Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, О.В. Рогова, старший государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - ФГБОУ ВО "КГМУ им.профессора В.Ф. Войно - Ясенецкого" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Аксиома" (ИНН 2461030226) (далее - общество, исполнитель), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Аксиома" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N310-07-21 от 20.07.2021 (реестровый номер 1246501510921000213), заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Разработка проектно-сметной документации на проектирование аварийного освещения, молниезащиты и заземления жилых и учебных зданий", Извещение N 0319100005521000188 (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ООО "Аксиома", условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по электронным адресам заказчика и общества были направлены уведомления о рассмотрении РНП N 024/06/104-3524/2022, в которых содержались требования о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению обращения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссией Красноярского УФАС России 21.12.2022 в 14 часов 10 минут (по местному времени) было рассмотрено по существу обращение заказчика и представленные им документы в отсутствии представителей общества, надлежащим образом уведомленных. На заседании Комиссии по рассмотрению обращения представители заказчика, общества не присутствовали. От общества в адрес Красноярского УФАС не поступило пояснения о причинах неисполнения контракта.
Из обращения заказчика следует, что между ФГБОУ ВО "КГМУ им.профессора В.Ф. Войно - Ясенецкого" Министерства здравоохранения Российской Федерации и ООО "Аксиома" по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт N310-07-21 от 20.07.2021. В связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств по контракту заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ООО "Аксиома" направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru 28.06.2021 было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Разработка проектно-сметной документации на проектирование аварийного освещения, молниезащиты и заземления жилых и учебных зданий", номер извещения 0319100005521000188.
Комиссия отмечает, что ООО "Аксиома" добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо выполнить работы, являющиеся предметом контракта.
Согласно пункту 1.1 контракта: "Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязанность разработать проектно-сметную документацию на проектирование аварийного освещения, молниезащиты и заземления жилых и учебных зданий (далее - работы) в рамках капитального ремонта, в соответствии с характеристиками оказываемой работы (приложение N 1), которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта".
Согласно пунктам 1.2-1.3 контракта: "Заказчик обязуется оплатить выполненные Подрядчиком работы при получении положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России. Срок выполнения работ: в течение 120 календарных дней с момента заключения контракта, включая прохождение экспертизы в ФАУ "Главгосэкспертиза России".
Пунктом 1.5 контракта установлено: "Работа должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и установленным требованиям, указанным в документации об электронном аукционе N 0319100005521000188. Результатом выполненных проектных работ является проектно-сметная документация, при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, проведенной в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости".
Пунктом 4.1.1 контракта установлено: "Подрядчик обязуется: Исполнять поручения Заказчика в ходе выполнения работ, если такие поручения не противоречат условиям настоящего Контракта и требованиям действующего законодательства РФ".
Согласно пункту 4.3.1 контракта: "Заказчик обязуется: В необходимых случаях, по запросу Подрядчика предоставить необходимую информацию (технический паспорт и пр.) в течение 5 рабочих дней с момента поступления запроса Заказчику".
Пунктом 9.2 контракта установлено: "Настоящий контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению Сторон, по решению суда, либо в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством".
В связи с тем, что обществом были допущены существенные нарушения условий контракта, выразившиеся в неисполнении разработки проектно-сметной документации заказчик на основании частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, раздела 9 контракта, 01.12.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в части порядка направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта:
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что в связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств по контракту, заказчиком 01.12.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Согласно пояснениям заказчика на основании статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления общества об одностороннем расторжении контракта заказчик посчитал - 01.12.2022 (дата размещения в ЕИС). При этом датой расторжения контракта заказчик посчитал 12.12.2022 (согласно ЕИС). Заказчик 14.12.2022 в ЕИС разместил информацию о статусе контракта как "Исполнение прекращено".
Таким образом, заказчиком в полном объеме был предоставлен десятидневный срок для устранения исполнителем нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссия делает вывод о том, что процедура расторжения контракта не нарушена.
