Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - специалист-эксперт Косенко М.А., главный специалист-эксперт Е.О. Хорышев (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЭЛМАС" (далее - Податель жалобы) на действия аукционной комиссии Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" (далее - Заказчик), Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-20182/22 "Поставка шовного материала на 2023 г. Для нужд КГБУЗ "Ачинская МРБ", извещение N 0119200000122019256 (далее - Электронный аукцион), размещенного на электронной площадке "ЭТП Газпромбанк" далее - Оператор электронной площадки)., установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия субъектов контроля при проведении Электронного аукциона.
Существо жалобы: нарушение аукционной комиссией требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при рассмотрении заявок участников Электронного аукциона.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -
2022-6114
Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению.
В адрес Заказчика, Подателя жалобы, Оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы по существу было проведено в присутствии представителя Уполномоченного органа, Податель жалобы явку своего представителя не обеспечил, Заказчиком было заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы по существу в отсутствии представителя.
Из доводов Подателя жалобы следует, что:
1. Заказчиком неправомерно применен код позиции КТРУ, который не содержит характеристики к поставляемому товару;
2. Заказчиком установлено противоречивое требование в описании объекта закупки по позициям 4-17, а именно: "Непокрытая или покрытая таким материалом как поликапролактон"; "Синтетическая рассасывающаяся плетеная нить, изготовленная из волокна на основе полимера гликолевой кислоты с биосовместимым покрытием на основе стеарата кальция и поликапролактона";
3. Подателем жалобы заявка на участие в Электронном аукционе заполнена надлежащим образом в соответствии с требованиями извещения Электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что в силу требований пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Исходя из вышеизложенного Комиссия лишена возможности рассмотреть вышеуказанные доводы в рамках рассмотрения жалобы по существу. Вместе с тем на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в рамках рассмотрения жалобы Комиссией была проведена внеплановая проверка.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью Заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Электронного аукциона, объектом закупки является товары, в частности "Нить хирургическая из полигликолевой кислоты, полинить", КТРУ 21.20.24.120-00000020"; "Нить хирургическая полиамидная, мононить" КТРУ 21.20.24.120-00000016.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил следует, что также уже было отмечено выше, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе, за исключением случаев, определенных таким пунктом, указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Учитывая изложенное, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав, информацию, содержащуюся в ЕИС, установила, что используемые Заказчиком в данной закупке коды КТРУ не имеют обязательных к применению характеристик.
Таким образом, в связи с отсутствием в каталоге обязательных характеристик заказчик вправе самостоятельно определить информацию и потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги согласно своей потребности. Иное толкование приводило бы к тому, что извещение не содержало бы описания объекта закупки, что не коррелируется с требованиями пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы.
Кроме того законодательство о контрактной системе не содержит положений, которые бы ограничивали заказчиков в использовании справочной информации (размещается в одноименном разделе вкладки "Общая информация" позиции каталога) при описании объекта закупки.
Ввиду изложенного первый довод Подателя жалобы не находит своего подтверждения.
Кроме того описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
Комиссия отмечает, что вышеуказанные выводы коррелируют с многочисленной судебной практикой, в том числе, например, по делам NА21-4239/2020, NА34-1354/2021, NА33-15654/2022.
Проанализировав Описание объекта закупки Электронного аукциона, Комиссия установила, что Заказчиком сформированы четкие и конкретные требования к закупаемым товарам с учетом собственной потребности заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
В частности по позициям 4-17 товаров "Нить хирургическая из полигликолевой кислоты, полинить" Заказчиком установлены в частности следующие характеристики: "Непокрытая или покрытая таким материалом как поликапролактон"; а также "Синтетическая рассасывающаяся плетеная нить, изготовленная из волокна на основе полимера гликолевой кислоты с биосовместимым покрытием на основе стеарата кальция и поликапролактона".
