Комиссия Красноярского УФАС России рассмотрению обращения о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, О.В. Рогова, старший государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - ФГБУ "Федеральный сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - заказчик) о внесении сведений об ИП Марченко Дмитрий Геннадьевич (ИНН - 540823008124) (далее - поставщик, ИП) в реестр недобросовестных поставщиков, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о внесении сведений об ИП Марченко Д.Г. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N021/23-КБ от 29.08.2022 (реестровый номер 1246200396222000504), заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N 021/23-КБ "Поставка расходных медицинских материалов для нужд филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ N 42 (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций)", извещение N 0319100004922000402 (далее - электронный аукцион).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ИП Марченко Д.Г. условий такого контракта.
Красноярским УФАС России по адресам местонахождения заказчика и ИПА были направлены уведомления о назначении даты заседания по включению РНП, в которых содержались требования о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению обращения о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссией Красноярского УФАС России 27.12.2022 в 12 часов 30 минут (по местному времени) было рассмотрено по существу обращение заказчика и представленные им документы в отсутствии представителей заказчика, ИП, надлежащим образом уведомленных. От ИП в адрес Красноярского УФАС поступили пояснения о причинах неисполнения контракта. От заказчика направлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствии представителей заказчика.
Из обращения заказчика следует, что между ФГБУ "Федеральный сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства" и ИП Марченко Д.Г. по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт N021/23-КБ от 29.08.2022 "Поставка расходных медицинских материалов для нужд филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ N 42 (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций)". Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ИП Марченко Д.Г. направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона. По результатам проведения электронного аукциона между заказчиком и ИП Марченко Д.Г. заключен контракт на поставку расходных медицинских материалов для нужд больницы.
Комиссией установлено, что поставщик взял на себя обязательство в соответствии с Контрактом в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку расходных медицинских материалов для нужд филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ N 42 (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар. Номенклатура Товара и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту).
Согласно пунктам 3.1.1-3.1.2 контракта "Поставщик обязан: поставить Товар в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки; обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3.2.1-3.2.2 контракта "Заказчик обязан: Осуществлять приемку результатов оказания услуг по настоящему Контракту после получения проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости. Провести экспертизу для проверки представленных Исполнителем результатов оказания услуг, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пунктам 5.1 контракта "Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта.
Поставка Товара производится с 01.04.2023 по 30.06.2023, на основании заявки Заказчика. В Заявке указываются наименование, количество, ассортимент подлежащего поставке Товара, желаемая дата поставки. Заявка передается Заказчиком Поставщику посредством электронной почты, по факсу, с курьером или иным доступным способом связи, позволяющим фиксировать её получение. Не заказанный Заказчиком Товар не поставляется и не оплачивается.
Поставка товара производится в течение 30 дней с момента получения Поставщиком заявки Заказчика, если иная более поздняя дата не указана в Заявке.
Поставщик не менее чем за 2 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени доставки Товара в Место доставки".
Согласно пункту 11.1 контракта "Контракт вступает в силу с момента заключения при условии выполнения поставщиком требований обеспечения исполнения Контракта согласно разделу 9 Контракта и действует до 31.12.2023 года. Окончание срока действия Контракта влечет прекращение обязательств сторон по контракту за исключением гарантийных обязательств (при их наличии), обязательств оплаты уже поставленного Товара, обязательств по возмещению ущерба и выплате неустоек (штрафов, пеней) по Контракту".
Согласно пункту 11.3 контракта "Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Пунктом 13.1 контракта установлено: "Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по Контракту, если их неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы".
Согласно пояснениям заказчика учреждение вынуждено расторгнуть Контракт с индивидуальным предпринимателем в одностороннем порядке в связи с его смертью.
Согласно пояснениям, поступившим от представителей ИП Марченко Д.Г., контракт не может быть исполнен, в связи со смертью индивидуального предпринимателя (Свидетельство о смерти от 16.11.2022). В соответствии с пунктом 5.1 Контракта поставка товара должна производиться с 01.04.2023 по 30.06.2023.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с указанным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В связи с поступлением информации в адрес заказчика о смерти поставщика и соответственно невозможности поставки товара с 01.04.2023 по 30.06.2023 заказчик 07.12.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Согласно пояснениям заказчика датой расторжения контракта 07.12.2022 (дата размещения в ЕИС решения об одностороннем отказе). При этом датой расторжения контракта заказчик посчитал 19.12.2022.
Комиссия обращает внимание на то, что при рассмотрении обращения о внесении сведений об ИП Марченко Д.Г. в реестр недобросовестных поставщиков, оценивался порядок соблюдения условий расторжения контракта во взаимосвязи с фактическим поведением заказчика и поставщика.
Комиссией установлено, что контракт в пункте 11.3 содержит возможность расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в случае существенного нарушения контракта одной из сторон.
Пи этом, Комиссия установила, что ИП не нарушены существенные условия контракта, так как поставка должна быть произведена только в апреле 2023 года. Но при этом данный контракт не может быть исполнен в связи со смертью индивидуального предпринимателя.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
На основании пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Следует отметить, что включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, либо о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
В силу пункта 2 статьи 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Согласно пункту 1 статьи 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
В соответствии с частями 2 и 10 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью данного лица осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица.
В случае смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, признания его судом несостоятельным (банкротом), прекращения в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу указанного приговора суда.
Согласно Единому государственному реестру индивидуальных предпринимателей датой прекращения деятельности ИП Марченко Д.Г. в качестве индивидуального предпринимателя в 17.11.2022).
Таким образом, правоспособность ИП Марченко Д.Г. была прекращена и регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу с 14.11.2022, о чем была внесена соответствующая запись (государственный регистрационный номер 42254760088211 от 17.11.2022).
Комиссия обращает внимание на то, что в случае, явившемся предметом рассмотрения настоящих сведений, заказчик также может принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (данные выводы соответствуют позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 07.09.2016 N Д28и-2450).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ).
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
В рассматриваемом случае смерть поставщика, является обстоятельством непреодолимой силы, препятствующим ИП Марченко Д.Г. исполнить условия контракта в установленные сроки.
С учетом изложенного, Комиссия не может квалифицировать бездействие ИП Марченко Д.Г. недобросовестным, влекущим включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы заказчика, приходит к выводу об отсутствии недобросовестного поведения в действиях участника закупки при выполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" Комиссия Красноярского УФАС России решила отказать во включении сведений об ИП Марченко Д.Г. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
||
|
|
||
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
||
|
О.В. Рогова |
||
|
М.А. Дударева |
||
|
|
||
|
А.А. Кириллова |
||
Исп. Рогова Ольга Владимировна (391) 211-01-44
|
О.В. Рогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 декабря 2022 г. N РНП 024/10/104-3661/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022