Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствие представителей Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия - Алания" (далее - ФКУ "ЦХиСО МВД по РСО-Алания", Заказчик) и ООО "МД - Консалтинг" надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "МД - Консалтинг" на действия ФКУ "ЦХиСО МВД по РСО-Алания" при проведении электронного аукциона N0810100000322000054 на оказание услуг по уборке помещений и территорий за период с 01.01.2023 по 30.06.2023 г. для нужд МВД по РСО-Алания (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
16.12.2022 в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "МД - Консалтинг" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ЦХиСО МВД по РСО-Алания" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку содержит требование о представлении в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, соответствующих значениям, установленным в документации, и указание на товарный знак (при наличии), а также наименования страны происхождения товаров, в то время как объектом рассматриваемого Аукциона являются работы, для выполнения которых используется товар, а не поставка товара.
Не согласившись с доводами жалобы ФКУ "ЦХиСО МВД по РСО-Алания" представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
12 декабря 2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) ФКУ "ЦХиСО МВД по РСО-Алания" было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0810100000322000054 на оказание услуг по уборке помещений и территорий за период с 01.01.2023 по 30.06.2023 г. для нужд МВД по РСО-Алания (далее - Извещение), в том числе проект контракта и техническое задание (далее - ТЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы в том числе:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать в том числе предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 43 закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 закона о контрактной, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
При этом частью 3 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
Из Извещения о проведении Аукциона следует, что объектом рассматриваемой закупки являются услугу по уборке помещений и территорий.
В ТЗ Заказчиком установлено, что все используемые при оказании услуг товары должны быть экологически безопасными, качественными, соответствовать требованиям для данных видов товаров. Качество поставляемых для оказания услуг материалов и оборудования должно соответствовать требованиям действующего законодательства РФ.
В пункте 10 ТЗ указано, что химические средства, (моющие, полирующие, пятновыводящие, дезинфицирующие шампуни, антистатики), концентрированное средство для мойки стекол и зеркал, средство для очистки унитаза, применяемые при оказании услуг по уборке должны соответствовать ГОСТ 32423-2013, ГОСТ 32425-2013, ГОСТ 32478-2013, а также уборочный инвентарь (протирочный материал, швабры, щетки, губки) используются в соответствии с требованиями инструкций фирм-изготовителей.
Моющие средства должны быть отнесены к группе товаров профессионального назначения, применение которых разрешено на территории Российской Федерации и согласованы с Заказчиком. Заправка корзин мешками для мусора: полиэтиленовыми пакетами вместимостью 30, 60 и 120 литров.
Вместе с тем, исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе следует, что требование о предоставлении конкретных показателей товаров в составе заявки на участие в закупке законно исключительно в случае, когда речь идет о непосредственной поставке указанных товаров, которые используются при оказании услуг.
Однако, проект государственного контракта, приложенный к закупочной документации, не содержит положений о приемке товаров, указанных в ТЗ, отдельно от выполненных услуг.
Таким образом, Извещением о проведении Аукциона не предусмотрена поставка товаров при оказании услуг по уборке помещений.
Вместе с тем, в нарушение требований части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе, в подпункте "а" и "б" пункта 2 Извещения Заказчиком установлено требование к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, которая должна содержать следующую информацию:
- с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) информация о товаре, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация о товаре, предусмотренная настоящим подпунктом, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком. Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства;
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ - информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Таким образом, действия должностного лица ФКУ "ЦХиСО МВД по РСО-Алания", выразившиеся в размещении в ЕИС Извещения о проведении Аукциона с нарушением требований части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "МД - Консалтинг" на действия государственного заказчика - ФКУ "ЦХиСО МВД по РСО-Алания" при проведении электронного аукциона N0810100000322000054 на оказание услуг по уборке помещений и территорий за период с 01.01.2023 по 30.06.2023 г. для нужд МВД по РСО-Алания.
2. Признать ФКУ "ЦХиСО МВД по РСО-Алания" нарушившим требования части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - ФКУ "ЦХиСО МВД по РСО-Алания" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА221-12/22 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ФКУ "ЦХиСО МВД по РСО-Алания", виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 23 декабря 2022 г. N А221-12/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2022