128 требования к содержанию, составу заявки указаны в отдельном файле.
Проанализировав требования к составу заявки, Комиссией установлено, что требование о предоставлении в составе заявки лицензии, а также копии приложения к лицензии с видами отходов IV класса опасности, в отношении которых должны быть выполнены работы/оказаны услуги, а также с указанием видов деятельности отсутствует.
Исходя из положений п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Правовое регулирование основ обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 16.05.2022) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008) утвержден каталог отходов, включающий в себя код и наименование отходов.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Согласно п. 1 Порядка N 1026 паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт отходов) представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.
Согласно п. 3 Порядка N 1026 паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I- IV классов опасности.
Действующее законодательство в области обращения с отходами производства и потребления не содержит в себе норм, указывающих на отсутствие необходимости составления паспорта отходов I - IV классов опасности.
Согласно пп. "б" п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 (ред. от 13.04.2022) "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором указывает:
б) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.
После проверки всех поданных документов Уполномоченный орган выдает соответствующую лицензию, в которой указывается вид деятельности, а также вид отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, на которые лицензия распространяется.
Отсутствие данной информации в описании объекта закупки не позволяет потенциальным участникам закупки, обладающим лицензией на деятельность с определенными видами отходов, определить возможность участия в закупке и исполнения условий Контракта.
Вместе с тем, в ходе анализа извещения и приложения к нему, Комиссией установлено, что Заказчиком не получены паспорта отходов, а также не указаны классы опасности отходов, с которыми придется работать в ходе исполнения Контракта.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Техническое задание также не содержит указаний на виды отходов.
Заказчик пояснил, что в Техническом задании ошибочно нет указания на V класс опасности отходов.
Согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" отходы из жилищ крупногабаритные соответствуют коду 7 31 110 02 21 5 и относятся к V классу опасности.
Вместе с тем, Техническое задание не содержит указания на код согласно федеральному классификационному каталогу отходов, что вводит участников закупки в заблуждение.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу что в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В отношении довода Заявителя о том, что Заказчиком не установлены требования о предоставлении в составе заявки лицензии с приложением к лицензии с видами отходов IV класса опасности, в отношении которых должны быть выполнены работы, оказаны услуги, Комиссия отмечает следующее.
Как указанно ранее, Заказчик пояснил, что в рамках оказания услуг по вывозу крупногабаритного мусора планируется вывозить отходы только V класса опасности.
Вместе с тем, согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Комиссия отмечает, что не представляется возможным определить необходимость установления требования о предоставлении в составе заявки лицензии на деятельность, осуществляемую с отходами I-V класса опасности.
Довод Заявителя о том, что Заказчик не установил количественные показатели объема образуемых отходов применительно к каждому месту оказания услуг не нашел своего подтверждения, в связи с тем, что в Техническом задании указан объем КГМ - 250 м3. Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика, не установившего объем контейнера, который необходимо будет установить, имеется нарушение п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках. Доказательств обратного в материалах не предоставлено.
Согласно п. 3 Технического задания (приложение N 2 "Описание объекта закупки"): время загрузки контейнера должно быть не ограничено, но не больше 30 дней с момента установки контейнера на площадке Заказчика. Заказчик контролирует заполненность контейнера и при полной загрузке сообщает Исполнителю о дате вывоза контейнера со своей площадки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком не установлена периодичность установки и вывоза контейнеров с отходами не нашел подтверждения. Доказательств иного в материалах жалобы не представлено.
Комиссия также отмечает, что согласно Техническому заданию (приложение N 2 "Описание объекта закупки") установлено наименование услуг: вывоз и захоронение КГМ.
Вместе с тем, согласно 2.3. проекта Контракта: в цену контракта включены: стоимость услуг, все расходы Исполнителя, связанные с погрузкой, вывозом до места утилизации и обезвреживания, транспортировкой, разгрузкой отходов, а также стоимость любых других сопутствующих расходов Исполнителя, необходимых для исполнения контракта, стоимость обязательных налогов и сборов и других обязательных платежей, установленных действующим законодательством РФ.
В ст. 1 Закона N 89-ФЗ определены следующие понятия:
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
- обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
- сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
- транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.
Следовательно, потенциальным участникам закупки не представляется возможным определить виды работ, выполняемых участником закупки в составе лицензируемого вида деятельности.
Заказчик пояснил, что в п. 2.3 проекта Контракта допущена техническая ошибка, необходимо осуществить вывоз крупногабаритного мусора.
Следовательно, на оказание услуг по вывозу отходов не требуется привлекать соисполнителей.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу что в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
19.12.2022 г. размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2022 NИО1.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Чистый город - БК" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу крупногабаритного мусора (изв.N 0356100001422000128) обоснованной в части не установления в извещении и приложении к нему видов и классов опасности отходов, информации о типе контейнера, а также видов работ, выполняемых участником закупки в составе лицензируемого вида деятельности.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 декабря 2022 г. N 19221/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022