Комиссия установила, что согласно пункту 1.3. контракта срок выполнения работ в течение 120 календарных дней с момента заключения контракта, включая прохождение экспертизы в ФАУ "Главгосэкспертиза России", т.е. по 17 ноября 2021 года включительно. В установленный контрактом срок работы подрядчиком не выполнены.
Заказчиком в адрес ООО "Аксиома" неоднократно направлялись претензии с требованием выполнить работы по разработке проектно-сметной документации и оплатить начисленную пеню (письма от 29.11.2021 N 01-04/5585, от 01.04.2022 N 02-03/1528, от 09.09.2022 N 02-03/4213).
После неоднократного возврата проектно-сметной документации на доработку на 07.09.2022 заказчиком была согласована проектно-сметная документация в целях дальнейшего ее предоставления ФАУ "Главгосэкспертиза России" для прохождения экспертизы.
Документы, запрашиваемые ООО "Аксиома", необходимые для прохождения экспертизы в ФАУ "Главгосэкспертиза России", представлены заказчиком своевременно и в полном объеме. Однако, документы в ФАУ "Главгосэкспертиза России" для прохождения экспертизы были переданы ООО "Аксиома" только 03.11.2022. Документы ФАУ "Главгосэкспертиза России" 15.11.2022 были возвращены ООО "Аксиома" без рассмотрения. Письмом от 15.11.2022 ООО "Аксиома" фактически отказалось от дальнейшего исполнения обязательств по контракту.
Следует отметить, что в случае, если заказчиком закупаются работы по разработке проектно-сметной документации, результатом которых как итог, необходимо получить положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России", то ценность для заказчика она имеет только в том случае, если это заключение получено.
В том случае, если работы по разработке документации были выполнены, но документация не прошла экспертизу, нельзя говорить, что общество надлежащим образом исполнило контракт. Соответственно неполучение положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России" обществом сделало для заказчика нужду неисполненной и потребность в полном объеме неудовлетворенной.
В том случае, если бы не было нужды для заказчика получать положительное заключения экспертизы, можно было бы при исполнении части работ сделать вывод, что подрядчик частично исполнил работы и поэтому проявил добросовестность в своих действиях, но в данном случае без прохождения экспертизы заказчик выполненный результат далее использовать не может, таким образом нельзя утверждать, что общество добросовестно выполнило работы. При этом пока не получено вышеуказанное положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России", заказчик не может пользоваться в полной мере данной документацией. Таким образом, Комиссия пришла в оспариваемом решении к выводу о недобросовестности подрядчика при исполнении вышеуказанного контракта.
Оценив все имеющиеся документы и сведения, Комиссия пришла к выводу о том, что у ООО "Аксиома" отсутствовали правовые основания и уважительные причины для неисполнения обязательств по контракту в полном объеме.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии достаточных оснований считать ООО "Аксиома" нарушившим существенные условия контракта.
Общество, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению потребности ФГБОУ ВО "КГМУ им.профессора В.Ф. Войно - Ясенецкого" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Также на момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что обществом были совершены активные действия по устранению причин, послуживших основанием принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Нарушение хозяйствующим субъектом существенных условий контракта предполагает его недобросовестное, виновное поведение.
Оценив все имеющиеся документы и сведения, Комиссия пришла к выводу о том, что у ООО "Аксиома" отсутствовали правовые основания и уважительные причины для неисполнения обязательств по контракту.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии достаточных оснований считать ООО "Аксиома" нарушившим существенные условия контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем Комиссией при рассмотрении обращения не было установлено, что заказчиком были допущены нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю, размещения в единой информационной системе, Кроме того Комиссией не установлено, что обществом были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта, либо надлежащее исполнение было невозможным в силу обстоятельств непреодолимый силы.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у Комиссии оснований для принятия решения об отказе во включении информации об ООО "Аксиома" в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России решила включить сведения об ООО "Аксиома" (ИНН - 2461030226) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
12.12. 22 |
15.12.22 |
15.12.22 |
0 |
15.12.22 |
21.12.22 |
21.12.22 |
0 |
26.12.22 |
26.12.22 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова
О.В. Рогова |
|
|
Исп. Рогова О.В. 8391-2110444
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 декабря 2022 г. N 024/06/104-3524/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2022