Из анализа вышеизложенных характеристик, Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчику требуется нить, которая:
1. Непосредственно изготовлена из волокна на основе полимера гликолевой кислоты с биосовместимым покрытием на основе стеарата кальция и поликапролактона, при этом характеристика "с биосовместимым покрытием на основе стеарата кальция и поликапролактона" отнесена к свойствам волокна, из которого изготавливается нить;
2. Вместе с тем сама нить, сплетенная из волокон может иметь дополнительно покрытие (оболочку) таким материалом как поликапролактон.
Ввиду изложенного второй довод Подателя жалобы не находит своего подтверждения.
Кроме того в Описание объекта закупки Электронного аукциона по позиции 22 "Нить хирургическая полиамидная, мононить" Заказчиком установлена следующая характеристика: "Она (нить) удаляется из ткани после заживления раны или остается в ткани, где постепенно инкапсулируется фиброзной соединительной тканью".
В соответствии с со статьей 43 Закона о контрактной системе, предложение участника закупки в отношении объекта закушен должно содержать в частности с учетом положений части 2 указанной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В инструкции по заполнению заявки на участие Электронном аукционе были установлены, в том числе следующее требование по заполнению заявки:
"Значения технических параметров, указанных в описании объекта закупки, требуют конкретизации, если сопровождаются словами "не более", "не менее", "от", "до", "или", "либо", указаны в диапазоне и т.д. За исключением: если значение параметра сопровождается формулировкой "значение параметра не требует конкретизации". Формулировка "значение параметра не требует конкретизации" позволяет участнику закупки указать как конкретное значение параметра, так и указать не конкретное значение, при этом указанные значения не должны быть меньше указанных в описании объекта закупки минимальных значений и не должны быть больше указанных в описании объекта закупки максимальных значений".
Таким образом, в инструкции по заполнению заявки указано, что применение союза "или" в описании объекта закупки означает, что заказчику требуется товар только с одним из указанных значений показателей и влечет необходимость для участника закупки указать в заявке с каким из значений он предлагает товар.
При этом Комиссия обращает внимание, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких и определенных критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, заказчик имеет право самостоятельно определять каким образом должна быть конкретизирована и представлена информация о предлагаемом товаре.
Проанализировав заявку Подателя жалобы, Комиссия установила, что им по позициям 4-17 были предложены товары "Нить хирургическая из полигликолевой кислоты, полинить" с характеристикой "Непокрытая или покрытая таким материалом как поликапролактон". Вместе с тем по позиции 22 "Нить хирургическая полиамидная, мононить" Подателем жалобы была указана характеристика "Она (нить) удаляется из ткани после заживления раны или остается в ткани, где постепенно инкапсулируется фиброзной соединительной тканью".
Порядок проведения электронного аукциона регламентирует статья 49 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС приходит к выводу о том, что заявка Подателя жалобы отклонена правомерно, поскольку Подателем жалобы в составе заявки на участие в Электронном аукционе не были указаны конкретные характеристики предлагаемых к поставке товаров.
Кроме того, Подателем жалобы заявлен довод о том, что субъектами контроля нарушены требования Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Относительно указанного довода Комиссия обращает внимание Подателя жалобы на то, что заявление о нарушении требований Закона о защите конкуренции согласно требованиям статьи 44 указанного закона должно содержать описание нарушения антимонопольного законодательства, а также документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. Однако Подателем таковые доказательства не представлены, также Подателем жалобы не представлены доказательства, свидетельствующие о заключении антиконкурентного соглашения достигнутого Заказчиком с иными хозяйствующими субъектами, что могло бы быть основанием для передачи материалов жалобы соответствующему структурному подразделению Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении антимонопольного дела в связи с нарушением статьи 11 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "ЭЛМАС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Косенко
Е.О. Хорышев
Исп. Хорышев Егор Олегович
тел.(391) 211-01-44,вн. 024-107
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 декабря 2022 г. N 024/06/106-3542/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2022